Автор: Рубахина Ольга Евгеньевна Дата публикации: 20.11.2018 |
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»). [1]
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации. [2]
Современные электронные технологии все больше входят не только в нашу повседневную жизнь, но и в учебный образовательный процесс. «Умные» мобильные устройства – различные «гаджеты» и «девайсы» становятся отличным дополнением к уже существующим средствам обучения, а где-то и вовсе заменили собой ПК. К тому же теперь, когда интернет есть практически везде, обучение стало более доступным. Смартфон — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера является самой распространенной вещью в жизни современного человека.
Нынешнее поколение студентов не мыслит своей жизни без мобильного телефона. Постоянное обращение в Интернет, общение в социальных сетях, прослушивание музыки, чтение электронных книг, просмотр фильмов и поиск необходимой информации – необходимая составляющая жизни абсолютного большинства студенческой молодежи.
Согласно статистическим данным, (Омнибус GFK, 2016, Россия), смартфонами в качестве мобильного интернета пользуются лица: в категории 16 — 29 лет – 70 %; 30 — 54 года – 40%; свыше 55 лет – 5 %, при этом пользование интернетом на планшете наблюдаем в 2 раза меньше. [5]
Современная молодежь в возрасте от 15 до 25 лет является основным пользователем современных мобильных устройств, однако в одном случае это приводит к тому, что они учатся лучше, а в другом – их использование отрицательно влияет на процесс обучения, повышая отвлекаемость. Интересно разобраться, почему для одних студентов использование смартфонов приводит к повышению качества получаемых знаний или эффективности обучения, а для других – помехой в освоении учебных дисциплин.
Мы провели небольшое исследование с целью выявления положительных и отрицательных сторон использования современных мобильных устройств в учебном процессе студентами ВБМК.
Для достижения целей исследования нами решались следующие задачи:
- Изучить статистические данные использования электронных технических средств обучения в России;
- Выявить положительные и отрицательные стороны применения электронных гаджетов как в учебном процессе, так и повседневной жизни студентов; их влияние на организм человека;
- Установить, как сами студенты оценивают характер и степень влияния «умных» мобильных устройств на процесс обучения.
Для этого нами было применено добровольное анонимное анкетирование студентов нашего колледжа, обучающихся на 1 и 2 курсах отделений «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Фармация». В опросе приняло участие 230 человек.
Как показали результаты опроса, смартфоны и другие современные девайсы используются практически всеми учащимися. На вопрос: с какой целью вы используете смартфон в процессе обучения? Студенты признались, что, в первую очередь используют свои мобильные устройства в качестве шпаргалок и подсказок при ответе на занятиях (72% опрошенных). Для чтения учебной и дополнительной литературы только 22 % студента пользуются своими мобильными устройствами, а записывают лекции — всего 2%. Для нахождения дополнительной информации, подготовки к практическим занятиям обращаются к смартфонам и планшетам 75% обучающихся. 45% респондентов указали, что не пользуются электронными устройствами в колледже во время аудиторных практических и теоретических занятий.
Если рассматривать использование современных мобильных устройств в учебной деятельности и повседневной жизни по временной шкале, то получаются следующие результаты:
— 63% респондентов используют смартфон до 5 часов в день;
— 37% опрошенных — более 5 часов в день, а некоторые признались, что и засыпают с плеером в ушах.
Самым оптимальным и эффективным устройством для учёбы студенты признали смартфон (58% опрошенных), на втором месте — ноутбук (34%) и лишь на третьем месте (8% ответов) расположился планшет.
В анкетировании первокурсников звучал вопрос о влиянии современных мобильных устройств на их состояние здоровья. Результаты были следующие: наибольший процент опрошенных, а именно 68% считают, что использование смартфонов не оказывают отрицательного влияния на их самочувствие; 32% анкетированных обучающихся отметили, что ощущают на себе отрицательные последствия в виде ухудшения зрения, усталости, головной боли, понижения трудоспособности.
В связи с вышеизложенным, нами была составлена сравнительная таблица, отражающая положительные и отрицательные стороны использования мобильных устройств в процессе обучения и повседневной жизни.
Таблица. Положительные и отрицательные стороны использования современных мобильных устройств.
Современные мобильные устройства | |||
Положительные аспекты использования | Отрицательные аспекты использования | ||
В процессе обучения | |||
1. Мобильное обучение поддерживает возможность благодаря приложениям проводить тестирование, проверку знаний студентов в реальном времени.
2. Обучение с использованием мобильных устройств не отделено от реальной жизни. 3. Чрезвычайно важным мобильное обучение является для людей с ограниченными физическими возможностями, т.к. это удобный способ получать образование в удобное время и независимо от местоположения. 4. Смартфоны делают обучение интересным, разнообразным, т.к. дают возможность выбирать по своему собственному вкусу обучающие игры, тренажеры, регистрироваться на образовательных сайтах, сетях. |
1. Отвлечение обучающихся от тем практического и теоретического занятий.
2. Плохое или низкое усвоение изучаемого материала. 3. Понижение концентрации внимания обучающихся. 4. Искушение в отведенное для работы со смартфоном время на занятии не искать информацию, которую просит озвучить преподаватель, а заниматься вопросами, не связанными с ней. 5. Есть возможность списывания. 6. Мобильные устройства провоцируют студентов на деятельность развлекательного характера во время учебного процесса (игры, общение, просмотр видео- и аудиоресурсов). |
||
В повседневной жизни | |||
1. Возможность связаться с любым абонентом там, где есть зона покрытия сети.
2. Возможность выхода с помощью телефона в Интернет. Как следствие, нахождение необходимой информации для подготовки докладов, рефератов и т.д. 3. Послушать музыку, почитать литературу, пользоваться различными приложениями, программами. 4. Способ общения между людьми. 5. Источник разного рода новостей. |
1. Зависимость, как следствие отклонения в поведении человека.
2.Человек перестает общаться с реальным миром. 3. Виртуальный мир – это мир, в котором человек живет в ущерб реальной жизни. 4. Номофобия — страх (фобия) остаться без мобильного телефона или вдалеке от него.
|
||
Влияние на состояние здоровья студента | |||
Делает жизнь человека значительно проще: быстрое решение задач с помощью калькулятора, выход в Интернет для поиска нужной информации. |
Электромагнитное излучение от любого электронного устройства вызывают: — изменения на клеточном уровне вплоть до появления опухолей; — ухудшение и расстройства памяти; — головные боли, раздражительность; — снижение иммунитета. — неблагоприятное влияние на работу эндокринной, сердечно-сосудистой систем и головного мозга; — приводят к снижению зрения. |
||
Таким образом, из таблицы видно, что использование смартфона имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Постоянное использование мобильных устройств в процессе обучения может как помогать студентам, так и замедлять учебный процесс. Например, постоянное отвлечение на смартфон на занятиях ведет к понижению концентрации внимания и плохому усвоению материала, что неминуемо сказывается на качестве обучения в целом.
Кроме вышеперечисленного, еще одной проблемой постоянного использования смартфона является формирование так называемой «гаджет-зависимости».
С целью выявления степени распространенности среди наших студентов этой проблемы на втором этапе исследования нами было проведено тестирование. Студентам предлагалось дать утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:
- Не могу день провести без смартфона, планшета и других электронных устройств.
- Когда я не использую современные мобильные устройства, я начинаю нервничать.
- Всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
- Откладываю важные дела, например, подготовка к занятиям, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
- Когда я уделяю время «умным» мобильным устройствам, у меня отличное настроение.
- Требую от родителей покупки других современных устройств или сам-(а) покупаю.
- Иногда после проведенного времени за смартфоном (планшетом, компьютером) у меня болит голова, появляется резь в глазах или слезотечение, расстраивается сон или возникают какие-то иные нарушения самочувствия.
- Предпочитаю игру на смартфоне или на компьютере встрече с друзьями, прогулке.
- Считаю лучше пообщаться в социальных сетях, чем встретиться физически.
- Лучше в интернете посижу, чем пойду в какие-либо секции или на меро-приятия.
В тестировании приняли участие те же студенты, что и принимавшие участие в анкетировании.
Результаты опроса показали следующее: у 65 % из общего числа опрошенных наблюдается тенденции развитие зависимости от современных мобильных устройств и компьютера; 28% — считают, что неиспользование гаджета – не является условием или фактором, заставляющим студента нервничать, следовательно, нет поводов для беспокойства. Качество ответов 7% респондентов демонстрирует явно имеющуюся у них компьютерную зависимость.
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- Постоянное использование смартфонов, планшетов и других уст-ройств, как в повседневной жизни, так и в учебном процессе, может привести к развитию зависимости от гаджетов.
- У достаточно большого процента учащихся, постоянный контакт с эти-ми устройствами вызывает ухудшение самочувствия и безусловно негативно влияет на состояние здоровья в целом.
- Нецелевое использование студентами гаджетов на занятиях может на-носить ущерб качеству знаний получаемых в процессе обучения.
Таким образом, очевидно, что несмотря на вышеперечисленные негативные моменты, сам компьютер не плох и не хорош. Тем или другим он становится в зависимости от того, как он используется. Невежество и беспечность, отсутствие разумного подхода крайне опасны как для телесного, так и для психического здоровья пользователя. [3]
Для обеспечения безопасного взаимодействия с электронными устрой-ствами и максимально продуктивного их использования необходимо соблю-дение простейших санитарно-гигиенических требований. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на занятиях необходимо проводить динамические паузы, физкультминутки и использовать элементы зрительной гимнастики. Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, но и способствуют снятию общего напряжения, что благоприятно сказывается и на работоспособности в целом. В конце занятия необходимо использовать разнообразные элементы рефлексии. [4]
Таким образом, здоровье-сберегающие и информационно-комму-никационные технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья студентов, одновременно делая процесс обучения более интересным и занимательным; у обучающихся создается бодрое, рабочее настроение; облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала; усиливается интерес к изучаемым предметам.
Список литературы:
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)
- ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2007. – 12 с.
- Иванченко Д.А., Попов С.О., Хмельков И.А. Мобильные устройства и сервисы в высшем образовании: основные барьеры и направления развития // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. №12 (78). С. 38–48.
- Крылатов С.А. Культура здорового образа жизни // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2013. №4 (51). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-zdorovogo-obraza-zhizni (дата обращения: 1.05.2017).
- Интернет-источники:- https://rusability.ru/news/svezhaya-statistika-po-mobilnomu-internetu-v-rossii/#content-anchor
>>>Скачать материалы публикации