Измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (лабораторная работа)

 

Автор: Щелкунова Галина Валентиновна
Должность: Преподаватель
Тип: План – конспект урока
Тема: «Измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (лабораторная работа)»

Дата публикации: 12.02.2018

Тема урока: Измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (лабораторная работа)

Раздел: «Постоянный электрический ток».

Продолжительность урока 45 минут.

Цели урока:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания по теме «Постоянный электрический ток» (законы Ома для полной и неполной цепи) научиться определять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Развивающие:

Развивать навыки по сборке электрической цепи на планшете; работы с измерительными приборами; производить необходимые расчеты;

Воспитательные:

Формирование ответственного отношения к обучению; умение анализировать, самостоятельно принимать решения и работать в коллективе;

Задача преподавателя:

Осуществление контроля обучения, систематизация знаний, выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Тип урока: урок – рефлексии (урок закрепления и совершенствования знаний умений и навыков).

Вид урока: урок практических (лабораторных) работ.

Формы организации учебной деятельности (ФОУД):

  • индивидуальная,
  • фронтальная,
  • работа в группе.

Метод обучения

  • практический (лабораторно – практическая работа)

Технологии, применяемых на уроке:

Исследовательские методы

Здоровье сберегающая технология

Методический ресурс урока:

Методическая цель урока:

Актуализация знаний, дальнейшее формирование УУД в процессе урока.

Дидактические принципы построения урока:

  1. принцип деятельности,
  2. принцип непрерывности,
  3. принцип целостности,
  4. принцип психологической комфортности

Ожидаемые результаты урока:

Личностные:

  • Развитие личностно-смыслового отношения к учебной дисциплине;
  • Развитие способностей осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала и ценности совместной деятельности;

Предметные:

Систематизировать знания по законам Ома. Организовать деятельность обучающихся по дальнейшему изучению знаний по переменному и постоянному току.

Должны уметь:

  • аргументировать свой ответ.
  • давать определения понятиям.
  • использовать свои знания на практике.

Метапредметные:

  • Развитие информационной и интеллектуальной культуры;
  • Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью;

Учебно-методическое обеспечение и оснащение:

Планшеты, амперметр, вольтметр, соединительные провода, текст лабораторной работы, текст с задачами для студентов,справившихся с заданием быстрее остальных.

Межпредметные связи:

Математика, электротехника, материаловедение, спецтехнология

 

План урока

№п/п Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность студента Слайд

 

1 Орг. момент Приветствует студентов, отмечает отсутствующих

Здравствуйте ребята, начинаем наш урок

Приветствуют преподавателя, сообщают об отсутствующих Слайд2
2

 

 

 

Сообщение темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

Тема урока: «Измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Цели урока:

Вы на уроке научитесь определять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, правильно, монтировать рабочие схемы на планшете. Закрепите уже имеющимися навыками работы с измерительными приборами, проводить необходимые расчеты, анализировать и самостоятельно принимать решения о правильности полученных расчетов.

Знание законов постоянного электрического тока необходимо для изучения в дальнейшем физических законов, связанных с постоянным и переменным током. Для понимания и решения профессиональных задач, которые вам предстоит решать в будущем, т.к. в наш электрифицированный век человек уже практически не может существовать без электричества и всего с что с ним связано.

Необходимость знания законов Ома еще долгое время будет актуальной в нашей повседневной и профессиональной жизни, а знание электротехники и физики это одна из основ успешного обучения и вашего профессионального роста. (Далее связь с конкретной профессией)

Прежде чем приступить к основной части урока нам с вами необходимо повторить основные законы и термины, связанные с электрическим током

1. Написать на доске и дать определение закона Ома для участка цепи.

2.Что называется электрическим током?

3. Что называется силой тока.

4.Что называется напряжением?

5. Что называется потенциалом?

6. Что называется сопротивлением?

7.Что называется участком цепи?

8. На доске написать закон Ома для полной цепи, дать определение.

9. В каком случае цепь считается полной?

10. Что называется

ЭДС?

 

11. Что произойдет, если вы не будете учитывать ЭДС?

12. Где в вашей будущей профессиональной деятельности вы можете применить закон Ома?

13. Объясните, для чего нужен Амперметр и Вольтметр и как они включаются в цепь?

14. Как можно определить цену деления каждого прибора (погрешность приборов приведена в тексте).

Мы повторили основные теоретические вопросы и переходим к практической работе.

Напоминаю.

Слушают, записывают тему занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд3

 

 

 

Слайд4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд5-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Инструктаж

ТБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении работы необходимо соблюдать технику безопасности:

1.    Не вытягивайте вилку из розетки за провод.

2.    Замыкайте ключом цепь только после полного монтажа и проверки правильно собранной цепи

3.    Не оставляйте собранную цепь под напряжением длительное время

4.    После снятия показаний с приборов разомкните цепь с помощью ключа.

Слушают

 

Слайд 7 -11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении работы обратите внимание на то, что без нагрузки сопротивление на источнике тока практически отсутствует, поэтому мы принимаем

ε=

далее работаете по тексту.

Слушают Слайд 12
6 лабораторная работа Запишите в тетради цель работы,

Необходимое оборудование и приступайте к ее выполнению

Выполняют лабораторную работу Слайд  13
6 Для студентов, справившихся с заданием, даются задачи на законы Ома Выполняют работу
7 Подведение итогов Задает вопросы студентам

1.    Что вы сегодня узнали на уроке

2.    Какими приборами вы пользовались

3.    Для чего эти приборы были необходимы

Выставление оценок

Отвечают на поставленные вопросы Слайд 14
домашнее задание Объясняет, что дома необходимо решить любые 3 задачи из предложенной карточки.

 

Записывают домашнее задание Слайд 15

Задачи

  1. Электродвигатель для перевода железнодорожной стрелки находится на расстоянии 970 м от аппарата централизованного управления. Из скольких N медных жил сечением 1мм2 каждая состоит проводящий ток кабель, если при напряжении 33 В на его концах сила тока в нем составляет 6 А? Удельное сопротивление меди принять равным 0,017 10-6 Ом м.
  2. Необходимо электрифицировать участок железной дороги длиной 40 км. При каком поперечном сечении медного контактного провода его сопротивление равно 68 Ом? Удельное сопротивление меди принять равным 0,017 10-6 Ом м.
  3. Звено железнодорожного рельса при 0°С имеет длину 25 м и удельное сопротивление 0,14 10-6 Ом м. Определить температуру рельса, если его сопротивление равно 77·105 Ом. Температурный коэффициент сопротивления стали принять равным 33 10-4 К-1. Площадь поперечного сечения рельса — 50 см2.
  4. Обмотки тепловозного тягового двигателя ДК-304В к концу работы имели температуру 70°С и сопротивление 0,024 Ом. Вычислить сопротивление обмоток при охлаждении их до комнатной (20°С) температуры. Обмотки изготовлены из медного провода с температурным коэффициентом сопротивления 4·10-3 К-1.
  5. Предельная сила тока при разрядке кислотного аккумулятора с эдс 2В и внутренним сопротивлением 0,01 Ом составляет 20 А. Во сколько раз сила тока при коротком замыкании аккумулятора больше предельной?

6. Аккумулятор с ЭДС 2,1 В и внутренним сопротивлением 0,4 Ом замкнут железным проводником, имеющим поперечное сечение 1,3 мм2. Определить длину проводника, если сила тока в цепи 1,5 А. Удельное сопротивление железа принять равным 0,13 10-6 Ом м.

Скачать материалы публикации:
>> План-конспект

>> Презентация