Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель»

 

Автор: Ватчеева Дарья Анатольевна
Должность: Педагог-психолог
Тип: Рабочая программа
Тема: «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель»

Дата публикации: 12.02.2018

Программа по профессиональному модулю составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальностям:

23.02.03  «Техническое обслуживание и ремонт  автомобильного транспорта

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 383)

20.02.04 «Пожарная безопасность»

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 354)

Организация-разработчик: ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»

Разработчик: Ватчеева Д.А., педагог-психолог, преподаватель ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»

Рецензенты: Чибирова Т.П., социальный педагог ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж»

  

Содержание

  1. Паспорт программы профессионального модуля
  2. Структура и содержание программы профессионального модуля
  3. Условия реализации программы профессионального модуля
  4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

 

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ профессионального модуля ПМ.04  МДК.04.01, МДК 04.02  «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель»

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля ПМ.04 МДК.04.01, МДК 04.02

«Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Психофизиологические основы деятельности водителя транспортных средств категории «В» по специальностям:

23.02.03  «Техническое обслуживание и ремонт  автомобильного транспорта», входящей в состав укрупненной группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта в области образования Инженерное дело, технологии и технические науки (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. N 383)

20.02.04 «Пожарная безопасность», входящей в состав укрупненной группы 20.00.00 Техносферная безопасность и природоустройство в области образования Инженерное дело, технологии и технические науки (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 354)

1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи профессионального модуля ПМ. 04

«МДК.04.01, МДК 04.02 «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель»

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен уметь:

  • Определять временной диапазон своей работоспособности за рулем.
  • Выходить из состояния утомления.
  • Эффективно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения.
  • Прогнозировать развитие дорожной ситуации.
  • Грамотно считывать и правильно интерпретировать дорожную информацию.
  • Предотвращать развитие конфликтов, возникающих в дорожной ситуации.

В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен знать:

  • Особенности физиологии человека влияющие на формирование психомоторных навыков управления автотранспортным средством.
  • Значение высших психических функций (память, мышление, внимание, восприятие) для безопасного управления автотранспортными средствами.
  • Факторы, влияющие на изменение концентрации внимания.
  • Признаки наступающего утомления и снижения работоспособности.
  • Влияние собственного темперамента на будущий стиль вождения.
  • О социальном давлении при формировании стиля вождения.
  • Общепринятые этические нормы современного водителя.
  • Нормы общения и взаимодействия водителей в условиях современного транспортного потока.
  • Факторы, способствующие возникновению конфликтов на дороге.
  • Этапы развития конфликтов и способы их нейтрализации.
  • Причины стрессовых состояний современного водителя.
  • Психологические техники совлдания со стрессовым состоянием.

 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

  • всего-12 часов
  • теоретические занятия — 8 часов
  • практические занятия -4 часа

  

 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ профессионального модуля ПМ.04 МДК.04.01, МДК 04.02 «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель»

2.1.Объем профессионального модуля и виды учебной работы 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 12 часов
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) 12 часов
в том числе:
практические занятия 4 часа
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
рефераты, доклады, конспекты, расчетная работа
Итоговая аттестация в форме

 2.2.Тематический план и содержание профессионального модуля ПМ.04 МДК.04.01, МДК 04.02 «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель» 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1. Раздел 1.

Психофизиологические основы деятельности водителя.

1.1. Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные

навыки.

 

 

Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация,

распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять

внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние

усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки

распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2
1.2. Этические основы деятельности водителя. Цели обучения управлению

транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы

и водителя; свойства личности и

темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством;

Представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя;

ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика (общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные «эффекты» в восприятии других людей; Виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.

2

 

 

 

 

 

 

 

3
1.3 Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов. Эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге. 2 3
1.4 Причины агрессии и враждебности у водителей и других участников

дорожного движения

Тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2
1.5 Саморегуляция

и профилактика конфликтов.

Практическое занятие №1

Приобретение практического опыта оценки собственного психического

состояния и поведения, опыта саморегуляции.

2 2
1.6 Первичные навыки

профилактики конфликтов.

 

Практическое занятие №2

Решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения. Решение ситуационных задач по профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта.

2 3
Всего: 12 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ профессионального модуля ПМ.04

МДК.04.01, МДК 04.02   «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Кабинет психологии».

Оборудование учебного кабинета: удобные парты и стулья, которые можно передвигать, доска.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, плакаты, таблицы, схемы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий

Основные источники:

  1. Рожков Л.Б., Найдина И.В, Психологические основы безопасного управления транспортным средством. М.: ООО «Издательский Дом «Автопросвещение»; 2012.
  2. Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009.: ил. «Серия «Практикум».
  4. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. СПб.: ИД «Сентябрь», 2001.
  5. Романов А.Н. Автотранспортная психология. – М.: Академия, 2002.
  6. Васильева М. Б., Мадей Л. Я. Психофизиологические основы деятельности водителя. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2015.

 

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 Контроль оценка результатов освоения  профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные навыки) Формы и методы контроля  и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:  —

·       Особенности физиологии человека влияющие на формирование психомоторных навыков управления автотранспортным средством.

·       Значение высших психических функций (память, мышление, внимание, восприятие) для безопасного управления автотранспортными средствами.

·       Факторы, влияющие на изменение концентрации внимания.

·       Признаки наступающего утомления и снижения работоспособности.

·       Влияние собственного темперамента на будущий стиль вождения.

·       О социальном давлении при формировании стиля вождения.

·       Общепринятые этические нормы современного водителя.

·       Нормы общения и взаимодействия водителей в условиях современного транспортного потока.

·       Факторы, способствующие возникновению конфликтов на дороге.

·       Этапы развития конфликтов и способы их нейтрализации.

·       Причины стрессовых состояний современного водителя.

·       Психологические техники совладания со стрессовым состоянием.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

·       Определять временной диапазон своей работоспособности за рулем.

·       Выходить из состояния утомления.

·       Эффективно взаимодействовать с другими участниками дорожного

движения.

·       Прогнозировать развитие дорожной ситуации.

·       Грамотно считывать и правильно интерпретировать дорожную

информацию.

Написание рефератов и докладов по изучаемым темам.

Написание конспектов, как дополнительное задание.

Контрольные и самостоятельные работы, тесты.

Устные опросы.

Практические занятия и упражнения.

Итоговый контроль

Вопросы для контроля знания по профессиональному модулю

МДК.04.01, МДК 04.02

«Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель»

«Психофизиологические основы деятельности водителя»:

Вопрос 1. Как влияет алкоголь на время реакции водителя?

1.Время реакции уменьшается.

2.Время реакции увеличивается.

3.Алкоголь на время реакции не влияет.

Вопрос 2. Как влияет утомление водителя на его внимание и реакцию?

1.Внимание притупляется, время реакции уменьшается.

2.Внимание притупляется, время реакции увеличивается.

3.Внимание не притупляется, время реакции увеличивается.

Вопрос 3. Каковы типичные признаки наступившего утомления водителя?

1.Сонливость, вялость, притупление внимания.

2.Возбужденность, раздражительность.

3.Головокружение, резь в глазах, повышенная потливость.

Вопрос 4. Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет:

1.Примерно 0,5 секунды.

2.Примерно 1 секунду.

3.Примерно 2секунды.

Вопрос 5. Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?

1.Не изменяется.

2.Расширяется.

3.Сужается

Примерные темы для обсуждения в группе при проведении психологического практикума:

  1. На проселочной дороге, на Вас наседает движущийся за Вами легковой автомобиль. Очевидно, по мнению следующего за Вами водителя, Вы движетесь слишком медленно. Как Вы поступите?
  2. На автобане к Вам кто- то вплотную приближается и с помощью светового сигнала требует освободить полосу обгона. Как Вы поступите?
  3. Вы обгоняете на автобане транспортную колонну. Более быстрый автомобиль наседает на Вас, подавая световые сигналы и мигая. Как Вы поступите?
  4. Медленно движущееся транспортное средство мешает Вам быстро продвигаться вперед. Вы сердитесь из-за помехи. Как Вы поступите?
  5. Вы довольно долго сердились на медленно движущегося по проселочной дороге водителя. Наконец-то Вы можете обогнать. Как Вы поступите?
  6. Грузовой автопоезд перед Вами мигает правым сигналом поворота. Сзади на Вас наседает нетерпеливый водитель легкового автомобиля. Как Вы поступите?
  7. На проселочной дороге Вас обгоняет легковой автомобиль и затем «подрезает». Как Вы поступите?
  8. За грузовым автомобилем образовалась колонна. Легковой автомобиль легкомысленно обгоняет. Когда он из-за встречного движения хочет встроиться перед движущимся перед Вами автомобилем, тот его не пускает. Как Вы поступите?

Рецензия на программу профессионального модуля ПМ.04 МДК.04.01, МДК 04.02  «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель» по специальностям:  23.02.03  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 20.02.04 «Пожарная безопасность» для студентов 3 курса «Псковского агротехнического колледжа».

Рабочая программа по дисциплине «этика и психология» профессиональной деятельности» разработана преподавателем Ватчеевой Дарьей Анатольевной для студентов 3 курса специальности  «Пожарная безопасность», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Псковского агротехнического колледжа.

Данная рабочая программа состоит из: титульного листа,  тематического плана, содержания учебной дисциплины, плана самостоятельной работы студентов, перечня литературы и средств обучения, списка вопросов для контроля знаний . А также имеется перечень практических работ на изучаемые темы по дисциплине.

Структура программы по профессиональному модулю ПМ.04 МДК.04.01, МДК 04.02  «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель»  соответствует требованиям, предъявляемым к разработке учебных программ.

Распределение учебного времени по разделам и темам соответствует образовательному минимуму содержания рабочей программы по психологии и этике профессиональной деятельности образовательной программы СПО. По каждой изучаемой теме четко указаны знания и умения, которые должен приобрести студент. В каждом разделе обозначены цели и задачи.

Преподавателем спланирована максимальная нагрузка студентов на весь период изучения дисциплины, а также продумана форма отчетности по ней.

Программа соответствует Государственному образовательному стандарту и рекомендована для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по профессиональному модулю ПМ.04 МДК.04.01, МДК 04.02  «Теоретическая подготовка по рабочей профессии «Водитель». Данная программа может быть использована для подготовки выпускников средних профессиональных заведений.

 

 

Скачать материалы публикации:
>> Рабочая программа