Автор: Титова Наталья Александровна Дата публикации: 12.02.2018 |
Литературная игра «Из строчки слова не выкинешь»
Цель урока: обобщить знания по теме “Серебряный век”
Задачи урока:
Образовательная:
повторить, обобщить и систематизировать материал по теме ”Серебряный
век русской литературы”.
Развивающая:
мотивировать интерес к учебной деятельности через активные методы
обучения. Прививать навыки работы в группе. Развивать быстроту
реакции, логическое мышление, память, коммуникативные функции
общения.
Воспитательная:
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, эстетическое отношение к миру, воспитывать объективность в самооценке, дух соревнования, стремление к самоутверждению личности, интерес к литературе.
К концу урока студенты должны закрепить следующие компетенции:
— личностные: готовность и способность к самостоятельной и творческой деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог, достигать взаимопонимания, готовность и способность к образованию, эстетическое отношение к миру;
— метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
— предметные: устойчивый интерес к литературе, знание содержания произведений русской литературы, умение учитывать исторический контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения, владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики, формирование представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма урока: игра.
Оборудование: презентация, музыкальные записи «Ананасы в шампанском», репродукции картин периода Серебряного века, портреты писателей, поэтов, музыкантов, композиторов, художников, счетные листы для жюри.
Ход урока
Структурный элемент
(этап урока) |
время | Методологические особенности и краткие указания по проведению этапа урока |
1. Организационная часть | 1 мин | Проверить явку студентов |
2. Постановка темы и целей урока Мотивация учебной деятельности студентов | 3 мин | Литература-это зеркало мира. В ней всегда в той или иной степени отражаются процессы, происходящие в обществе. В начале 20 века вся духовная жизнь России была проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве. Этот период в русской литературе получил название «Серебряный век». И сегодня мы с вами подведем итог тому, о чем говорили на наших уроках. Дадим общее представление о Серебряном веке, определим основные принципы поэзии модернизма, вспомним имена поэтов, раскроем социальную и художественную ценность новых направлений в искусстве конца 19 — начала 20 века. |
3.Актуализация знаний |
4 мин. | 1.Почему этот период в русской литературе получил название «Серебряный век»? (По аналогии с Золотым веком. Целая россыпь поэтических талантов, сосуществование различных идеологических и эстетических концепций.)
2. Как еще называют этот период в русской литературе? (Модернизм, декаданс, русский культурный ренессанс) 3. Дайте определение понятия «модернизм»? (В переводе с французского — «новейший, современный»). |
4.Обобщение и систематизация знаний: Подготовка студентов к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) Применение знаний и умений в новой ситуации
|
30 мин. | Представление жюри. Объяснение правил игры. Игра проводится в 4 тура.
В промежутках между раундами жюри подводит промежуточные итоги игры. 1.Предварительный этап, для определения группы, которая первая вступит в игру. (Розыгрыш хода) 2. Первый тур. Разыгрываются вопросы, выбранные студентами. (9 вопросов.) 3. Второй тур. (9 вопросов.) По завершении тура, подведение итогов с привлечением жюри. Игра со зрителями. ( добавляет команде по 1 очку). 4. Третий тур. (9 вопросов.) 5.Четвертый тур. (9 вопросов.) Игра со зрителями. ( добавляет команде по 1 очку). |
5. Заключительная часть:
контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6. Рефлексия: подведение итогов занятия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
4 мин. | Обсуждение со студентами результатов игры
Выяснить, понравилась ли такая форма проведения урока, эффективна ли она? Проанализировать совместно со студентами выполнение задач урока. Разработать сложные и важные вопросы и те вопросы, на которые студенты не смогли дать ответы.
|
6. Домашнее задание | 3 мин. | Проба пера. Попробуйте написать стихотворение в духе поэтов Серебряного века. (Темы: природа, жизнь, любовь.) 1 группа – символисты, 2 группа – акмеисты, 3 группа – футуристы. |
Правила игры
- В игре принимают участие две команды.
- Право первого хода разыгрывается при помощи жребия.
- В игре четыре тура. В каждом из них 9 вопросов.
- Каждый ответ оценивается в баллах:
один правильно отвеченный вопрос- 1 балл, если ответ неполный – 0.5 балла
- Между вторым и третьим туром проводится 1 игра со зрителем. Болельщики могут добавить 1 балл, дав правильный ответ на вопрос. После 4 тура проводится 2 игра со зрителями. Затем жюри подводит итоги.
Жюри в составе трех человек оценивает ответы студентов, проводит подсчет баллов. На доске отражается ход игры. В заключении игры жюри подводит итоги и оценивает активность студентов.
Розыгрыш хода.
1.1 .Он является символом поэзии. «Пегас».
1.2. Назовите поэтов
1 тур.
1.Этот век в литературе называется Серебряным, продолжите определение.
Серебряный век=Модернизм=Русский ренессанс.
- Серебряный век русской литературы продолжался 25-лет.
- Серебряный век — время интенсивного развития литературы, живописи, музыки, театра.
- Это течение в Серебряном веке в основу своего творчества положило символ.
5.Свои стихи акмеисты издавали в журнале «Гиперборей».
6.Эти поэты подписали манифест «Пощечина общественному вкусу».
- Перечислите «четыре витамина Б» русской поэзии начала XX века.
Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов.
- Поэты-символисты делятся на старших и младших символистов.
9.Младшие символисты привнесли в поэзию новый символ — Вечной Женственности.
2 тур.
- В. Брюсов в своем стихотворении «Юному поэту» писал:
Юноша бледный
Со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий прими: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно , бесцельно.
2.В стихотворении В. Брюсова «Творчество » появляется символ – Фиолетовые руки
На эмалевой стене .
- А. Блоку известность принесли
«Стихи о Прекрасной Даме»
- В стихотворении “Незнакомка” продолжите строки:
И каждый вечер,
В час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
5.Это стихотворение А. Блока посвящено теме «страшный мир»
Ночь, улица, фонарь , аптека.
- Поэма А. Блока «Двенадцать» заканчивается словами:
В белом венчике из роз
Впереди Иисус Христос.
- Многие стихи А. Блок посвящает своей жене —
Любови Дмитриевне Менделеевой.
- О своем времени А. Блок писал:
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
- О себе К. Бальмонт писал:
Я — изысканность русской медлительной речи
Предо мною другие поэты — предтечи.
3 тур.
- Николай Гумилев предлагал для названия нового литературного течения – акмеизм — и другое — адамизм
- О. Мандельштам назвал акмеизм «тоской по мировой культуре»
- В переводе с греческого AKME- высшая степень чего –либо, цветущая пора.
- Первый поэтический сборник Н. Гумилева назывался
«Путь конквистадора»
- Анне Ахматовой Н. Гумилев посвящает «акростих»
- М. Цветаева назвала А. Ахматову «Музой Плача»
- В стихотворении «Песня последней встречи» А. Ахматова пишет:
Я на правую руки одела
Перчатку с левой руки.
- Это стихотворение М. Цветаевой начинается так:
«Имя ребенка – Лев,
Матери – Анна»
- Настоящая фамилия поэтессы Горенко. Назовите ее псевдоним.
Анна Ахматова.
4 тур.
- Это направление поэзии Серебряного века возникло в прошлом веке в противовес символизму и акмеизму и получило название — футуризм.
- Внутри футуризма выделилось
3 направления: 1- кубофутуризм
2- эгофутуризм
3- центрифуга
- Поэты футуристы призывали «Сбросить с корабля современности Пушкина, Гоголя, Достоевского»
- Крупнейшим завоеванием русского футуризма было словотворчество.
5.Что такое « Гилея »,»Центрифуга», «Лирень»,»Мезонин поэзии»,»41»,»Творчество ».
Это название литературных футуристических сообществ.
- В своих стихах Велимир Хлебников занимается словотворчеством.
О, засмейтесь, смехачи!
О, рассмейтесь, смехачи!
- О себе Игорь Северянин писал:
Я избран королем поэтов!
Да будет подданным светло.
- В. Маяковский в раннем творчестве писал:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана,
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
9 . С. Есенин возглавил это течение в русской поэзии начала 20 века.
Имажинизм.
Игра со зрителями
После 2 раунда
1.Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании тусклых лампад.
- Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон.
- По вечерам, над ресторанами
Весенний воздух дик и глух.
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
После 4 раунда
- Это стихотворение А. Блок называет «Слуга — Регине».
- Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
- Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Использованная литература
1.Университетская библиотека. Русская поэзия конца 19 –начала 20 века. Издательство Московского университета.
2.Готовимся к ЕГЭ. Знаете ли вы русскую литературу конца 19 –начала 20 века?
3.Н.В. Егорова. И.В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. Москва. «ВАКО».
- В.П. Журавлев. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение»2007.
- В.В. Агеносов. Русская литература 20 века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа»2005
- Л.А. Рапацкая. Искусство «Серебряного века» История мировой культуры. Москва. «Просвещение. Владос».1996г.
- Серебряный век. В поэзии, документах, воспоминаниях. Хрестоматия для учащихся старших классов. Издательство «Локид»2000 г.
Скачать материалы публикации:
>> Урок