Автор: Романова Евдокия Иннокентьевна Дата публикации: 12.02.2018 |
Пояснительная записка
Костюм – одна из составляющих любой национальной культуры, особенности которой во многом определяются местом проживания народа, климатическими и природными условиями.
Создавая вручную народную одежду, мастера всегда стремились использовать наиболее целесообразный покрой одежды и материалы. Если выбор формы и материалов народной одежды зависит от ее назначения, то выбор цвета и декор костюма – от эстетических и религиозных представлений того или иного народа.
Каждый элемент ансамбля народной одежды (костюм, украшения, головной убор и обувь) имеет знаковую природу. Богатое декорирование народного костюма связано с эстетической, магической и обрядовой функциями в одежде.
Национальный костюм представляет собой художественную систему, объединяющую все стилеобразующие признаки. В основе гармоничной взаимосвязи цвета и конструкции народного костюма находится представление о красоте, понятие об удобстве. Цвет народного костюма взаимосвязан с окружающей природой. Обычаями народа, с его традиционными представлениями, с мировоззрением. Ансамбль одежды, дополнения, предметы быта и жилище представляют собой единую смысловую и эстетическую среду.
Ограниченная цветовая гамма народной одежды (два-три цвета), обусловленная ограниченными производственными возможностями, дала разнообразные по гамме оттенки одного цвета (брусничный, алый, багряный, огненный).[1]
Орнаментальный строй народного костюма состоит в распределении орнаментальных полос, их ширине, в постепенном нарастании узора от низа к верху в выбранных масштабах орнамента. В народном костюме широко используется прием ритмических повторов.
Практическая значимость: методическое пособие может послужить наглядным пособием для студентов по специальности Дизайн (одежды).
Национальные культуры как источник появления нового в моде
На определенном этапе развития человечества началось взаимопроникновение культур. Этому способствовали войны, развитие торговли, организация экспедиций с целью найти новые земли. В результате войн победитель оставаясь на завоеванной территории, привносил свою собственную культуру либо, возвращаясь домой, привозил многочисленные военные трофеи.
Интерес ко всему новому делал эти «диковины» популярными, модными.
Знакомство Европы с национальными костюмами других стран началось в период Средневековья. В результате Крестовых походов в качестве военной добычи из Византии в европейских странах оказались экзотические товары: ковры, специи, духи, благовония, шелка.
Наибольшее влияние на европейскую моду оказала оттоманская культура. В результате колониальной политики Голландии и Франции в Европу пришла культура Китая – шинуазри (chinoiserie). В моду вошли пудреные парики, мандариновый цвет, собачки-мопсы и ситцы с рисунком, изображающим пагоды.
Позднее наступил период ренессанса, когда в моде была античность, но сразу после окончания войны 1812 г. вновь вернулась мода на экзотику. Восточные культуры (турецкая, аравийская, персидская, а затем и индийская) стали самой модной темой всей Викторианской эпохи. [1]
Знакомство с замкнутой культурой Японии с открытием портов Кобе и Йокагама сделало модными японские ширмы, шелка, расписные веера, брошки из эмали и орнаменты «рыбками» и «стрекозами». Позднее под влиянием культуры Японии возник стиль модерн.
Мода XIX в. с ее кринолинами и турнюрами не позволяла приблизиться к азиатской или африканской линии силуэта, использование этнических элементов в костюме того времени сводилось к копированию. Среди художников, творивших в начале XX в., следует запомнить Мариано Фортуни – гениального творца этнической моды, который первым смешал арабское с китайским, греческое с персидским.
В искусстве культура африканского континента оказала влияние не только на Пикассо, но и занимала особое место стилистической системе арт-деко.
«Русские сезоны» Сергея Дягилева открыли для Европы новый Восток, удивленный глазами русских. В итоге европейские женщины избавились благодаря П.Пуаре от корсетов, надели брюки-шаровары и тюрбаны с эгретами (заколки для головных уборов). Превая мировая война и волна иммиграции из России после революции вызвали интерес к славянской культуре и балканскому костюму. Дом вышивки «Китмир», который возглавляла великая княгиня Мария Павловна, создавал модели для Модных домов Chanel и Jean Patou.
В 1922 г. английский археолог Хоурд Картер открыл гробницу фараона Тутанхамона в Египте, и моду захлестнуло «египтомания». Популярность джазовой музыки привела к моде на все африканское. В 1960-е гг. хиппи с легкостью сочетали афганские дубленки с греческими торбами, индийские браслеты с египетскими сандалиями. Идеями хиппи была пропитана вся мода 70-х гг. Этнический стиль, созданный субкультурой хиппи, был одним из вариантов стиля как символ равноправия полов.
После Второй Мировой войны поколение японских дизайнеров совершило революцию в европейской моде. Йоджи Ямамото и Иссеи Мияке стали современными проводниками японской культуры. Проводником этнической моды в современной моде считают японского дизайнера Кендзо Такада. Он смешал кимоно и японский подход к формообразованию (объемность, безразмерность, многослойность) с западной одеждой, отказавшись от традиционных элементов европейского конструирования – вытачек и застежек.
Национальные культуры являются постоянным источником для коллекций Ж.-П.Готье. Например, коллекция прет-а-порте 1999 г. была посвящена японским гейшам.
Мировой экологический кризис 1990 г. положил начало моды на все, связанное с природой, экологией.
С конца XX в. каждый сезон в моде разрабатывается этническая тема, меняется только география. Последний пик интереса к национальной одежде пришелся на 2001 г. В моде 2002 – 2006 гг. присутствовали национальные культуры всех стран и континентов, включая самые отдаленные уголки Африки и Азии.[1]
Характеристика модных тенденций
Дизайнеры одежды рекомендуют нам сочетать сразу два или три принта в одном наряде. Самые актуальные рисунки — пестрые, в среднеазиатском и тибетском стиле. Украшения – из серебра с полудрагоценными камнями в стиле восточных сказок: длинные висячие серьги и многоярусные ожерелья. Узорчатые платья и блузки предлагают носить с жилетами из длинноворсового меха, а обувь выбирать легкую и изящную. Накидка из пледа, пончо с бахромой и вязаные пальто – халаты с цветными узорами – не менее удобная верхняя одежда, чем классические пальто и плащи. А также в этом сезоне актуальны сочетание узорчатых вещей с денимом и замшей. [8]
Осень – зима 2017- 18
Атмосфера сезона:
- Сезон принесёт взгляд на объёмность.
- Для одежды характерна полупрозрачная утончённость.
- Стираются грани между женским и мужским.
- Актуальные свободные, драпирующиеся ткани.
- Сезон ориентируется на использование материалов полезных для здоровья, производство которых не наносит вреда природе.
- В целом дизайн одежды становится более сложным.
Яркие разноцветные орнаменты и узоры, олицетворяющие культуры других стран и народов, настолько полюбились дизайнерам, что их можно встретить везде: начиная от обуви и заканчивая головными уборами.
Использование национального костюма в проектировании одежды
Графическое решение стилизации костюма в эскизе. Исследуя творческий источник, пришли к пониманию эстетической и художественной концепции стиля, художественного образа и средств, применяемых для этого. Работая над копиями и зарисовками, проведен отбор художественных приемов, материалов и композиционных решений, которые использованы для трансформации и стилизации творческого источника при создании эскизов.
Графическое решение эскиза определяется задачами, которые ставит перед нами стилизация образного решения. Созданию образа подчинена композиция эскиза, его цветовое решение, формат и стилизация изображения фигуры и костюма. Выбор графических средств, приемов, инструментов и материалов изображения также полностью зависит от выбранной концепции стилизации художественного образа.
При выполнении данной работы выполнены пробные варианты (фор-эскизы) для поиска изобразительных средств и композиционных решений. [6]
Выбор творческого источника.
Этническая тема в дизайне одежды популярна сегодня как никогда. Обращаем внимание на то, что от сезона к сезону меняется направление интереса: сегодня это Китай, а завтра Восточная Европа или Скандинавия. В моде присутствуют, как правило, одновременно несколько таких направлений, но по отдельности. Только поколение хиппи смешало воедино разные национальные культуры, но пример субкультуры хиппи остался единичным, хотя она не только повлияла на всю моду 1970-х гг., но и неоднократно возвращалась в моду конца 1990-х гг. и начала XX в.
Несмотря на то, что этнический стиль не сформировался, методы проявления этники в моде все же изменились. Процесс смешивания – фьюжн (fusion) – один из самых смелых и результативных вариантов. Важно только, выбрав ту или иную культуру (или ее грань), правильно решить, с чем именно можно ее смешать. Это зависит от того, какой результат вы планируете получить.
Очень важно исполнение задуманного. Современная технология и конструкция дают довольно большие возможности в модернизации кроя, применении нетрадиционных тканей декора. Если изучать русский народный костюм у нас есть возможность на месте в запасниках этнографических музеев, то знакомство с народным костюмом Мексики эпохи конкистадоров вызовет сложности. Найти иллюстрированный материал, конечно, можно, а вот потрогать руками и, как говориться, увидеть своими глазами вряд ли удастся. Слишком далеки истоки, чтобы можно было достоверно интерпретировать творческий источник. Здесь уже важен художественный замысел.
Простое цитирование, т.е. когда прошлое переносится в современность без изменений, тоже возможно. Но переносить целиком весь костюм было бы странно, да и не практично, а вот комплектовать гардероб с включением элементов национальной одежды или использовать их детали при проектировании и в декоре вполне оправданно. Именно так чаще всего и поступают художники-модельеры.
Интуиция художника, внимательное отношение к переменам в современном мире и исследование фактического материала – все это вместе позволяет найти интересные пути использования национальной одежды в моде.
Цветовое решение коллекции
Гармоничное сочетание цветов в одежде имеет большое значение, образующее определенное единство, служит одним из важнейших средств эмоциональной выразительности и является важнейшим компонентом художественного образа произведения.
- Голубой цвет — слабонасыщенный, легкий воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный цвет. Он символизирует чистоту разум, постоянство и нежность. Если голубого цвета слишком много это может вызвать лишь апатию.
- Синий цвет (компенсирующий оранжевый) – очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, женственный, чистый. Первое чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос и соответствует планете юпитер.
- Белый цвет – радости и праздника противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой стороны слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировали одновременно и с вероломством и с чистотой.
- Розовый цвет – нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного легкомысленного характера.
Последовательность работы над творческим источником
- Выполнение копий, зарисовок (исследовательская работа и сбор иллюстративного материала). Поиск лучших вариантов авторской интерпретации источника.
- Выполнение логических рядов на трансформацию и стилизацию творческого источника (форма, силуэт, пропорциональные членения, ритмические и цветовые отношения, принципы декоративного оформления). Решение интерпретации творческого источника в контексте тенденций моды.
- Поиск нового художественного образа (новое формообразование, пропорционирование).
- Разработка колористического решения и элементов декоративного оформления (орнамента, рисунка) в чистовых эскизах
Исследовательская работа содержит разделы:
— Национальные культуры как источник появления нового в моде;
— Характеристика модных тенденций;
— Использование национального костюма в проектировании одежды;
— Выбор творческого источника;
— Цветовое решение коллекции;
— Последовательность работы над творческим источником.
Список использованной литературы
- Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю., Ляхова Н.Б., Финашина Е.М. Композиция костюма. – М.: Академия, 2003.
- Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов н /Д: Феникс, 2001
- Бердник Т. О., Неклюдова Т. П. Дизайн костюма. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 448 с.
- Паранюшкин Р.В. Композиция. Ростов н/ Д: издательство «Феникс», 2001
- Иллюстрированная энциклопедия моды перевод на русский язык И. М. Ильинской и А. А. Лосевой Издательство Артия, Прага 1966 Отпечатано в Чехословакии.
- Степучев Р. А. Кимберлит костюмографического языка. Учебное пособие для вузов. – М.:МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. – 416 с.
- Кудимова Л.Н. Проектирование и моделирование коллекций одежды. – О.: ЛВХПУ им. В.И. Мухиной,1983
Скачать материалы публикации:
>> Пособие (с приложениями)