Автор: Хованская Инга Владиславовна Дата публикации: 12.02.2018 |
Аннотация
Методическая разработка внеклассного мероприятия из серии «Векторы социальной ориентированности» представляет собой сценарий практического занятия с элементами тренинга, предназначенный для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Автор исходит из того, что воспитательному процессу в значительной степени способствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения студентов друг с другом и передачи взаимного непосредственного социального опыта.
В представленном сценарии отражена роль и значимость проведения практических и тренинговых занятий для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическое занятия с элементами тренинга предполагает в качестве участников и зрителей обучающихся колледжа из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Методическая разработка сопровождается презентацией и разыгранной участниками занятия сценкой «Бюджет».
Адресуется социальным педагогам, организаторам воспитательной работы, классным руководителям, студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной работе.
План внеклассного мероприятия
Практическое занятие с элементами тренинга «Векторы социальной ориентированности»
Цели мероприятия:
- формирование представлений о бюджете и его планировании;
- формирование нравственных семейно-бытовых установок;
- формирование умений и навыков межличностного общения.
Задачи мероприятия:
- формировать представления о различных сторонах бюджета (доход, расход);
- обучать правильному планированию своего бюджета на месяц, год;
- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для успешной адаптации в социуме;
Формы реализации мероприятия.
- Моделирование ситуаций.
- Ролевое проигрывание.
- Индивидуальная и групповая работа.
- Беседы.
- Информирование.
Место проведения: кабинет, столы расставлены для трех групп участников
Оборудование: мультимедийная установка, надувные шары, маркеры, заготовки таблиц, заготовки бланков «ситуаций».
Время проведения мероприятия – 40 мин.
Этапы подготовки и проведения:
а) подготовительный этап
- сбор участников и постановка перед ними задач;
- индивидуальная работа с участниками;
- репетиции;
- подготовка аудитории;
б) проведение мероприятия:
- вступительное слово о цели занятия;
- основная часть;
- заключительная часть – рефлексия, благодарственное слово всем присутствующим.
в) заключительный этап:
- обсуждение мероприятия.
Ход мероприятия
Приветствие. Участники становятся в круг, на груди у каждого бейджик с именем. Каждый участник называет одно прилагательное на первую букву своего имени. «Здравствуйте, меня зовут Лена, я ленивая, любимая, ласковая…»
После приветствия участники рассаживаются за столы согласно цветовой гамме бейджика. Всего 3 группы.
Педагог: озвучивает цель мероприятия в рамках реализации программы «Социально-педагогического и профессионального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проводится занятие с элементами тренинга «Бюджет»
Педагог: На схеме показана социальная ориентация. Связь с обществом, умение в нем находиться, жить, чувствовать себя уютно и ощущать свою нужность.
Вектором называется направленный отрезок
Беседа «Бюджет семьи»Ве
- Как вы думаете, почему в одних семьях денег всегда хватает, а в других — никогда не хватает, сколько бы ни зарабатывали?
- Что такое бюджет семьи?
Бюдже́т (от старонормандскогоbougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
Бюджет — это план доходов и расходов семьи на месяц или год.
- Из каких статей состоит бюджет семьи?
- Как нужно планировать расходы?
- Фонд накопления для приобретения дорогих вещей и на «черный день»;
- питание, оплата коммунальных услуг;
- приобретение одежды, обуви, косметики;
- повышение культурного и образовательного уровня;
- отдых и развлечения
- Возможности для увеличения доходов: совмещение работ, индивидуальная трудовая деятельность, экономия расходов.
- 2. Сценка «Доходы и расходы»
1-й: (Бюджет, доходы). Выходит на груди табличка «Бюджет, доходы», обвязан разноцветными воздушными шарами, символизирующими статьи доходов.
Здравствуйте, я бюджет! Я большой, красивый, начало месяца, у меня много доходов: стипендия, пенсия, сбережения…
2-й : (Расходы) Выбегает на груди табличка расходы, сам худой.
Здравствуй, доходы! Что ты такой радостный, довольный, надутый, тебя так и распирает от удовольствия?
1-й: А что мне не радоваться? Начало месяца, у меня много доходов, много денег.
2-й: А ты уже спланировал бюджет на месяц? Нет? Сейчас я тебе помогу. А выдели — ка мне денег на питание (в это время прокалывает иголочкой шар с надписью питание), дай, денег на оплату жилья, дай денег на одежду (прокалывает шар).
1-й: Подожди, подожди, так у меня все деньги закончатся за один день, а как дальше жить? Участники, подскажите, что делать в этой ситуации? (надо планировать бюджет).
2-й: Хорошо, хорошо, а на развлечения не дашь денег?
1-й: Нет. Давай сэкономим, а вдруг деньги понадобятся на другие нужды. На лекарства, на проезд и т.д. А в следующем месяце можно будет и в кино сходить.
2-й: Что, участники, будем экономить деньги «на черный день?» (Да).
Хорошо, уговорили.
1-й и 2-й: До свидания, пойдем планировать бюджет, чтобы он не лопнул как эти воздушные шары.
3.Практическое задание «Доходы и расходы»
Рассмотрим таблицу попробуем определить из каких доходов складывается ваш бюджет.
Доход- это зарплата, стипендия, пенсия, пособия, проценты, полученные от вкладов в банке, деньги, взятые взаймы.
Расход — деньги, затрачиваемые на питание, развлечения, на одежду, на предметы домашнего обихода, на квартиру.
Педагог: Заполните таблицу на декабрь 2017г., спланируйте ваш бюджет.
Доходы | Расходы |
Стипендия и / или зарплата | Питание |
Пособие по безработице | Одежда |
Пенсия по потере кормильца / по инвалидности / | Квартплата, оплата телефона |
Государственная социальная помощь | Транспорт |
Проценты со сбережений в сбербанке | Моющие — чистящие средства, средства гигиены |
Покупка мебели | |
Покупка бытовой техники | |
Покупка необходимых в быту вещей (кухонных принадлежностей, полотенец, постельного белья, занавесок…) | |
Развлечения ( все: от похода в кино и на дискотеку до мороженного) | |
Специальные расходы, например, лекарства, корм для животных, оплата обучения и пр. | |
Непредвиденные расходы («на чёрный день») | |
Всего доходов: | Всего расходов: |
- Групповое обсуждение.
- Как соотносятся доходы и расходы в таблице?
- Какие статьи расхода вы считаете основными?
- На каких статьях расхода можно экономить? Как это можно сделать?
- Какие статьи расхода останутся такими же в вашей самостоятельной жизни? Будут ли они основными статьями расхода?
- Какие статьи дохода останутся такими же, когда вы будете жить самостоятельно? Какие статьи дохода могут суммироваться, т.е. вы можете получать доход из нескольких источников?
- Как вы можете увеличить свои доходы?
Педагог: Ответьте мне: «Надо ли планировать свой бюджет?»
5.Анализ ситуаций
Участникам раздаются карточки с ситуациями. Группа размышляет пять минут, обсуждает и один представитель объясняет решение группы.
- Как вы думаете, нужно ли экономить деньги, если у вашей семьи большие доходы? (Ответ аргументируйте)
- Некоторые семьи пытаются экономить на питании. Что вы можете сказать по поводу подобной экономии?(Ответ аргументируйте)
- Как лучше хранить ваши деньги: дома, в банке, отдавать в долг? Почему?(Ответ аргументируйте)
Рефлексия
1.Что-то новое сегодня вы узнали на занятии? Что бы взяли для себя?
- Что вам понравилось на занятии?
- Как вы влияли на ход занятия?
4.Что еще хотели бы узнать?
Прощание. Участники встают в круг со словами «До свидания, я вам желаю хорошего дня… (или варианты ответов)».
При выходе каждый из участников по просьбе педагога должен положить в коробку смайлик, соответствующий его настроению.
Скачать материалы публикации:
>> Сценарий