Автор: Яковлева Ксения Сергеевна Дата публикации: 12.02.2018 |
Широкое применение современных средств вычислительной техники, внедрение в экономическую деятельность методов оптимизации и формализации ситуаций значительно изменили технологию информационного обеспечения управления.
В современных условиях информационное обеспечение управления осуществляется с помощью автоматизированных систем управления (АСУ).
Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решении [1].
Ввод в действие АСУ должен быть оправдан, т.е. должен приводить к полезным технико-экономическим, социальным или другим результатам. В частности, использование автоматизированной системы управления позволяет добиться снижения численности управленческого персонала, повышения качества функционирования объекта управления и самого управления и т.д.
В России наступил качественный перелом, что получило общественное признание положение о том, что управление электронным документооборотом — одна из основных частей информационной системы любого образовательного учреждения. Теперь руководители образовательных учреждений четко понимают, что внедрение системы документооборота означает не только наведение порядка в документах, но является сильным экономическим фактором [3].
Благодаря этому, появился рынок систем автоматизации образовательных учреждений, который стал достаточно насыщенным и в нем представлены специализированные решения для учебных заведений (школы, колледжи, вузы и т.п.), которые изначально разрабатывались с учетом российских законов об образовании, специфики процессов образования. Представителями автоматизированных систем для образовательных учреждений, являются такие системы как: ИРТех, Продукты ООО «Электронная школа», LMS «Школа», КМ-Школа, Программы ООО «Хронобус», Автоматизированная Система Управления «Спрут», Система комплексной автоматизации учебного процесса «GS-Ведомости», Softlogic.Eureka, Решение «ВУЗ-Документооборот», Аксиома, Галактика Управление вузом, Naumen University — система управления учебным процессом, Информационная система «Orgflow-ВУЗ», Комкон:ВУЗ, Комплекс «Ковчег», «Система учета абитуриентов» и «Система учета студентов», «Тауруна», «Университетская информационная система», «Softmotions», «Управление образовательным учреждением», «Infosuite», 1С:Университет, 1С:Колледж, 1С:Управление образования,1С:Общеобразовательное учреждение, 1С:Школьный аттестат, 1С:Школьное питание, 1С:Школьный буфет, 1С:Дошкольное питание, 1С:Психодиагностика образовательного учреждения, 1С:Школьная психодиагностика, 1С:Дошкольная психодиагностика, 1C:Кабинет здоровья образовательного учреждения, 1С:Паспорт здоровья ребенка, 1С:Предприятие 8. Набор для бухгалтерии образовательного учреждения, 1С:Зарплата и кадры образовательного учреждения, 1С:Библиотека, 1С: Хронограф школа [7].
Яркими примерами АСУ являются:
Программный комплекс «1С:Управление школой» предоставляет следующие возможности: систематизация данных о сотрудниках и учащихся; оперативный сбор, учет и анализ результатов учебной деятельности учащихся; автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса; управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью; автоматизация библиотечной деятельности; организация учета питания [8].
Компания АВЕРС, уже работающая 15 лет на рынке программного обеспечения, представляет комплекс программного обеспечения для управленческой, административной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием муниципального и регионального уровня.
Сетевые программы для учреждений образования позволяют создавать автоматизированные рабочие места практически для всех работников: директор, заместители директора, классные руководители, секретарь, библиотекарь, бухгалтер, учителя, медработник, психолог и др.
Компания «Хронобус» представляет программное обеспечение для информатизации административной деятельности учебных заведений. Например — «1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» — информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения.
Автоматизация управления школой программный пакет «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» — это многофункциональная система, работающая как основа для формирования единого информационного пространства учреждения образования.
Программа предоставляет широкие возможности для: создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодизированные компоненты; автоматизации кадровой работы; систематизации данных об учащихся; администрирования учебно-воспитательного процесса; поддержки содержания образования; автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения [6].
Еще один из продуктов этой компании — 3Т:ХроноГраф Журнал
На современном рынке российского образования представлено достаточное количество различных реализаций электронных журналов учителя и дневников ученика. Отличительной особенностью таких решений является то, что они выполняются на web технологиях и, как правило, требуют обязательной связи компьютера учителя со школьным сервером или сервером, расположенным в Интернет, в момент непосредственной работы: указания тем уроков, фиксации пропусков, выставления оценок и т.д. К сожалению, далеко не всякая обычная российская школа может обеспечить как создание рабочих мест каждому преподавателю, так и подключение их к компьютерной сети.
Основной целью создания системы является автоматизация и совершенствование технологических процессов в работе учебных заведений для повышения качества подготовки специалистов отрасли, создание единой информационной среды для ВУЗов, их филиалов, техникумов, школ, управлений дорог. Система также предназначена для: создания единой информационной среды для вуза, филиалов, техникумов; реализации миссии учебного заведения по качественной подготовке высококвалифицированных специалистов отрасли в современных условиях; информационного обеспечение основного и вспомогательных бизнес-процессов учебных заведений; повышения эффективности управления учебным заведением как руководством учебного заведения; интеграции управления всеми бизнес-процессами в рамках единой корпоративной системы; автоматизации документооборота; снижения совокупной стоимости владения системой.
С 2001 года в РГУПС на СУБД ORACLE уже эксплуатируются подсистемы АСУ УЗ «Агрегированное хранилище ВУЗ», «Агрегированное хранилище ЦКАДР», «Приемная комиссия», «Контингент студентов», «Ведение расчетного счета», «Учет исполнения смет по субсчетам», «Учет оплаты за обучение», «Учет договоров за обучение», «Кассовый учет», «Учет использования площадей», комплекс подсистем УМУ: «Формирование учебных планов», «Формирование рабочих планов», «Расчёт учебной нагрузки на кафедру», «Распределение учебной нагрузки на преподавателя» [2].
NetSchool – комплексная информационная система для современной школы. Этот программный продукт позволяет и эффективно решать административные задачи, и вести мониторинг текущего учебного процесса, и наладить оперативное общение между всеми участниками этого процесса. Сотрудникам школы NetSchool позволяет перевести в электронный вид множество бумажных отчётов, экономя время на их составление, делая их наглядными и легко доступными для анализа. NetSchool помогает лучше информировать родителей об успеваемости их детей.
SMS Школа – это информационный сервис на базе NetSchool, который позволяет получать на мобильный телефон информацию о школьной жизни. В первую очередь, родитель может получать разнообразную информацию о своем ребенке.
Стоимость SMS-сообщений автоматически списывается со счета мобильного телефона абонента. А значит, родителю не требуется посещать банк, заполнять квитанции, ждать перевода денег и т.п.
Для учреждений, использующих систему NetSchool, внедрение не требует дополнительных затрат на ввод данных.
Автоматизированная система управления учебным процессом была создан с учетом действующей законодательной базы Российской Федерации, а также при консультационной помощи Министерства образования России.
Разработкой пакета ШКОЛА™ занимается лаборатория математического моделирования и информационных систем Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса (ММиИС ЮРГУЭС) по заказу Министерства образования Российской Федерации [3].
Система электронных журналов Баллов.нет. Удобный, мощный, полностью бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся (родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнать вовремя о родительском собрании, получать все замечания учителя). Плата берется только с тех родителей, которые подписаны на смс рассылку [5].
Предусматривается публикация расписания для каждого класса, возможность задавать собственное названия класса, публикация информации о школе, ведение электронного дневника учащегося, контроль учебного процесса, смс-дневник. Ведется смс-рассылка, рассылка на почту, предусматривается создание сайтов для школ. Большое количество подключившихся школ-720 по России и СНГ. В роли операторов выступают сами учителя.Система выступает в роли спонсоров спортивных мероприятий в школах [1].
Некоммерческое партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования «Центр современных образовательных технологий».
Миссия некоммерческого партнерства по разработке и внедрению технологий в сфере образования «Центр современных образовательных технологий»: управление инновационными проектами в сфере образования, преимущественно в сфере информатизации образования; научное руководство опытно-экспериментальной работой в образовательных системах разного уровня; проведение аналитических и мониторинговых исследований в сфере образования; консалтинг в сфере образования [2].
Особенности применения автоматизированных систем в управлении образовательным учреждением
При выборе данных систем учреждения необходимо самостоятельно найти решение, по наиболее удовлетворяющих требованиям организацию. Можно выделить основные критерии, которые учебные заведения должны рассмотреть при выборе систем управления документами и процессами:
- Сделать сравнительный анализ функциональности СЭД, наиболее полно соответствующим требованиям учреждения.
- Оценить доступность и удобство в использовании. Программа должна иметь простой интерфейс, чтобы снизить временные и финансовые затраты на обучение сотрудников. Важно, чтобы система была интуитивно понятной.
- Изучить схемы лицензирования, предлагаемые поставщиками СЭД, и выбрать наиболее оптимальные для себя варианты.
- Ознакомиться с комплексом услуг по оказанию технической поддержки, оценить самого поставщика СЭД по заявленным им внедрениям.
- Познакомиться с технической поддержкой – установить демо-версию системы, изучить демонстрационные материалы (видеоролики), предлагаемые поставщиками СЭД.
- Выделить функциональные возможности анализируемых систем, которые являются критически важными с точки зрения законодательства, совместимости с установленным ПО, удобства работы сотрудников и т.п.
- Изучить масштабируемость системы, важный фактор при выборе СЭД для многофилиальных учебных заведений – обеспечение масштабирования системы и стабильной работы с системой электронного документооборота удаленных филиалов. Увеличение размеров системы, связанное с ростом количества пользователей, территориальным распределением рабочих мест не должно нарушать работоспособность и снизить время реакции на действия пользователей.
- Ознакомится с безопасностью и надежностью, при объединении существующих информационных систем в единое информационное пространство необходимо обеспечить разграничение прав доступа к документам между администрацией, преподавателями и учащимися (студентами) [4].
АСУ предъявляется ряд общих требований: автоматизированная система должна быть приспособлена к модернизации, развитию и расширению с учетом будущих перспектив; АСУ должна иметь достаточную степень надежности для достижения установленных целей функционирования системы при заранее заданных условиях ее применения; АСУ должна обладать достаточной адаптивностью к изменениям условий ее использования, при этом степень изменения условий применения системы, как правило, специально оговаривается заранее; в АСУ должны быть предусмотрены контроль правильности выполнения автоматизируемых функций и диагностирование с указанием места, вида и причины возникновения нарушений правильности функционирования системы; в АСУ должны быть предусмотрены меры защиты от неправильных действий персонала, приводящих к аварийному состоянию объекта или системы управления, от случайных изменений и разрушения информации и программ, а также от несанкционированного вмешательства и утечки информации [9].
АСУ, как и любую современную информационную систему, которая имеет сложную многоплановую структуру, можно разделить на две составляющие – функциональную и обеспечивающую.
Функциональная часть решает те задачи, ради выполнения которых создается каждая отдельно взятая система. Эти задачи преобразуются в соответствующие функции АСУ. Любая АСУ в процессе своей работы должна выполнять следующие функции:
- сбор, обработку и анализ информации (сигналов, сообщений, документов и т.п.) о состоянии объекта управления;
- выработку управляющих воздействий (программ, планов и т.д.);
- передачу управляющих воздействий (сигналов, указаний, документов) на исполнение и контроль их передачи;
- реализацию и контроль выполнения управляющих воздействий;
- обмен информацией (документами, сообщениями и т.п.) с другими связанными с ней автоматизированными системами[6].
Состав автоматизированных функций АСУ и степень их автоматизации определяются в соответствии с технико-экономическими показателями, а также с учетом необходимости освобождения персонала от выполнения повторяющихся действий и создания условий для использования его творческих способностей в процессе работы.
В обеспечивающую часть АСУ входит следующее обеспечение: программно-математическое; информационное; техническое; методико-организационное; лингвистическое; кадровое.
Программное обеспечение АСУ должно быть достаточным для выполнения всех ее функций, реализуемых с применением средств вычислительной техники. Кроме того, должны быть в наличии средства организации всех требуемых процессов обработки данных, позволяющие своевременно выполнять все автоматизированные функции во всех режимах функционирования АСУ [10].
Список литературы:
- https://studme.org/1762011921186/informatika/ponyatie_avtomatizirovannye_sistemy_upravleniya. Студми. Учебные материалы для студентов (info{aт}studme.org) © 2013 – 2017.
- http://gazeta.lbz.ru/vyp/nomer.php?ELEMENT_ID=1330. методическая служба Издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний».
- http://katerinabushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/ikt_v_obrazovanii/avtomatizacija_dejatelnosti_uchebnykh_zavedenij/4-1-0-64. Персональный сайт Бушуевой Екатерины
- http://www.soft.natm.ru/program1c/education.php Компания «СОФТ-СЕРВИС» и Внедренческий Центр «КОНСАЛТИНГ-СЕРВИС»
- http://vestnik.yspu.org/releases/novosti_i_problemy/13_4/. Статья С.В. Швецовой по автоматизации систем управления в образовании, которая проводит аналогию с автоматизацией предприятия
- http://monick.mypage.ru/o-tehnologijah/asu_avtomatizirovannie_sistemi_upravleniya_obrazovaniem_zap.html. Блог Александра Павлова (учителя и методиста), статья о автоматизированных системах управления школой
- http://bigor.bmstu.ru/?cnt/?doc=Default/010_erp.cou. Copyright (C) 2003-2015 МГТУ им. Н.Э.Баумана, кафедра САПР. База и генератор образовательных ресурсов.
- http://uprlsk.edusite.ru/p147aa1.html. Сайт системы «Дневник.ру» в Нижегородской области с поддержкой Портала Госуслуг и ЕСИА
- https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=26419. Современные наукоемкие технологии. Электронный научный журнал Современные наукоемкие технологии
- http://digital-edu.ru/issh/. © Цветкова М.С.; Якушина Е.В. Цифровое образование.
Скачать материалы публикации:
>> Статья