В мире театра

 

Автор: Говорушенко Татьяна Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Тип: План-конспект занятия
Тема: «В мире театра»

Дата публикации: 12.02.2018

 

Конспект вводного занятия «В мире театра»
(для обучающихся
I года обучения, 6-7 лет)

 Говорушенко Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования, руководитель театрального объединения «PRO Театр»

 г. Ясный, 2017 год

Тема  вводного  занятия «В мире театра»

Цель: средствами театрализации создать условия, мотивирующие детей на дальнейшее  получение знаний и приобретение конкретных умений.

Задачи:

  1. Познакомить детей в доступной форме с особенностями театрального действия.
  2. Обеспечить положительный результат первых опытов в развитии творческих способностей.
  3. Воспитывать у детей чувство уверенности в себе, доброжелательного отношения к окружающим, сопереживания, отзывчивости.
  4. Мотивировать детей на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Тип занятия: изучение нового материала

Форма проведения: групповое учебное занятие

Методы:

— объяснительно-иллюстративный;

— репродуктивный;

— метод игровых упражнений;

— использование компьютерных технологий;

— метод релаксации.

Средства обучения:

— ноутбук;

— проектор;

— большие плакаты с изображением театра в разные эпохи;

— реквизит, необходимый для импровизации.

  1. Организационный этап.

Педагог: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, куда вы попали? (нет)

Вы попали в театральное объединение «PRO Театр», где каждый новый день не похож на предыдущий. Можно сказать, что наше объединение сравнимо с детством. А в детстве всё так интересно, здорово, необычно. А меня зовут… Нет, пожалуй, не скажу своего имени. Попробуйте догадаться сами.

Имя у меня такое же, как у девочки, которая плакала, потому что уронила в речку мячик?

Правильно, Татьяна.

— Но разве есть на свете педагоги, которых называют только по имени? Поэтому вам предстоит отгадать и отчество. Имя моего папы такое же, как у великого русского писателя Пушкина?

Значит, как меня зовут? Ах, а как же я с вами познакомлюсь? Вас так много, боюсь, не успею. Что же делать? Вспомнила! У нас в «PRO Театре» есть обряд знакомства, благодаря которому мы и познакомимся поближе. Вы внимательно меня слушаете, и как только услышите своё имя, выполняйте то, что обрядом предусмотрено.

Максим, Владик, Юли –

Дружно к небу потянулись!

Карина, Вероники, Саши –

Завизжали, улыбнулись!

Все Лизы и Сережка –

В ладоши дружно хлопаем!

Софии здесь стоять негоже,

Поэтому ногами топаем!

Андрей, Арина, Жени,

Быстро встали, быстро сели!

Я про всех, друзья, сказала?

Ни о ком не промолчала?

Как единая семья Громко, дружно крикнем «я»!

Вот и познакомились. Теперь я смело могу обратить ваше внимание на это табло. Что вы на нем видите? (ответы детей). Две театральные маски: веселую и грустную. А под табло притаились такие же маски, только размером поменьше. В конце нашего занятия те ребята, которым оно понравится, подходят к табло, прикрепляют маленькую веселую маску под большой театральной веселой маской. Те ребята, которым будет что-то не по душе, прикрепляют грустную маленькую маску под грустной большой. Договорились? Будьте внимательны.

  1. Подготовительный этап

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, чем пахнет булочной? (тестом, сдобой).

-В столярной мастерской? (ответы детей)

-Чем пахнет тракторист?

-А доктор?

Да, дети, профессий на свете много, каждая из них важна. Но сегодня мы поговорим о профессии актёра. Актёр служит театру. А как вы думаете, чем может пахнуть в театре? (дети рассуждают).

Театр – это очень древнее искусство. Театр был ещё у древних греков, был в средние века, в эпоху Возрождения, и сейчас в 21 веке театр жив. У нас на Руси театр начинался с ярмарки, где скоморохи веселили народ. И первым артистом был Петрушка (показать на экране).

Впрочем, торопить события не стану. Обо всём подробно вы узнаете и многому научитесь в нашем объединении. Сегодня вы сделаете первые шаги к актёрскому мастерству. Узнаете, что для этого нужно, какие бывают театры. Это ваш первый опыт в новом коллективе партнеров по сцене. Поэтому прошу вас, не стесняйтесь, будьте открытыми, дружелюбными, внимательными друг к другу и ко всему, что будет происходить.

  • Основной этап

-А вы были в театре?

-Ребята, а может быть, кто-то из вас уже может сказать, какие бывают театры и чем они радуют зрителя?

Если вы затрудняетесь их назвать, я вам помогу. Я буду загадывать загадки про театр, а вы постарайтесь их угадать.

— Как называется театр, где зрители смотрят на кукол, которыми управляют артисты. Они дарят куклам свой голос? (как только дети угадывают, педагог показывает на экране картинку с изображением этого театра)

— А как называется театр, в котором образы создаются с помощью теней?

Есть такой театр, в котором артисты надевают кукол на пальцы и показывают представление. Это…пальчиковый театр.

-Это театр драматический, в котором актёры разговаривают, двигаются, действуют так, как это бывает в реальной жизни.

-Это опера. Театр, в котором артисты только поют.

-А еще бывает такой театр, артисты которого радуют своим представлением всех прохожих на улице. В такой театр даже билет не нужен?

Вот такие разные бывают театры. А более подробно о каждом из них и многих других вы узнаете на следующих занятиях.

— А кто в театре самый главный?

Конечно, актёр. Актёр – это такой человек, который должен уметь и петь, и танцевать, правильно и красиво говорить. И в этом ему помогают специальные упражнения. Каждый артист делает их, чтобы натренировать свой голос и сделать свою речь красивее. Это называется артикуляционной гимнастикой. Первые упражнения сделаем для губ.

         1 упражнение «Лягушка»

Чтобы его выполнить, выпрямим спины, одну руку положим на колено, второй – поддерживаем подбородок. И таким, образом, мы должны с вами проговаривать стихотворение и при этом свободно открывать рот. Не нужно напрягать губы и челюсти. Посмотрите, как это делаю я, потом повторим вместе.

Чьи там крики у пруда:

— КВАсу, КВАсу нам сюда!

КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши,

Надоела нам вода.

       (после показа педагогом  на экран выводится текст упражнений.  Дети повторяют)

          2 упражнение «Песня воробья»

Сейчас мы исполним песню птички. Вам всем известно, что песни поют стоя. Выпрямите спины, опустите руки. А теперь мы должны крепко сжать зубы, вытягиваем только губы. И таким образом петь. Посмотрите, как это делаю я, а потом повторим вместе.

Чио-чио

Фью-фью-фью!

Чик-чирик,

Чью-чью-чью!

— Хорошее, четкое произношение зависит также от гибкости и точности движений языка. Чтобы правильно произносить шипящие и свистящие звуки, проговаривать окончания слов, не проглатывать слоги и буквы, нужно очень часто повторять скороговорки.

А поможет нам в этом скороговорка  В КАРМАНЕ МАКАРА КОРОВА ПРОПАЛА (темп постоянно ускорять, повторить 4 раза. Устроить между детьми соревнования, кто чище и быстрее скажет).

Конечно, с первого раза выговорить не получается. Для этого нужно упорно тренироваться.

Чтобы привлечь внимание слушателей к своей речи, её нужно сделать яркой, выразительной. Одно из главных средств выразительности речи – её тон. Одну и ту же фразу можно передать разным тоном – уверенным, приказывающим, ласковым, радостным, гневным, печальным. Это мы и попытаемся сделать.

Взгляните на экран. Прочитайте про себя увиденную фразу «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»

— Вы где-нибудь слышали эту фразу ранее? (ответы детей)

Теперь ее нужно сказать с той интонацией, которая будет указана на билете (желающие вытаскивают билет и проговаривают фразу).

— Отлично справились с заданием!

      (звонит телефон. Педагог обыгрывает разговор)

— Мои юные друзья, случилась беда. Сегодня запланирован спектакль, но артисты заболели. Спектакль отменить нельзя, потому что зрителей полон зал. Начинающие актеры, вы спасете спектакль? (педагог раздает карточки основным героям, пока они читают, остальным объясняет их задачу. Выдает участникам реквизит).

         Импровизация сказки (любая сказка для экспромт-театра)

Согласитесь, было нелегко. Но вы показали свои способности, творчески подошли к делу. А самое главное, не огорчили зрителя. И все заслужили  аплодисменты. Поаплодируйте себе и другим ребятам.  Артисты в ответ должны поклониться. Это ваш первый театральный поклон.

Да, не зря говорят, весь мир – театр, а люди в нем актеры.

  1. Итоговый этап.

Педагог: Мне очень интересно было работать с вами. А сейчас настал момент, чтобы узнать ваше настроение. Поместите на табло маску: или веселую, или грустную.

Звучит музыка, дети размещают маски на табло.

Я очень рада, что познакомилась с вами. Приятно видеть, как вы с желанием и интересом поработали в нашем театре чудес. А теперь я прошу вас сесть.   (включается спокойная музыка)

Мальчики и девочки, закройте глаза. Мы с вами мысленно переносимся в театр. У каждого из вас своя роль. Вас окружают замечательные актрисы и актёры. Вы на сцене. Зритель смотрит на вас с обожанием. Вас переполняет чувство любви, а может, чувство тревоги, гордости. Я не знаю… Как здесь красиво! Если вы хотите, можете оставить себе эти чувства. Я уверена, что после множества впечатлений, переживаний, вам захочется творить, дарить близким хорошее настроение. Этому прекрасному нас учит театр! (музыка утихает).

Откройте глаза. Ребята, берегите это настроение хотя бы в течение этого светлого дня. Желаю вам всего доброго и надеюсь, что увижу вас всех на следующем занятии в театральном объединении «PRO-Театр».

До свидания!         Педагог провожает детей.

Литература:

  1. Гиппиус С.В. Актёрские тренинги. Гимнастика чувств. — СПБ, Прайм — Еврознак, 2008.
  2. Дмитриева В. Скороговорки и чистоговорки для развития речи / АСТ, Астрель, 2008.
  3. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд. «Гном и Д», 2010.
  4. Никитина А. Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001 .

Скачать материалы публикации:
>> План-конспект