Автор: Асташова Алёна Игоревна Дата публикации: 28.10.2018 |
Статья посвящена использованию интерактивного подхода при обучении.
На сегодняшний день, чтобы эффективно происходило развитие личности обучающегося, его активности, необходимо применение интерактивного обучения. Именно интерактивное обучение повышает мотивацию обучения, развивает интеллектуальную деятельность учащегося, облегчает восприятие нового материала.
С изменением социально-экономических условий трансформируется трудовая деятельность человека, что актуализирует проблему поиска новых подходов к совершенствованию системы образования. Человек должен обладать соответствующими способностями, знаниями и умениями, чтобы осваивать технологические новшества. Современный специалист должен уметь работать в команде, принимать как самостоятельные решения так и согласованные с командой. В связи с этим, для современных методов обучения характерно то, что обучающиеся работают индивидуально и в команде.
Традиционные методы обучения обеспечивают подготовку обучающегося к выполнению тех или иных функций на основе известных алгоритмов (норм) выполнения деятельности. Но для продуктивного выполнения сложных функций в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях человеку необходимо применять творческий подход для решения проблем. Поэтому обучающиеся должны не только присваивать знания и умения, но и приобретать опыт творческой деятельности и необходимые качества личности, такие как самостоятельность, коллективизм, ответственность, мобильность, креативность. Важно формирование у обучающихся критического отношения к информации, умений принимать оптимальные решения, воспитание чувств солидарности, общности, сопричастности к общему делу. Для реализации таких целей необходимо выбирать методы, которые основаны на конструктивных, партнерских взаимоотношениях, а формирование знаний и умений происходит в процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися как субъектами педагогического процесса.
Американский социолог и социальный психолог Джордж Мид, являющийся основоположником интеракционизма, рассматривал развитие общества и социального индивида (социальное «я») в неразрывном единстве. Он считал, что происхождение «я» целиком социально, а главная его характеристика – это способность становиться объектом самонаблюдения, саморефлексии и самоконтроля. Представители более позднего интеракционизма (М. Кун, Т. Шибутани), исследуя природу социальных процессов, видели в их основе выработку и изменение социальных значений, постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками.
Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Вывод. К интерактивным методам могут быть отнесены только те методы обучения, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса.
Интерактивные методы предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве), то есть обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение. Обучающиеся погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества. Это позволяет увеличить процент усвоения материала.
К основным преимуществам интерактивных методов обучения относят: высокий уровень усвоения информации через эмоционально-ценностное отношение к деятельности; формирование умений слушать и слышать; обучение через взаимообмен опытом; активизация мышления; личностный рост; формирование умений работы в команде, повышение активности каждого; постановка новых проблем; создание ситуаций неизвестности для участников и др.
К недостаткам относят следующее: есть риск столкновения личных амбиций; требуется высокая компетентность педагога (тренера); большая продолжительность времени и др.
В данной статье подробно представлены особенности интерактивных методов и форм, преимущества использования интерактивной технологии в целом.
Ключевые слова: интерактивное обучение; условия интерактивного обучения; интерактивные подходы; «интерактивная лекция»; «дискуссия»; «ролевая игра»; «мозговой штурм»; «кейс-метод»; «тренинг».
Keywords: nteractive learning; terms of interactive learning; interactive approach; «Interactive lecture»; «Discussion»; «role-playing game»; «brainstorm»; «Case method»; «Training».
Система образования России с каждым годом усовершенствуется. Происходят изменения в педагогической теории и практике учебно–воспитательного процесса. Если раньше эффективным был словесно–книжный метод обучения, то, на сегодняшний день, такой метод фактически исчерпал резервы роста эффективности и качества подготовки обучаемых. На данный момент, важным критерием в обучении служит способность проявления инициативности и обладание творческим мышлением. И, чтобы происходило развитие личности каждого учащегося, его активности, необходимо применение инновационных технологий, а именно, – интерактивного обучения.
Слово «интерактив» произошло от английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать. Интерактивное обучение – такой процесс обучения, который происходит в условиях постоянного активного взаимодействия всех обучающихся. Преподаватель и обучающийся являются равноправными субъектами обучения.
Характерными чертами такого взаимодействия будет являться следующее:
- пребывание субъектов обучения в одном смысловом пространстве;
- совместное решение общей задачи;
- использование определенных средств и методов, с помощью которых будет решаться данная задача.
Сущность интерактивного обучения складывается из того, что все обучающиеся во время учебного процесса вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать, осознавать и размышлять по поводу того, что они знают и думают. Совместная, творческая деятельность в процессе познания обучающихся, освоения ими учебного материала означает, что каждый обучающийся вносит свою индивидуальную лепту, идет обмен знаниями, новыми и интересными идеями, в ходе чего увеличивается потенциал познавательной деятельности каждого участника этой деятельности.
В одной китайской притче говорится так: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». Эти слова означают всю суть интерактивного обучения. Преподаватель не преподносит готовых знаний на «блюдце», он побуждает обучающихся к самостоятельному поиску этих знаний.
Интерактивные формы обучения – это обогащение жизненного опыта, и индивидуализация обучения; эффективное усвоение учебного материала; развитие умственных, эмоциональных процессов у учащихся, наличие всегда обратной связи; соединение теории и практики. Но есть одно важное условие для этого – личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Очевидно, что обрести опыт можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.
В ходе организации интерактивного обучения следует соблюсти следующие правила:
- в работу должны быть задействованы все обучающиеся;
- обеспечение правильной психологической подготовки всех учащихся.
- в интерактивной технологии обучения не должно быть много обучающихся. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников –25 человек. При соблюдении этого условия возможна продуктивная работа в малых группах.
- правильная подготовка помещения для работы. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
- четкое закрепление процедур и регламента. Все это должно быть озвучено в самом начале.
Условиями организации интерактивного обучения будет служить следующее:
– доверительные отношения между обучающим и обучающимися;
– сотрудничество в процессе решения определенной задачи;
– включение внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;
-мобильность обучающихся.
В современной педагогике множество интерактивных подходов, среди которых можно выделить:
– работа в малых группах;
– творческие задания;
– обучающие игры (ролевые игры, деловые игры, образовательные игры);
– социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы , выставки);
– изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, мозаика;
– тестирование;
– обратная связь;
– разминки;
– дистанционное обучение.
– обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, ПОПС-формула);
– разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «лестницы и змейки», составление «карты» мыследеятельности, кейс — метод);
– тренинги.
Рассмотрим подробнее некоторых из них.
Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 1- 4 часов с применением следующих активных форм обучения:
– ведомая (управляемая) дискуссия или беседа;
– демонстрация слайдов или учебных фильмов;
– мозговой штурм;
– мотивационная речь.
Дискуссия – это обмен мнениями по тому или иному вопросу, проблеме в соответствии с более или менее определёнными правилами, процедурой и с участием всех или отдельных её участников. Ее характерными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. Для проведения урока – дискуссии необходимо: заранее объявить тему и вопросы для обсуждения, подготовиться и распределить роли, подготовить наглядные средства, которые будут являться базой при ведении дискуссии [1, 44].
Ролевая игра – основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.
Обычно используются три типа ролевых игр:
– прямые игры – моделирование элементов профессиональной деятельности;
– стратегические симуляции – принятие решений в определённых ситуациях;
– ролевые игры: участники игры раздельно получают индивидуальные инструкции по взаимодействию друг с другом в предполагаемых условиях [2, 153].
Мозговой штурм – метод группового творческого мышления. Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Учебный мозговой штурм проходит в три этапа. Первый этап – постановка проблемы. На втором этапе происходит генерация идей. От этого этапа зависит успех всего мозгового штурма. Третий этап – группировка, отбор и оценка идей. На этом этапе отбираются наиболее ценные идеи и происходит окончательный результат мозгового штурма.
При проведении таких уроков совершенствуются речевые умения и навыки, обучающиеся учатся критически мыслить и анализировать, развивается воображение, воспитываются уважение к мнению товарища, терпимость [3, 34].
Кейс-метод (case study) — от англ. сase — случай – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
Тренинг – основная форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. В ходе групповой работы обучающиеся приобретают знания, эмоциональный опыт, навыки межличностного общения, усиление и удовлетворение мотивов личностного роста.
Интерактивные методы, как и любые другие методы обучения имеют свои преимущества и недостатки. К основным недостаткам следует отнести:
– Шум при групповых передвижениях по классу;
– Сложность в объективной оценки каждого участника, работающего в группе;
– Разный уровень подготовки обучающихся в пределах одной группы.
Достоинства такой формы обучения следующие: активизация всех обучающихся; повышение мотивации к обучению; развитие умственной деятельности; навыки работы командой; повышение самооценки и удовлетворение от своей работы; формирование навыков публичного выступления; воспитание культурного общения; облегченное восприятие нового материала; умение самостоятельно работать и творчески мыслить.
Подводя итог всего вышесказанного, хочется отметить, что интерактивная форма обучения – эффективная форма обучения, благодаря которой обучающийся с большим интересом приобретает новые знания, умения и навыки.
Список используемой литературы:
- Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская. – Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012. – 44с.
- Гин А. А. Приёмы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность [Текст] / А.А.Гин. – Пособие для учителя – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2013. – 153 с.
- Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] / М.Н. Гуслова. – Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. –34с
Скачать материалы публикации:
>>>Скачать материалы публикации