Автор: Богданова Олеся Григорьевна Дата публикации: 20.11.2018 |
В последнее время в результате социально-экономических событий в нашей стране были утеряны многие человеческие ценности. Исчезло чувство гордости за свою страну, бережное отношение к природе, сострадание, сопереживание, ответственности за свои поступки. Известно, что закладывание основы личности и процесс становления и формирования социокультурного опыта происходит именно в дошкольном детстве. Детство наиболее благоприятный период для эмоционально-психологического воздействия, поэтому именно сейчас мы уделяем особое внимание воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
Если мы хотим, чтобы ребенок полюбил свою родину, свой город, нам нужно его показать с привлекательно стороны. Наиболее эффективным методом воздействия на формирования патриотических чувств является экскурсионно-исследовательская деятельность. Экскурсии позволяют решать многие образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В ходе экскурсий у дошкольника формируются конкретные представления об окружающем действительности, и более четко прослеживается связь явлений между собой. Дошкольники усваивают эту информацию намного прочнее, чем, если бы услышали о ней только от взрослых. Эффективным приемом воспитания и обучения детей на экскурсиях является выполнение несложных, самостоятельных заданий, проведение повторных наблюдений, составление описательных рассказов об увиденном, отражение своих впечатлений в рисунках и других видах продуктивной деятельности. Именно в процессе экскурсионно-исследовательской деятельности ребенок может увидеть и «прожить» полученные впечатления.
Как гласит народная мудрость «У человека, который не знает своего прошлого, нет будущего». Поэтому наша работа началась с составления генеалогического древа. Каждый ребенок, почувствовав себя исследователем, изучил родословную своей семьи и оформил её совместно с родителями. Для многих детей было открытием понятий «поколения» и «времени» в его историческом смысле. Чтобы дошкольники смогли ответить на накопившиеся вопросы, мы совершили экскурсию в музей «Мир времени». Именно здесь дети смогли увидеть мир давно забытых вещей и проникнуться духом времени, понять какими были условия жизни наших предков, их привычки и вкусы. Полученные впечатления мы реализовали в создании собственного мини музея «Русская горница». Здесь мы проводим народные обрядовые праздники, посиделки с бабушками и дедушками. После экскурсии в краеведческий музей, по инициативе детей родился проект «Бабушкин сундук». Каждую неделю в сундуке появлялись вещи бабушек и дедушек. При помощи интернет ресурсов, рассказов самих бабушек, которые пришли в гости к нам, изучали истории вещей, каким образом они появились у родственника, из чего сделаны, почему они так дороги семье, которая их хранит. Тронула история про фуражку Ваниного прадеда, который прошел войну и чудом остался жить. В фуражке дети рассмотрели дырку, пробитую вражеской пулей при защите Родины. Ваня с гордостью рассказывал про своего любимого дедушку. Проект долго продолжался и вылился в другое исследование.
Знакомясь со своими прародителями, ребята сталкивались с незнакомыми для них профессиями прапрадедушек и прапрабабушек: прицепщик, тракторист, доярка, скотник. А как же понять кто это, если дети никогда не видели сельскохозяйственную технику? Помогла удовлетворить познавательную потребность у дошкольников экскурсия на сельскохозяйственную выставку. Не только старинная и современная техника представились нашему взору, но и домашние животные, которые выращиваются в Алтайском крае. Особое внимание дети уделили корове и козе, большую ценность эти животные представляли не только в прошлом, но и в современном настоящем. Глубокое исследование мы провели с ребятами, изучая значимость молока и молочных продуктов на развитие организма, его предназначении в приготовлении пищи и пищевой промышленности нашего города. Долгое время дети находились под впечатлением, посетив кондитерский цех «Подружки-Печенюшки». Узнав сложный путь получения сладких изделий, у дошкольников сложилось уважительное отношение к труду взрослых. А многие решили работать именно в кондитерском цехе.
Рассказ воспитателя о происхождении бумаги вызвал новый интерес: дети пожелали узнать, как на коре березы можно рисовать. Кору называли древнерусским папирусом. Обработанная береста не коробится, на ней можно изображать рисунки, из нее изготавливать разные изделия. Для того чтобы что-то изображать на коре, необходимо ободрать березу. Снимать бересту можно только с поваленных деревьев. Состоялась экскурсия в березовую рощу. Увидев раненую березу, ребята отказались от желания экспериментировать с корой. Дети водили хороводы вокруг дерева, привязывали ленточки желаний к веточкам, обнимали ствол и просили здоровья себе и своим родственникам, читали стихи, любовались красотой. А также узнали, что русская березка – символ России. В песнях и стихах русские поэты прославляли березу, называя ее ласково «берёзонька, белоствольная». Спросили детей: «Почему ее так называли?» Погладили ствол погибающей березы и шептали ласковые слова, чтобы она выздоровела. Дети называли ее длиннокосой, любимой, красавицей. «Стоит красавица-косы зеленые, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее. Люди издавна почитали березу, ласково называя ее «девичья краса», «весна-красна». В детском саду продолжилась беседа о том, как нужно охранять природу и для чего это необходимо. Создавались проблемные ситуации по культуре поведения в лесу. Дети составляли правила поведения, рисовали их. При экскурсии в березовую рощу осенью, прикрепили свои изображения на деревья. И с радостью заметили, что береза со сломанными ветками, которую они лечили вначале лета, подросла и покрылась листвой.
Понять, что наш город является не только промышленным центром Алтайского края, но и его культурной столицей, помогла обзорная экскурсия по родному городу. Дошкольники увидели памятники архитектуры, площади, парки культуры и отдыха. Посетив институт садоводства имени М.А. Лисовенко, дети познакомились и с природой родного края, его редкими растениями. Желание беречь и любить богатства своей родины – основная цель нашей поездки, была успешно достигнута.
Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективной при тесном партнерском взаимодействии с семьей. Родители являются не только участниками экскурсий, но и их инициаторами и помощниками в организации.
Результатом деятельность стали:
— возросшая познавательная активность дошкольников;
— процесс накопленных знаний у детей сформировал любовь к родному краю;
— осознание себя гражданином;
— осознание детьми причастности к судьбе своей малой родины;
— способность детей к обсуждению результатов поисковой и исследовательской деятельности;
— формирующийся интерес к прошлому и настоящему жизни Родины, к духовным ценностям его народа;
— появление у детей таких качеств как целеустремленность, терпимость, бережность, сопереживание, сострадание.
Человек, любящий свою родину, не способен на предательство и преступление. Думаю, что наши воспитанники вырастут достойными патриотами своей страны.
>>>Скачать материалы публикации