Автор: Чиркова Светлана Владимировна Дата публикации: 01.11.2018 |
Неоднозначность анализа педагогических нововведений объясняется сложностью определения содержания инновации, которая связана с многокомпонентным составом феномена «образование», множеством его взаимосвязей и зависимостей. Главное в инновационных процессах — предвосхищение, участие, открытость будущему, переоценка ценностей. По этой причине инновационными подходами в учебном процессе мы считаем практику моделирования, проектирования, использование активных и интерактивных форм работы со студентами, различные варианты семинаров, тренинги и внесение их элементов, практические занятия.
Целевым ориентиром, системно определяющим выбор и приоритет инновационных образовательных технологий, выступает развитие студента, затрагивающее такие структурные аспекты личности как функциональные механизмы психики, опыт, обобщенные типологические свойства, цели, ценности и смыслы личности. В своей практической деятельности преподаватель может ориентироваться на:
- развитие интеллектуальных способностей студентов — самостоятельности мышления, быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений, критичности ума и др.
- развитие творческого потенциала — способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, легкости ассоциирования, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к переносу, самостоятельной поисковой деятельности и др.
- развитие профессиональных (интеллектуальной, коммуникативной, информационной, регулятивной и др.) компетенций — эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной практике. Определяющим фактором этих компетенций являются ценности и смыслы личности.
Постановка цели обеспечивает не просто определение замыслов, а логическое определение направления и результатов движения («точек» постепенного продвижения по маршруту) и, соответственно, выбор той или иной инновационной образовательной технологии. Инновационные образовательные технологии, меняя преставление преподавателей и студентов об учебно-познавательной деятельности, выступают ресурсом для изменения содержания образования, структуры образовательного процесса среднего специального учебного заведения. Инновационные образовательные технологии выступают оптимальными условиями для профессионально-личностного, компетентностного развития будущих специалистов в процессе их обучения в ссузе, обеспечивающими возможность познания студентами мира, самих себя, профессии.
С учетом целей профессионального образования и интересов развития личности среди разнообразных направлений инновационных образовательных технологий выделяют следующие виды технологий:
- интегративные — технологии, обеспечивающие интеграцию знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных проблем, тем, занятий;
- игровые — технологии, формирующие умения решать учебные задачи основе компетентного выбора альтернативных вариантов;
- -практикоориентированные — технологии деятельности студентов по отработке определенных умений и навыков, способствующие преодолению стереотипов и комплексов, определению перспективы личностно-профессионального совершенствования;
- диалоговые — это форма организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих системах субъект — субъектного уровня «преподаватель — студент», «студент — студент»;
- метод проектов — это технология, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути предусматривающих умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества;
- информационные — технологии, использующие совокупность электронных средств (аппаратные, программные, информационные и др.) и способов их функционирования для реализации обучающей деятельности.
Анализ многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики помогает выделить то общее, что позволяет отнести обозначенные выше образовательные технологии к сфере инноваций.
При выборе технологии необходимо учитывать следующие факторы:
- расстановку приоритетов при определении целей образования;
- специфику материала;
- уровень подготовки студентов;
- уровень оснащенности учебного процесса.
Так как любая технология направлена на эффективное достижение поставленных целей, сам процесс ее разработки начинается с определения задач и конечного результата. Затем с учетом предполагаемой конечной цели осуществляется организация учебного материала, выбор организационных форм, методов и средств обучения.
В своей работе я использую различные методы активного обучения, направленные на формирование знаний, интереса к предмету и развития мышления у студентов. Среди них — деловые игры, основная цель которых — подготовка будущего специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи на основе соединения теоретического обучения с практическим закреплением имеющихся навыков и умений.
Деловая игра включает в себя решение ситуационных задач и их анализ, направлена на развитие у студентов умения анализировать конкретные практические ситуации и принимать решение. Во время игры развиваются творческое мышление, профессиональные умения специалиста, речь, возрастает активность студентов, формируется интерес к предмету.
Деловые игры многофункциональны и позволяют решать комплекс следующих задач:
- получение новых знаний и способность их применения на практике;
- концентрирование внимания на конкретных задачах;
- анализ и оценка принимаемых решений;
- снятие тревожности по поводу возможных ошибок;
- повышение активности и интереса к предмету;
- формирование творческого мышления.
При использовании этой технологии следует учитывать, что применение деловой игры требует четкого обоснования целей, а студентов нужно готовить заблаговременно. Игровая форма ломает традиционные представления о поведении учащихся на занятиях: они могут пользоваться литературой, ходить по аудитории, общаться, но при этом должны соблюдать правила игры.
Участие в игре, обсуждение ее хода и результатов способствуют формированию способностей быстро анализировать и принимать решения, видеть реакцию партнера по игре.
Деловая игра является обучающей (дидактической) игрой, и ее элементами являются:
- Дидактическая задача (она направлена на формирование круга умений, служит для уточнения, систематизации знаний, развития мышления, воспитания определенных качеств личности, таких как умение работать в коллективе, умение слушать, доказывать и отстаивать свою точку зрения и т. д.).
- Учебно-производственная задача, связанная с ролью, которую выполняет студент.
- Наличие ролей.
- Наличие ролевых целей — каждая роль должна быть наделена определенными обязанностями.
- Игровая ситуация, которая выражается в условиях и сценарии игры и дается в виде описания ситуации.
- Правила игры (т. е. ограничения, за пределы которых не могут выйти играющие) и «меры наказания», которые налагаются на играющего за невыполнение действий (штрафные очки).
- Коллективный характер игры, взаимодействие играющих, выработка коллективных решений.
- Состязательность в игре.
Основные части занятия, на котором проводится деловая игра:
- инструктаж преподавателя, который включает цель, содержание, задачи, конечный результат, принцип формирования групп, распределение ролей;
- изучение участниками игры необходимой документации, определяющей ее содержание, характер и распределение ролей внутри группы;
- игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие совместных решений);
- ответы на поставленные вопросы;
- определение победителей игры;
- подведение итогов и анализ игры преподавателем (анализ действий, активности участников, анализ допущенных ошибок, их причин, выставление оценок).
Анализ заканчивается общими выводами и советами.
Применяя эту технологию в своей деятельности, я исхожу из того, что деловая игра направлена на формирование таких профессиональных навыков, которые потребуются специалисту среднего звена.
Анализ использования данной технологии
Применяемая технология побуждает студентов к активной практической и мыслительной деятельности. В результате использования активных методов обучения, а именно деловой игры, при закреплении полученных знаний и формировании профессиональных умений у студентов накапливается первоначальный опыт профессиональной деятельности, развивается логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и выявлять главное, а также повышается интерес к изучаемым профессиональным модулям.
Преподаватель помогает организовывать учебную деятельность, предлагает студентам оценить свои знания, выявить пробелы в них и исправить ошибки.
Организация и проведение деловых игр позволяют персонифицировать знания студентов, способствуют творческому развитию личности. Оценивая образовательную эффективность учебно-игровой деятельности, следует отметить, что повышается успеваемость, студенты проявляют интерес, активность.
Преимущество деловых игр состоит в том, что, взяв на себя определенную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, учатся отстаивать свою точку зрения. Часто возникает эмоциональная напряженность, что повышает интерес к игре. Участники могут показать не только профессиональные знания, но и такие черты характера, как решительность, инициативность, активность, коммуникативность, от которых зависит результат игры. Хорошо подготовленная игра обеспечивает условия для активной мыслительной деятельности, является благоприятной почвой для реализации потенциала личности студента, актуализации личностных функций.
Анализируя современные тенденции развития методов обучения, можно сделать вывод, что методика обучения должна быть построена так, чтобы стимулировать учащихся к активной познавательной деятельности, направленной на процесс усвоения материала.
Деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать активные методы обучения, обеспечивающие наилучшее достижение целей образования. Разнообразие этих методов побуждает студента к учебно-познавательной деятельности.
Все современные технологии обучения направлены на развитие активности личности в учебном процессе, на побуждение студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Библиографический список
- Современные технологии обучения в образовательных учреждениях СПО. -М.: Новый учебник, 2004.
- Личностно ориентированные технологии обучения в средне-специальных учебных заведениях. — М.: Новый учебник, 2004.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. — М.: Мастерство, 2005.
- Семушина Л. Г., Ярошеико Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001.
- Ложникова Н. А. Имитационная педагогическая игра как средство формирования профессиональных умений // СПО, 2005, № 9.
- Денисова Е. В. Игровые технологии на занятиях правовых дисциплин: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции ССУЗов с международным участием. — Томск, 2006.
Скачать материалы публикации:
>>>Скачать материалы публикации