Автор: Кононова Юлия Вадимовна Дата публикации: 12.02.2018 |
Пояснительная записка
Профилактика и обучение правилам пожарной безопасности занимает одну из важнейших задач внеурочной деятельности. На сегодняшний день существует множество методических разработок классных часов, викторин, бесед по правилам пожарной безопасности. Одной из форм проведения внеурочных мероприятий является квест-игра.
Квест (с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им.
Младший школьный возраст характеризуется легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями. Поэтому для профилактики и обучению правил пожарной безопасности для младших школьников может применяться квест-игра как форма внеурочного мероприятия.
Данное мероприятие предназначено для детей младшего школьного возраста, может использоваться в работе классного руководителя, школьного организатора, ответственного за организацию работы по противопожарной безопасности.
Цель мероприятия: создание игровой соревновательной среды для младших школьников для закрепления существующих и усвоения новых знаний по пожарной безопасности.
Задачи мероприятия:
- Познакомить детей с коллективной игровой деятельностью;
- Создать игровую среду с элементами соревнования;
- Закрепить существующие знания у детей по пожарной безопасности;
- Познакомить детей с понятием «Пожарный щит» и из чего он состоит.
Условия и особенности реализации: для данного мероприятия следует подготовить 6 «станций» — кабинетов, где участники будут выполнять задания. Всех детей нужно разделить на 5-6 команд с равным количеством участников в одной команде. Каждая команда заранее готовит название и девиз команды, отличительную форму или эмблему команды.
Организатор мероприятия заранее готовит маршрутные листы (Приложение 1) и картинки «пожарный щит» с пропущенными средствами пожаротушения (Приложение 2), заготовить картинки средств пожаротушения, которые будут выдаваться командам за прохождение станций, названия станций. На каждой станции должен присутствовать педагог, который выдает задания командам. В жюри могут быть педагоги, которые были на станциях игры.
План проведения мероприятия:
- Подготовка мероприятия (разработка маршрутных листов, картинок «пожарный щит», подготовка станций-кабинетов);
- Общий сбор всех команд, объявление старта игры;
- Выдача маршрутных листов и «пожарных щитов» командам;
- Игра (прохождение станций командами);
- Финиш, общий сбор всех команд;
- Подведение итогов.
Ход внеурочного мероприятия квест-игры «Готовность 01» для учащихся 1-4 классов:
Мероприятие начинается при общем сборе детей.
Ведущий: Зравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить о том, как опасен может быть огонь! Огонь приносит людям тепло, радость, но иногда он может стать опасным и жестоким врагом.
На пути огня встают смелые и умные, быстрые и находчивые люди. Как вы думаете кто они? (пожарные). Они борются с огнем. На пути пожарного встречается много препятствий, прежде чем он доберется до пострадавшего, иногда в огне оказываются не только люди, но и их преданные животные. И сегодня я вам предлагаю побыть самыми настоящими пожарными! Итак, мы начинаем игру «Готовность 01».
У каждой команды было домашнее задание – это придумать название и девиз команды. Давайте послушаем, как вы его выполнили!
Представление команд.
Ведущий: Что ж команды пожарных готовы к героическим подвигам?! А сейчас каждая команда получит маршрутный лист пожарного. Ваша задача храбро справиться с каждым испытанием как настоящие пожарные. На каждом этапе за прохождение испытания вы будете получать какой-то предмет, который просто необходим пожарным в их нелегкой работе. Когда вы их все соберете, у вас получится пожарный щит. Вам нужно правильно разместить предметы на этом щите.
Раздаются маршрутные листы, пожарные щиты. Команды расходятся по станциям согласно своим маршрутным листам.
Станция «Пожарные загадки»
Детям предлагается отгадать загадки, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл. После выполнения заданий результат записывается в маршрутный лист, выдается средство пожаротушения для «пожарного щита» команды.
- Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего ни как нельзя?
(противогаз)
- Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим в миг огонь и жар
Мы быстро словно стрелы.
(машина)
- Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей.
(водой)
- Висит — молчит,
А перевернешь — шипит,
И пена летит.
(огнетушитель)
- Пожарного часто она защищала,
Такая «фуражка» она из металла.
(каска)
- Красная макушка,
Два ушка, два дужка,
Пусто так бренчит,
А заполнишь — замолчит.
(ведро)
- Когда огонь горит отменно,
Его легко затушит.
(пена)
- Что за помощница такая.
Из машины вырастает?
Поднимаясь выше дома
Всем пожарным так знакома.
(лестница)
Станция «Запрещается-Разрешается»
У команды по две сигнальных карточки. Одна карточка — зеленого цвета, «разрешающая». А другая карточка – красного цвета, «запрещающая».
Педагог называет в произвольном порядке основные требования пожарной безопасности, дети показывают карточки с соответствующими цветами. После выполнения заданий результат записывается в маршрутный лист, выдается средство пожаротушения для «пожарного щита» команды.
Запрещается (красный цвет):
- играть со спичками;
- оставлять открытыми двери печей, каминов;
- оставлять без присмотра включенные в сеть электронные нагревательные приборы, радиоприемники и т.п.
- оставлять без присмотра топящуюся печь.
- Бросать горящие спички, окурки в помещениях.
- Выбрасывать горящую золу вблизи строений.
- Оставлять открытыми двери печей, каминов.
- Применять самодельные приборы и предохранители.
- Включать в одну розетку большое количество потребителей тока (более трех).
Разрешается (зеленый цвет):
- не открывать двери в помещении, где произошло возгорание;
- кричать и звать на помощь взрослых;
- закрыть нос и рот влажной повязкой (платком, шармом) для защиты от дыма;
- набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани, мокрое покрывало, плащ, пальто при нахождении в зоне пожара;
- двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены, если помещение сильно задымлено;
- Открыть в задымленных помещениях, где нет огня, окна и двери для проветривания.
- Вызвать для пострадавшего скорую помощь по телефону «03», отправить его в больницу.
Станция «Огонь и Вода»
На данном этапе игры детям предложены пословицы и поговорки об огне и воде. Слова поговорок и пословиц разрезаны на карточки и перепутаны.
Педагог: «Наверное, вы знаете, что работа пожарных всегда подразумевает встречу двух стихий: воды и огня. Об этих стихиях много сложено и пословиц, и поговорок. Вам нужно расшифровать пословицы и поговорки». После выполнения заданий результат записывается в маршрутный лист, выдается средство пожаротушения для «пожарного щита» команды.
Пословицы и поговорки:
1 В огне и железо плавко.
2 Вода и мельницу ломает.
3 Вода путь найдёт.
4 Где огонь, там и дым.
5 Добро не горит и не тонет.
6 Дыму без огня не бывает.
7 И днём с огнём.
8 Много с тех пор воды утекло.
9 На сердитых воду возят.
Станция «Что нужно при пожаре»
Участники команды выстраиваются друг за другом в одну шеренгу. По команде ведущего бегут к столу, на котором разложены изображения (Приложение 3), связанные с профессией пожарного (каска, противогаз, огнетушитель и др.) и не имеющие отношения к этой профессии. Игрок должен быстро выбрать нужный предмет и возвратиться к команде. Затем те же действия выполняет следующий ребенок и т.д. После выполнения заданий результат записывается в маршрутный лист, выдается средство пожаротушения для «пожарного щита» команды.
Станция «Пожару – НЕТ!»
Задание следующее. Командам нужно нарисовать листовку на любую из тем. Дети вытягивают одну тему. Время для выполнения не более 5 мин. После выполнения заданий результат записывается в маршрутный лист, выдается средство пожаротушения для «пожарного щита» команды.
Темы для листовок:
- Окурки не бросать
- Не вешать белье над плитой
- Не оставляйте включенными электроприборы
- Не забудь потушить костер
- Запрещается курить
После прохождения всех станций команды сдают маршрутные листы и «пожарные щиты». Жюри подводит итоги. Для всех команд объявляется общий сбор.
Ведущий: Ребята, вы прошли все испытания, давайте проверим ваши пожарные щиты.
Лом – используют для разборки преград, а также для открытия люка, или откалывания льда, под которым находится гидрант.
Багор – применяется для разборки стен, перегородок, горячих и горящих предметов в помещении. Им можно сваливать печи, трубы, растаскивать горящие материалы.
Топор – предназначен для срубания и разборки деревянных конструкций горящих зданий.
Лопата – с ее помощью удобно быстро разбирать завалы, выносить горячий мусор из помещения, отодвигать горящие элементы.
Ведро – используют для переноски воды или песка, используемых для тушения пожара или очага возгорания.
Огнетушитель – переносное устройство для тушения пожара.
Ящик-песок – хранилище песка, эффективное средство в борьбе с огнем.
Ребята, а как вы думаете, почему на пожарном щите такое странное ведро, в виде конуса?!
Дети высказывают свои предположения. На самом деле версий того, по какой причине пожарное ведро делается в виде конуса, очень много. Это и более удобная форма, чтобы зачерпывать воду, и удобство в зимнее время: такое ведро позволяет пробивать им лунки на пожарных водоемах во льду. Форма такого ведра — традиция, заложенная флотом: в старину на кораблях делали ведра из многослойной парусины и кроили их в форме конуса. Конусообразными ведрами легче зачерпывать песок из специального пожарного ящика, держась одной рукой за вершину конуса, а другой — за край ведра. В любом случае, такая форма (по утверждениям пожарных) весьма удобна при тушении возгораний, как водой, так и песком!
Ну а сейчас пришло время огласить результаты нашей игры!
Оглашаются результаты квест-игры.
Список литературы
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Электронный ресурс] // Библиотека: Психология: электрон. книга — 2001 — 752с. — URL: https://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o018_page_1.html (дата обращения: 12.01.2018)
- Методические рекомендации для педагогических работников ОУ ДОД (требования к составлению и написанию сценария, методической разработки и методических рекомендаций)/сост. Шевцова М.М., ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный ИПК и ПРО», Кемерово. — 2011.
- Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Метод. Пособие: 3-е изд.- М.: Айрис – пресс, 2006.- 64с.
- Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 10.01.2018)
- Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Цыбина Т. И. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2005.
Скачать материалы публикации:
>> Сценарий