Использование в процессе обучения современных электронных технологий и их влияние на здоровье

 

Автор: Рубахина Ольга Евгеньевна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Использование в процессе обучения современных электронных технологий и их влияние на здоровье»

Дата публикации: 20.11.2018

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»). [1]

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации. [2]

Современные электронные технологии все больше входят не только в нашу повседневную жизнь, но и в учебный образовательный процесс. «Умные» мобильные устройства – различные «гаджеты» и «девайсы» становятся отличным дополнением к уже существующим средствам обучения, а где-то и вовсе заменили собой ПК. К тому же теперь, когда интернет есть практически везде, обучение стало более доступным. Смартфон — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера является самой распространенной вещью в жизни современного человека.

Нынешнее поколение студентов не мыслит своей жизни без мобильного телефона. Постоянное обращение в Интернет, общение в социальных сетях, прослушивание музыки, чтение электронных книг, просмотр фильмов и поиск необходимой информации – необходимая составляющая жизни абсолютного большинства студенческой молодежи.

Согласно статистическим данным, (Омнибус GFK, 2016, Россия), смартфонами в качестве мобильного интернета пользуются лица: в категории 16 — 29 лет – 70 %; 30 — 54 года – 40%; свыше 55 лет – 5 %, при этом пользование интернетом на планшете наблюдаем в 2 раза меньше. [5]

Современная молодежь в возрасте от 15 до 25 лет является основным пользователем современных мобильных устройств, однако в одном случае это приводит к тому, что они учатся лучше, а в другом – их использование отрицательно влияет на процесс обучения, повышая отвлекаемость. Интересно разобраться, почему для одних студентов использование смартфонов приводит к повышению качества получаемых знаний или эффективности обучения, а для других – помехой в освоении учебных дисциплин.

Мы провели небольшое исследование с целью выявления положительных и отрицательных сторон использования современных мобильных устройств в учебном процессе студентами ВБМК.

Для достижения целей исследования нами решались следующие задачи:

  1. Изучить статистические данные использования электронных технических средств обучения в России;
  2. Выявить положительные и отрицательные стороны применения электронных гаджетов как в учебном процессе, так и повседневной жизни студентов; их влияние на организм человека;
  3. Установить, как сами студенты оценивают характер и степень влияния «умных» мобильных устройств на процесс обучения.

Для этого нами было применено добровольное анонимное анкетирование студентов нашего колледжа, обучающихся на 1 и 2 курсах отделений «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Фармация». В опросе приняло участие 230 человек.

Как показали результаты опроса, смартфоны и другие современные девайсы используются практически всеми учащимися. На вопрос: с какой целью вы используете смартфон в процессе обучения? Студенты признались, что, в первую очередь используют свои мобильные устройства в качестве шпаргалок и подсказок при ответе на занятиях (72% опрошенных). Для чтения учебной и дополнительной литературы только 22 % студента пользуются своими мобильными устройствами, а записывают лекции — всего 2%. Для нахождения дополнительной информации, подготовки к практическим занятиям обращаются к смартфонам и планшетам 75% обучающихся. 45% респондентов указали, что не пользуются электронными устройствами в колледже во время аудиторных практических и теоретических занятий.

Если рассматривать использование современных мобильных устройств в учебной деятельности и повседневной жизни по временной шкале, то получаются следующие результаты:

— 63% респондентов используют смартфон до 5 часов в день;

— 37% опрошенных — более 5 часов в день, а некоторые признались, что и засыпают с плеером в ушах.

Самым оптимальным и эффективным устройством для учёбы студенты признали смартфон (58% опрошенных), на втором месте — ноутбук (34%) и лишь на третьем месте (8% ответов) расположился планшет.

В анкетировании первокурсников звучал вопрос о влиянии современных мобильных устройств на их состояние здоровья. Результаты были следующие: наибольший процент опрошенных, а именно 68% считают, что использование смартфонов не оказывают отрицательного влияния на их самочувствие; 32% анкетированных обучающихся отметили, что ощущают на себе отрицательные последствия в виде ухудшения зрения, усталости, головной боли, понижения трудоспособности.

В связи с вышеизложенным, нами была составлена сравнительная таблица, отражающая положительные и отрицательные стороны использования мобильных устройств в процессе обучения и повседневной жизни.

Таблица. Положительные и отрицательные стороны использования современных мобильных устройств.

Современные мобильные устройства
Положительные аспекты использования Отрицательные аспекты использования
В процессе обучения
1. Мобильное обучение поддерживает возможность благодаря приложениям проводить тестирование, проверку знаний студентов в реальном времени.

2. Обучение с использованием мобильных устройств не отделено от реальной жизни.

3. Чрезвычайно важным мобильное обучение является для людей с ограниченными физическими возможностями, т.к. это удобный способ получать образование в удобное время и независимо от местоположения.

4. Смартфоны делают обучение интересным, разнообразным, т.к. дают возможность выбирать по своему собственному вкусу обучающие игры, тренажеры, регистрироваться на образовательных сайтах, сетях.

1. Отвлечение обучающихся от тем практического и теоретического занятий.

2. Плохое или низкое усвоение изучаемого материала.

3. Понижение концентрации внимания обучающихся.

4. Искушение в отведенное для работы со смартфоном время на занятии не искать информацию, которую просит озвучить преподаватель, а заниматься вопросами, не связанными с ней.

5. Есть возможность списывания.

6. Мобильные устройства провоцируют студентов на деятельность развлекательного характера во время учебного процесса (игры, общение, просмотр видео- и аудиоресурсов).

В повседневной жизни
1. Возможность связаться с любым абонентом там, где есть зона покрытия сети.

2. Возможность выхода с помощью телефона в Интернет. Как следствие, нахождение необходимой информации для подготовки докладов, рефератов и т.д.

3. Послушать музыку, почитать литературу, пользоваться различными приложениями, программами.

4. Способ общения между людьми.

5. Источник разного рода новостей.

1. Зависимость, как следствие отклонения в поведении человека.

2.Человек перестает общаться с реальным миром.

3. Виртуальный мир – это мир, в котором человек живет в ущерб реальной жизни.

4. Номофобия — страх (фобия) остаться без мобильного телефона или вдалеке от него.

 

Влияние на состояние здоровья студента
 

Делает жизнь человека значительно проще: быстрое решение задач с помощью калькулятора, выход в Интернет для поиска нужной информации.

 

Электромагнитное излучение от любого электронного устройства вызывают:

— изменения на клеточном уровне вплоть до появления опухолей;

— ухудшение и расстройства памяти;

— головные боли, раздражительность;

— снижение иммунитета.

— неблагоприятное влияние на работу эндокринной, сердечно-сосудистой систем и головного мозга;

— приводят к снижению зрения.

Таким образом, из таблицы видно, что использование смартфона имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Постоянное использование мобильных устройств в процессе обучения может как помогать студентам, так и замедлять учебный процесс.  Например, постоянное отвлечение на смартфон на занятиях ведет к понижению концентрации внимания и плохому усвоению материала, что неминуемо сказывается на качестве обучения в целом.

Кроме вышеперечисленного, еще одной проблемой постоянного использования смартфона является формирование так называемой «гаджет-зависимости».

С целью выявления степени распространенности среди наших студентов этой проблемы на втором этапе исследования нами было проведено тестирование. Студентам предлагалось дать утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

  1. Не могу день провести без смартфона, планшета и других электронных устройств.
  2. Когда я не использую современные мобильные устройства, я начинаю нервничать.
  3. Всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
  4. Откладываю важные дела, например, подготовка к занятиям, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
  5. Когда я уделяю время «умным» мобильным устройствам, у меня отличное настроение.
  6. Требую от родителей покупки других современных устройств или сам-(а) покупаю.
  7. Иногда после проведенного времени за смартфоном (планшетом, компьютером) у меня болит голова, появляется резь в глазах или слезотечение, расстраивается сон или возникают какие-то иные нарушения самочувствия.
  8. Предпочитаю игру на смартфоне или на компьютере встрече с друзьями, прогулке.
  9. Считаю лучше пообщаться в социальных сетях, чем встретиться физически.
  10. Лучше в интернете посижу, чем пойду в какие-либо секции или на меро-приятия.

В тестировании приняли участие те же студенты, что и принимавшие участие в анкетировании.

Результаты опроса показали следующее: у 65 % из общего числа опрошенных наблюдается тенденции развитие зависимости от современных мобильных устройств и компьютера; 28% — считают, что неиспользование гаджета – не является условием или фактором, заставляющим студента нервничать, следовательно, нет поводов для беспокойства. Качество ответов 7% респондентов демонстрирует явно имеющуюся у них компьютерную зависимость.

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Постоянное использование смартфонов, планшетов и других уст-ройств, как в повседневной жизни, так и в учебном процессе, может привести к развитию зависимости от гаджетов.
  2. У достаточно большого процента учащихся, постоянный контакт с эти-ми устройствами вызывает ухудшение самочувствия и безусловно негативно влияет на состояние здоровья в целом.
  3. Нецелевое использование студентами гаджетов на занятиях может на-носить ущерб качеству знаний получаемых в процессе обучения.

Таким образом, очевидно, что несмотря на вышеперечисленные негативные моменты, сам компьютер не плох и не хорош. Тем или другим он становится в зависимости от того, как он используется. Невежество и беспечность, отсутствие разумного подхода крайне опасны как для телесного, так и для психического здоровья пользователя. [3]

Для обеспечения безопасного взаимодействия с электронными устрой-ствами и максимально продуктивного их использования необходимо соблю-дение простейших санитарно-гигиенических требований. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на занятиях необходимо проводить динамические паузы, физкультминутки и использовать элементы зрительной гимнастики. Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, но и способствуют снятию общего напряжения, что благоприятно сказывается и на работоспособности в целом. В конце занятия необходимо использовать разнообразные элементы рефлексии. [4]

Таким образом, здоровье-сберегающие и информационно-комму-никационные технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья студентов, одновременно делая процесс обучения более интересным и занимательным; у обучающихся создается бодрое, рабочее настроение; облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала; усиливается интерес к изучаемым предметам.

Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)
  2. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2007. – 12 с.
  3. Иванченко Д.А., Попов С.О., Хмельков И.А. Мобильные устройства и сервисы в высшем образовании: основные барьеры и направления развития // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. №12 (78). С. 38–48.
  4. Крылатов С.А. Культура здорового образа жизни // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2013. №4 (51). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 1.05.2017).
  5. Интернет-источники:- https://rusability.ru/news/svezhaya-statistika-po-mobilnomu-internetu-v-rossii/#content-anchor

 

 >>>Скачать материалы публикации