Автор: Шарафутдинова Гулфиназ Хайрнасовна Дата публикации: 12.02.2018 |
Каждый народ талантлив по-своему, и своеобразие его художественного таланта воплощается, прежде всего, в фольклоре, устно-поэтическом или музыкальном. В Большой Российской энциклопедии дается следующее определение легенды: «Жанр фольклорной не сказочной прозы, осмысляющий чудесные события, связываемые с явлением живой и неживой природы, миром идей, со сверхъестественными существами. Цель данной работы – исследование легенды как жанра устного народного творчества и нахождение этнокультурных параллелей в легендах башкир и абхазов. В соответствии поставленной целью определены задачи: сравнение башкирских и абхазских легенд; выявление национально — культурных особенностей легенд у данных народов; выявление общего в башкирских и абхазских легендах.
Башкирский и абхазский народы донесли до нашего времени в различных жанрах фольклора исключительно интересные образцы устного народного творчества, истоки и традиции которых восходят к седой древности. Бесценным наследием представляются легенды, являющиеся своеобразным средоточием архаических знаний о мироздании, древних воззрений, а также коллизий общественно-исторического порядка.
Как и легенды многих других народов, башкирские и абхазские легенды построены на вымысле, фантастике. К ним относятся повествования о происхождении земли, животных, растений, о возникновении племен, родов, рассказы религиозного толка (о потопе, святых), в основе которых лежат необычайные ситуации, мотивы чуда.
Своеобразную группу текстов мифологического содержания образуют легенды о небесных светилах. Они сохранили следы древних космогонических представлений, связанных с небом и с нередким перемещением на небо земных явлений. Это легенды «Луна и Зухра», «Етегэн йондоз». Для абхазских народов также характерна персонификация луны и других небесных тел. Божество восхода и захода солнца Хайт связан с миром живых, с миром усопших, с морем. По легенде, в морское царство Хайта через огромную дыру стекаются с гор все реки. Женское соответствие Хайта Кодош, культ которой был распространен в прибрежной полосе Абхазии, выражался в почитании посвященных ей рощ и отдельных деревьев.Позднее в абхазский пантеон вошли Амра (персонификация солнца) и Амза (персонификация луны). По легенде о происхождении фаз луны Амра — прекрасная женщина, а Амза — ее муж. Амзу преследует его сестра — дьявол. Догнав убегающего брата, она начинает его есть. В этот момент появляется извещенная о беде Амра. Она тянет Амзу к себе, а его сестра – в свою сторону. Спор между ними разрешает божество: на 15 дней оно предоставляет Амзу дьяволу (который за этот срок почти целиком пожирает луну), а на 15 дней – его жене Амре, которой лаской и заботой удается возродить его к жизни, в полнолуние снова вступает в свои права дьявол.
Млечный путь носит у них различные названия: «путь овцы», «путь ягненка», «дорога скота» (арахурымса), «дорога в гору». Это дорога, указывающая куда гнать скот в горы и обратно.
Обширна группа легенд и преданий, посвященных земле. Исключительно богатая природа Урала и Кавказа издревле будила могучую фантазию, создавала благодатную почву для рождения многочисленных легенд и различных поэтических рассказов. Легендами — преданиями в древности был овеян каждый сколько-нибудь примечательный камень, луг, холм, каждая гора, река, каждое озеро.
В Абхазии с удовольствием каждому туристу показывают водопады «Мужские слезы» и «Девичьи слезы», рассказывают легенду об озере Рице.
На дисциплинах истории и культуры Башкортостана говориться о красивой легендой об Асылыкуле, об одном из красивейших озер нашей Республики. Недалеко от города Стерлитамак расположены шиханы, о которых создано много легенд.
Таким образом, топонимические легенды абхазов и башкир, поэтически ярко истолковывающие особенности русла, течения, окружающего горного и степного пейзажа имеют не только типологическое сходство, но и генетическую контактную связь.
Этиологических легенд о происхождении растений, животных и птиц
собрано немного. Среди них есть весьма архаичные, связанные с мифическими представлениями об оборотнях. Такова, например, легенда «Откуда медведи», «Подснежник», «Вороненок».
Абхазия — страна гостеприимных людей и гостеприимство здесь — традиция. У абхазов существуют своеобразные легенды, связанные с гостеприимством. «Однажды к снегирю пришли гости, но у бедной птички не оказалось ничего, чтобы их угостить. Тогда она порезала себе шею, чтобы своей кровью накормить гостей. Вот почему у снегирей на шее красное пятнышко» — гласит одна легенда.
Национальный напиток башкир — кумыс, а у абхаз — вино, которое делают из разных сортов винограда.
«Абхазы — пастухи создали свой музыкальный инструмент ачарпын- свирель. Они использовали этот примитивный музыкальный инструмент в основном, для того чтобы созывать в горных ущельях затерявшихся овец. Под аккомпанемент ачарпына пастухи обычно исполняли и темпераментные абхазские пляски. Существует эпическое сказание, связанное с идеей изобретения свирели – ачарпын, а у башкир легенда о курае.
Среди башкирского и абхазского народов бытуют старинные легенды — предания, в которых рассказывается о происхождении племен, родов и их названий, а также об историко-культурных связях башкир с другими народами. Наиболее древний мировоззренческий пласт образуют легендарные предания о мифических родоначальниках. ( «От медведя», «Порода шурале», «Тарпан человечий» и др.) Согласно легенде, первыми насельниками Абхазии являлись карлики, которые, по одним преданиям, были предшественниками, а по другим — современниками нартских богатырей и находились с ними в близких свойственных отношениях. Это был род низкорослых горцев под названием ацан (адан). (« Легенда об ацанах»).
Башкирские и абхазские легенды, передаваясь в течение столетий из поколения в поколение, содержат в себе сведения о древних религиозных воззрениях башкир и абхаз, об их общественном строе, о тех или иных крупных исторических событиях. В этом плане они представляют значительный интерес как историко-этнографические источники и памятники народного творчества и, хотя языки принадлежат разным группам (тюркским, северокавказским), у данных народов много общего. Например:
-легенды имеют схожие исторические основы;
— материальная культура башкир и абхазов развивалась в конкретных исторических условиях, в ней находят отражение историко-этнографические связи, природно-географическая среда обитания и многие другие факторы. Разные компоненты материальной культуры выполняют и символическую, знаковую функцию (например, обряды, обрядовая пища, одежда, бытовые предметы, жилища и т.д.)- все это нашло отражение в легендах;
— много общего в классификации легенд;
— по теории «основного мифа-легенды», которая была разработана в 60-70-х годах В.В.Ивановым и В.Н.Топоровым, все фольклорные тексты у всех народов являются «осколками» основного, единого, мирового, поэтому так много схожих сюжетов в сказках, мифах, а также легендах. Возможно поэтому у народов, находящихся друг от друга в географическом отношении далеко, так много общего;
— исходя из вышеуказанной теории оба народа имеют схожую картину строения мира практически со многими народами (функции вертикальных опор Вселенной, мировое дерево — центральный элемент космической модели);
— широко распространен сюжет легенда о небесных телах (в частности о пятнах на луне, об убывании луны) не только у абхазов и башкир, но и других народов.
— оба народа почитали священные деревья, птиц; верили в существование духов.
Таким образом, башкирские и абхазские легенды являются частью мировой культуры и имеют схожие параллели.
Литература
- Адрианов Ю.А Башкирские сказки и предания.- Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап»,1996.
- Большая Российская энциклопедия — Москва: Научное издательство, 2011.
- Ильгамов М.А. Башкирская энциклопедия в 7 томах, т 4, Уфа: Башкирская энциклопедия, 2008.
- Л.М.Белярова Абхазия в легендах Сочи -2012
Скачать материалы публикации:
>> Статья