Автор: Лозинская Людмила Михайловна Дата публикации: 20.11.2018 |
Формирование оптимального ассортимента лекарственных препаратов является одной из главных задач, стоящих как перед аптечной сетью, так и перед конкретной аптекой. Главным принципом формирования ассортимента аптеки является учет потребительского спроса, степень удовлетворения потребительских предпочтений, что оказывает влияние на качество обслуживания [1].
Целью работы явилось изучение спроса и потребительских предпочтений на противогрибковые препараты для наружного применения.
Исследование потребительских предпочтений в Воронеже было осуществлено на примере аптеки «Картинки», расположенной по адресу г. Воронеж, Бульвар пионеров, 21
Было проведено анкетирование посетителей аптеки. Всего в анкетировании приняли участие 100 посетителей аптеки.
Сформированная в ходе выполнения данной работы анкета посетителя включает 3 блока вопросов:
- анкетирование респондента по социально-демографическому принципу (пол, возраст, социальный статус);
- анкетирование респондента по его отношению к своему здоровью, включая разнообразные профилактические мероприятия, частоту обращения к врачу с данным заболеванием.
- оценивание предпочтений респондентов при выборе противогрибковых препаратов для наружного применения.
В ходе проведения анкетирования вопросы задавались тем покупателям, которые приобретали в данной аптеке различные противогрибковые средства наружного применения, то есть являлись целевой аудиторией данного исследования.
Результаты анализа социально-демографического блока анкет посетителей аптеки представлены в таблице1.
Таблица 1 — Социально-демографическая характеристика потребителей противогрибковых препаратов для наружного применения
Показатель | Респонденты | |
Кол-во | Доля,% | |
Пол:
мужчины женщины |
39 61 |
39% 61% |
Возраст (лет):
14-18 18-45 46-55 56 лет и более |
3 37 36 24 |
3% 37% 36% 24% |
Социальное положение
работающий безработный студент (учащийся) пенсионер |
41 12 19 28 |
41% 12% 19% 28% |
Образование
среднее (неполное среднее) среднее специальное высшее (неполное высшее) |
17 38 45 |
17% 38% 45% |
Таким образом, можно сформировать портрет среднестатистического покупателя противогрибковых препаратов наружного применения: работающая женщина в возрасте от 18 до 55 лет, имеющая высшее или неполное высшее, либо средне-специальное образование.
Результаты анализа блока состояния здоровья респондентов приведены в таблице 2.
Таблица 2- Характеристика посетителей по состоянию здоровья
Показатель | Респонденты | |
Кол-во | Доля,% | |
Как часто Вы обращаетесь к врачу с заболеваниями, требующими применения противогрибковых препаратов наружного применения?
никогда 1-2 раза в год 3-6 раз в год 6-10 раз в год более 10 раз в год |
15 17 42 18 8 |
15% 17% 42% 18% 8% |
Чье мнение Вы учитываете в первую очередь при приобретении противогрибковых препаратов наружного применения?
врача-специалиста фармацевта-первостольника информацию в СМИ советы родственников, друзей, не являющихся врачами другое |
65 21 8 5 1 |
65% 21% 8% 5% 1% |
Применяете ли Вы меры профилактики грибковых заболеваний?
да нет не задумываюсь об этом |
25 48 27 |
25% 48% 27% |
Когда Вы в последний раз перенесли грибковое заболевание?
никогда более года назад от полугода до года назад от трех месяцев до полугода назад менее чем три месяца назад симптомы проявляются в настоящее время |
0 7 9 17 29 38 |
0% 7% 9% 17% 29% 38% |
Из анализа ответов респондентов по данному блоку вопросов можно сделать следующий вывод: большинство посетителей аптек не уделяют должного внимания профилактике грибковых заболеваний (48+27%); предпочитают обращаться к специалистам – врачам и фармацевтам при выборе противогрибкового средства (65+21%); за препаратами обращаются по причине текущей либо недавно перенесенной болезни. При этом частота обращений к врачу достаточно низкая (3-6 раз в год), что может характеризовать назначаемую терапию как удовлетворительную (рис.1).
Рис.1. Частота обращений к врачу с грибковым заболеванием (%)
На рис. 2 представлена диаграмма распределения ответов респондентов по времени проявления симптомов грибковых болезней. Результаты анализа блока потребительских предпочтений анкеты
Рис. 2. Время проявления симптомов и начала лечения (%)
Результаты анализа блока потребительских предпочтений анкеты представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Анализ потребительских предпочтений при выборе противогрибковых препаратов наружного применения
Показатель | Респонденты | |
Кол-во | Доля,% | |
Какой лекарственной форме при выборе противогрибковых препаратов наружного действия Вы отдаете предпочтение?
1) крем 2) мазь 3) раствор 4) спрей 5) шампунь 6) лак 7) гель 8) порошок |
20 30 6 7 4 17 12 4 |
20% 30% 6% 7% 4% 17% 12% 4% |
При выборе противогрибковых препаратов наружного действия Вы отдаете предпочтение:
1) отечественным препаратам 2) зарубежным препаратам 3) не имеет значения |
34 53 13 |
34% 53% 13% |
Какой, на Ваш взгляд, должна быть стоимость противогрибковых препаратов наружного действия?
1) менее 100 руб. 2) 100-250 руб. 3) 250-400 руб. 4) более 400 руб. |
23 43 25 9 |
23% 43% 25% 9% |
При выборе противогрибковых препаратов наружного действия наибольшее значение для вас имеет:
1) стоимость 2) эффективность 3) безопасность 4) вид лекарственной формы 5) другое |
24 47 17 10 2 |
24% 47% 17% 10% 2% |
Устраивает ли Вас ассортимент противогрибковых препаратов в данной аптеке?
1) да, вполне устраивает 2) не устраивает 3) не знаю, никогда не приобретал |
68 24 8 |
68% 24% 8% |
Исходя из ответов респондентов, можно сделать вывод, что при выборе противогрибковых препаратов для наружного применения большинство респондентов отдает предпочтение мазям — 30%, кремам — 20%. По нашему мнению, такое распределение ответов связано с удобством применения лекарственных препаратов в виде кремов и мазей, что для данной группы препаратов является оптимальной и одной из самых эффективных лекарственных форм (рис.3).
Относительно производителя противогрибковых лекарственных препаратов наружного применения, ответы респондентов распределились таким образом: 53% опрошенных отдают предпочтение зарубежным лекарственным препаратам, 34% предпочитают отечественные противогрибковые препараты, для 13% респондентов производитель значения не имеет.
Относительно стоимости противогрибковых препаратов наружного применения, ответы распределились следующим образом: 43% считают приемлемой стоимость от 100 до 250 рублей, 25% — от 250 до 400 рублей и 9% — более 400 рублей.
Рис. 3. Предпочтения потребителей при выборе лекарственной формы противогрибковых препаратов наружного применения (%)
Большинство посетителей аптеки довольны предлагаемым ассортиментом противогрибковых средств наружного применения (68%), однако приблизительно четверть (24%) посетителей хотят видеть более широкий ассортимент. Графически данные по удовлетворенности посетителей ассортиментом представлены на рис. 4.
Рис. 4. Распределение посетителей по степени удовлетворенности ассортиментом
Главным критерием при выборе противогрибковых препаратов наружного применения является эффективность (47%), далее 24% — стоимость, 17% — безопасность, 10% — вид лекарственной формы (рис.5).
Рис. 5. Критерии, определяющие предпочтения клиентов при выборе противогрибковых препаратов для наружного применения
Резюмируя потребительские предпочтения при выборе противогрибковых препаратов наружного применения, можно сделать следующие выводы:
- Производитель для большинства покупателей противогрибковых препаратов наружного применения большого значения не имеет, однако большинство респондентов приобретают препараты зарубежного производства (53%).
- Большинство покупателей, несмотря на достаточно непростое финансовое состояние большей части населения области, при выборе противогрибковых препаратов наружного применения наибольшее значение придают его эффективности.
- Наиболее предпочтительная лекарственная форма противогрибковых препаратов наружного применения – это крема и мази.
- По мнению потребителей, стоимость противогрибковых препаратов наружного применения должна быть в границах 100-250 рублей.
- Удовлетворенность ассортиментом аптеки «Картинки» Бульвар пионеров, 21 достаточно высокая (68%), но значительная доля опрошенных клиентов (24%) с этим не согласны. Поэтому аптеке следует продолжать увеличивать ассортимент ЛС данной группы.
Таким образом, формирование ассортиментной политики — процесс динамичный, в котором должны принимать участие и пациенты, и врачи, и государство, определяющее свои интересы на фармацевтическом рынке [2]. В первую очередь необходимо учитывать интересы пациента, которые заключаются в получении доступной и качественной лекарственной помощи.
Литература
- Галкина, Г.А., Дорофеева, В.В. Детерминанты потребительской лояльности в розничном звене фармацевтического рынка // Фармация. — 2008. — № 8. — С. 26—29.
- Тельнова, Е.А., Гильдеева, Г.Н. Ассортиментная политика как элемент доступности и качества лекарственной помощи // Ремедиум. — 2007. — № 7. — С. 14—20.
>>>Скачать материалы публикации