Автор: Ляпина Оксана Анатольевна Дата публикации: 12.02.2018 |
Методические рекомендации для педагогов и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
«Создание условий для самовыражения воспитанников в игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности».
Создание условий для самовыражения воспитанников в игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности.
Вместе с эмоциональным благополучием и психологическим комфортом на передний план в условиях внедрения ФГОС ДО выходит задача обеспечения возможности самовыражения воспитанников .
Самовыражение служит средством согласования внутреннего мира ребёнка с внешними проявлениями его мыслей и чувств, с его словами и поведением. Самовыражение способствует раскрытию творческих способностей. Самовыражение человека – это отражение его желания быть понятым и принятым другими,
Под самовыражением Е. А. Омельченко понимает стремление человека передать другим людям то, что значимо и ценно для него самого .
Основными средствами самовыражения ребенка , проявления его уникальных возможностей является игра и творческая деятельность.
Музыка, танцы, изобразительная и театрализованная деятельность побуждают детей к самовыражению. Понимая это и учитывая запросы родителей, а так же опираясь на коллектив творческих специалистов, способных предоставлять качественные услуги по художественно-эстетическому развитию дошкольников, в детском саду была разработана часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений Она представлена парциальными программами художественно – эстетического типа:
Программа «Теремок» (театрализованная деятельность)
Программа «Пиноккио» (сценическая речь на английском языке)
Программа «Серпантин» (хореография)
Для реализации этих программ коллектив учреждения организовал развивающую среду, которая имеет колоссальное значение и ориентирована на индивидуальные траектории развития дошкольников. Задачей педагогов организовать РППС таким образом, что бы ребенок имел возможность выбора средств и путей самовыражения, проявления своей инициативы.
В художественном творчестве это выбор изобразительных средств и способов рисования. В уголках ИЗО к услугам детей предоставлены: акварель, пастель, сангина, гуашь, восковые и угольные мелки, карандаши, фломастеры, пластилин, бумага разных цветов и текстуры , линолеум, зеркала , печатки, трафареты , волшебное стекло, песок (с подсветкой) ИКТ технологии , т.д.
Насыщенность центров детского творчества и доступность позволяет детям проявлять свою индивидуальность и способность к самовыражению
- Граттаж
- Монотипия
- Кляксография, ниткография
- Рисование на мокрой бумаге, линолеуме
- Выдувание из соломки
- Рисование песком и на песке
- Оттиски картофелем, листьями, смятой бумагой, поролоном, шишками, ладошками
- Рисование с помощью «волшебного стекла», на зеркале
- Рисование с использованием ИКТ
Созданные детьми работы становятся частью дизайна группы, способствуют положительной самооценке детей, обеспечивают уютную обстановку.
Cамовыражение в театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, служит средством самовыражения и самореализации ребенка, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом для социализации дошкольников. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра
Гримера
Режиссера
Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому в детском саду театрализованной деятельности уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
В связи с этим в нашем детском саду большое внимание уделяется созданию РППС , способствующей самовыражению в театрализованной деятельности и приведению ее в соответствие с требованиями ФГОС ДО.
В течение года в ДОУ реализовывался проект по созданию нетрадиционных видов театров, сделанных своими руками. Результатами этой работы стали обогащенные уголки ряжения и театрализации.
В детском саду к услугам детей большой арсенал разных видов театров как в муз. зале, так и в каждой группе, позволяющих детям проявить инициативу, творчество, способности к самовыражению в различных ролях.
Это и всем известные театры:
Би-ба- бо,
нетрадиционные виды театров, которые изготовили сами педагоги в ходе проекта по театрализованной деятельности.
На шариках (вариант – попрыгунчики — шары на резинке) На помпонах
Театр на сумке, театр в чемодане
Театры на тарелках, кружках
Ложках Нагрудниках
Театры на прищепках, медальонах
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Ежегодно в рамках кружков по театрализованной деятельности «Теремок» и английского языка «Пиноккио» дети средних – старших групп имеют возможность раскрыть свои способности в спектаклях и инсценировках на русском и английском языке. В среднем, в год воспитанники учреждения проявляют свои актерские способности в 9 – 10 театрализованных представлениях по произведениям детской мировой литературы и народного творчества.
К развивающей предметно – пространственной среде, обеспечивающей самовыражение воспитанников в театрализованной деятельности, относятся так же режиссерские игры и этюды, организуемы как музыкальным руководителем, так и педагогами в уголках театрализации. Они направлены на развитие детского творчества и инициативы детей Среди них: «Звонкий день», «Заячий дом», «Музыкальный ежик», «Сказка с хорошим концом», «Загадка» (см. приложение 6)
Самовыражение в музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность так же способствует самовыражению и индивидуальности детей. Здесь она может выражаться в выборе музыкальных инструментов для музицирования, интерпретации музыки в танцах, ритмических движениях, музыкально – игровой деятельности.
Музыкально – игровая деятельность предоставляет детям широкие возможности для проявления индивидуальности и самовыражения
- Музыкально – дидактические игры (см. приложение 6)
- «Звучащий орнамент» (старший возраст)
- «Играем в прятки» (старший возраст)
- «Музыкальная математика» (старший возраст)
- «Веселые матрешки» (младший возраст)
- «Теремок» (младший возраст), «Волшебный сундучок» (младший возраст)
- «Нарисованный звук» (игра основана на синестезии с графическими образами, старший возраст)
- «Бабочки» (игра основана на синестезии с тактильными образами, старший возраст)
- «Сказочный лес» (игра основана на синестезии с графическими образами ,средняя группа)
Самовыражение в сюжетно – ролевых играх
Игра — важное средство самовыражения детей, проба их сил, социально — педагогическая форма детской жизни, это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. Важная роль в дошкольной жизни ребенка в нашем ДОУ отводится сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра — деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют жизнь взрослых и отношения между ними, общение становится ее частью и условием. Игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе. В связи с этим коллектив ДОУ стремиться создавать условия, обеспечивающие возможность самовыражения детей в сюжетно – ролевой игре. При этом педагоги опираются на принципы: учет гендерной специфики, трансформируемость, насыщенность, возможность свободного выбора материалов, поддержка детской инициативы, уважение потребностей детей, полифункциональность
- В группах оборудованы центры сюжетно – ролевых игр для мальчиков и девочек, с предоставлением широкого спектра ролевого разнообразия, атрибуты и костюмы выставлены в открытом доступе, они позволяют детям проигрывать различные социальные роли в зависимости от их инициативы. Многофукциональность и трансформируемость материалов дает простор для фантазии и реализации замыслов воспитанников , обеспечивают возможность выбора ребенка игры, атрибутов, развития сюжетов.
Созданная РППС положительно отражается развитии детей, их эмоциональном благополучии, обеспечивает возможность самовыражения. По наблюдениям родителей, педагогов и данным педагогической диагностики у воспитанников проявляются возрастные характеристики, соответствующие целевым ориентирам , указанным в ФГОС ДО :
- Дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способны выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- Обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самим себе, обладают чувством собственного достоинства;
- Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
- Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
- Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; Дети достаточно хорошо владеют устной речью, знакомы с произведениями детской литературы, проявляют любознательность
Приложение 1
Тезаурус
«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»[1]. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»
Содержательно — насыщенная РППС— должна включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
Трансформируемая РППС – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональная РППС – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Доступная РППС – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасная РППС – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Мобильность пространства РППС — разделение на зоны при помощи различных элементов (некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр.)
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора деть- ми разных видов деятельности. Дидактическая ценность РППС- качество РППС , которое указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;
Эстетическая ценность — качество РППС , которое подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно- образовательных задач общеобразовательной программы ДОО
Функциональные аспекты оборудования пространства ДОО- акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения
Факторы негативного воздействия — игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-нравственного развития.
Степень универсальности – возможность применять элементы РППС для нескольких программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть использованы, тем выше его развивающий потенциал.
Автодидактичность – структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребѐнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
Индивидуализация — это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей воспитанников во всех его формах и методах.
Эмоциональное благополучие– это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Самореализация — одна из высших духовных потребностей, направленная на реализацию человеком своих сил и способностей, на постоянный рост своих возможностей, на повышение своей деятельности.
Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма.
Приложение № 2
Модель психологически комфортной предметно – развивающей среды, обеспечивающей возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие
Приложение № 3
Тест по теме
«Моделирование комфортной предметно – развивающей среды в ДОУ, соответствующей ФГОС ДО»
Цель:
Выявление и обобщение знаний воспитателей и специалистов требований ФГОС ДО к РППС.
1.задание.
Выберите один или несколько правильных определений развивающей предметно-пространственной среды
- Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
- Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)
- Развивающая предметно-пространственная среда – это универсальный набор игрушек, мебели, предметов обихода и гигиены в группе
2 задание
В ФГОС ДО четко прописаны принцы развивающей среды. Перечислите их и раскройте.
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________________
6.__________________________________________________________________________
3 задание.
Перечислите факторы, влияющие на эмоциональный комфорт РППС в группе.
__________________________________________________________________________
4 задание.
Вычеркните неправильный ответ.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
- соответствие общеобразовательной программе ДОО;
- соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- соответствие возрастным возможностям детей;
- трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
- учет настроения воспитателя
- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
- наличие свободного доступа детей к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
- соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН
- учет месторасположение детского сада в микрорайоне
- задание.
С помощью каких средств обеспечивается мобильность РППС?
_________________________________________________________________________________
6 задание
Выберите 1 или несколько правильных ответов:
При создании РППС учитывается
- Гендерная принадлежность детей
- Возрастные и индивидуальные особенности
- Национально-культурные особенности
7 задание
В каких видах деятельности и как обеспечивается возможность самовыражения воспитанников с использованием развивающей среды в вашей группе?
___________________________________________________________________________
8 задание.
Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.
Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ………………
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
[1] П. 3., п.п. 3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).
Скачать материалы публикации:
>> Методические рекомендации