Формирование речевой и языковой компетенции по дисциплине «Язык Саха»

 

Автор: Харлампьева Аграфена Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Формирование речевой и языковой компетенции  по дисциплине «Язык Саха»

Дата публикации: 22.11.2018

Современная молодежь,  неохотно и мало читает, говорит на родном языке. Всё чаще мы видим молодежь у телевизора, у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить молодежь с техникой? Я поинтересовалась у своих студентов и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время они оказываются в духовном вакууме, когда у них отсутствует общение не только на родном языке, а общение полностью (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.

Современное образование связано, в первую очередь, с развивающей и воспитательной функциями, с личностно-ориентированными технологиями обучения.

Главная цель моей работы как преподавателя родного языка и литературы – развитие высоконравственной, гармоничной и духовно зрелой личности, способной свободно выражать свои мысли на родном языке.

Для достижения поставленной цели требуется постоянная систематическая работа по развитию речи студентов  по дисциплине «Язык Саха». Перед собой я ставлю следующие задачи:

  1. Научить работать с текстом (внимательно прочитать, понять полное содержание текста, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы).
  2. Формировать умение вести дискуссию на родном языке, слушать и слышать собеседника, убедительно и грамотно говорить, создавать публичное выступление, представлять результаты своих достижений перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами именно на родном языке.
  3. Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал студентов. Я использую в своей системе работы по формированию речевой и языковой компетенции на уроках родного (якутского) языка элементы разных педагогических технологий:

— создание проблемной ситуации — из технологии проблемного обучения

— работа с текстом разного уровня сложности — из технологии уровневой дифференциации

— сообщения на лингвистическую тему, доклады, публичные выступления на социально значимые темы — из технологии проведения учебных дискуссий

— работа в парах, группах, использование различных форм — из технологии личностной ориентации

— работа с большим объемом информации — из проектной технологии

— различные приемы: «Верные и неверные утверждения», «Корзина идей, понятий, имен», «Составление кластера» и другие — из технологии критического мышления

— презентации, видеоуроки, аудиозаписи – из информационно-коммуникационных технологий.

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом. Именно  развития речи позволяют в полной мере студенту почувствовать себя активным деятелем, сотрудником педагога, участником учебного процесса. Речевая и языковая компетентность студента осуществляется через диалог, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой равноправного общения педагога и обучающегося является, на мой взгляд, и такой вид работы как дискуссия, которая является частью  системы по формированию речевой и языковой компетенции. Дискуссия воспитывает у студентов культуру речевого общения во время спора; формирует умение дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента.

Например:

Работа с текстом ведется по дисциплине «Язык Саха» Например:. Тема: «Морфология. Аат тыл – саҥа чааһа».

  • Уруок тиибэ: киирии уруок
  • Уруок сыала: Аат тылы саҥа чааһын курдук билии.
  • Уруок соруга:
  • Хоһооҥҥо аат тыл туттуллубутун арааһынан наардааһын
  • Бырайыактааһын нөҥүө билиигэ дьулуһууну, толкуйдуур, саҥарар, истэр-суруйар дьоҕур сатабылларын сайыннарыы.
  • Бэйэ-бэйэҕэ көмөлөһүү эйэҕэс сыһыан үгэстэрин иҥэрии, олоххо киһи кырдьыгы батыЬыыны толкуйдатыы.

Уруок тиэмэтин арыйыы.

Үтүө күн тосхойдо. Бу этиигэ туттуллубут үс тыл туох уратылаахтарый?

Бу үс тылтан ханнык тыла киһиэхэ ыраас санааны үөскэтэрий, сырдыгынан сыдьаайарый?

Күн- уруокпут тиэмэтэ Аат тыл (уруок күлүүс тыла)

Билиҥҥи киһи сиэригэр-майгытыгар ханнык үтүө уонна мөкү өрүттэри бэлиэтиэҥ этэй?

үлэһит,кырдьыксыт, сайа5ас быһыы, сүбэһит, аһыныгас сүрэх — Табах, арыгы, түөкүн…

В начале урока задается проблемный вопрос. “ Билиҥҥи кэмҥэ кырдьыксыт киһи төһө элбэх дии саныыгыт? То5о?” На этот вопрос ребята ведут дискуссию, во время работы с текстом.

Кырдьыксыт о5о

Петр Иванович Ойуунускай уулуссатыттан харчылаах кумааһынньыгы булбут. Булбут уонна баран испит. Бу истэ5инэ тротуарга биир о5о ытыы олороро үһү.

То5о ытыыгын, тоойуом?-диэн Петр Иванович ыйытар.

Ма5аһыыҥҥа кинигэ атыылаһа баран испитим. Ол гынан баран, кумааһынньыктаах харчыбын сүтэрэн кэбистим.

Бу дуо, эн сүтэрбит кумааһынньыгыҥ?-диэн баран, Петр Иванович бэйэтин кумааһынньыгын сиэбиттэн таһааран о5о5о көрдөрбүт. Ситэрэн суруй

Сорудах:

  1. Аат тыллары сурунуҥ , ыйытыытын быһаар

2.Аат тыл арааһынан наардаа, тыллары суруй.

  1. Аат тылы суолтатынан наардаа.
  2. Тугунан уратылаахтарый быЬаар
  3. Тиэкис түмүгүн ситэрэн суруй

Всегда удачными бывают уроки, на которых  используются элементы технологии критического мышления: например, прием «Верные и неверные утверждения» («Сөптөөх уонна сыыһа этии»). Обучающимся предлагается ряд утверждений, из которых они должны выбрать соответствующие, по их мнению, действительности.

Например:

  1. Сыһыат падеһынан уларыйар саҥа чааһа
  2. Аат утохтуур предмети хайааһынынан быһаарар саҥа чааһа
  3. Да5ааһын аат –уларыйбат саҥа чааһа
  4. Сылгыһыт – үөскээбит аат тыл
  5. Этиигэ аат тыл туһаан эрэ буолар.
  6. Аат тыл предмети бэлиэтиир.
  7. Солбуйар аат предмети уонна предмет бэлиэтин кердерер.
  8. ким, туох, ханна, то5о, ханан – ыйытар солбуйар ааттар
  9. ыйытар солбуйар ааттар соруйар этиигэ туттуллаллар.

Прием «Верите ли вы…» («Итэ5эйиэҥ этэ дуо?») провожу с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы. При знакомстве с биографией писателей ребята предлагают друг другу такие утверждения:

— Алампа тереебут сирэ- Таатта

— Алампа саха театрын бастакы директора этэ

— Дьаданы дьиэ кэргэнигэр тереебутэ

— Оскуола5а хойут уерэнэ киирбитэ

— Алампа-бастакы комедиограф

— Алампа бастакы айымньыта «Төрөөбүт дойдум»

— «Мин сахабын. Мин ырыам сахалыы сатарыыр….» Алампа этиитэ.

Желание студентов убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового материала.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение прием «Толстых» и «тонких» вопросов («Уустук уонна судургу ыйытыылар»). Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. Предлагаю обучающимся задание: составьте вопросы по биографии писателя, по художественному произведению и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Это позволяет формировать умения и навыки обучающихся, правильно формулировать вопросы на родном языке и соотносить понятия.

Уустук (толкуйдатар) ыйытыылар: Судургу ыйытыылар:
БыЬаар, то5о….? Ким? Хаһан?
Эн санаа5ар, то5о….? Эн сөбүлэһэ5ин дуо?
Ѳскөтүн итинник буолбата5а буоллар… Сөпкө гыммыт дуо?
Уратыларын быһаар…?

Санаа5ын дакааста

Убедилась, что ребятам нравится формулировать и записывать вопросы к произведению и биографиям писателей. Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально.

«Мозговой штурм» («Куолаан толкуй»)позволяет не только активизировать студентов и помогает разрешить проблему, но также формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов, студенты могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Для того чтобы выступление во время «мозгового штурма» было корректным, придерживаются ряда правил:

— на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;

— высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;

— все ответы фиксируются на доске;

— записанная на доске информация анализируется;

— совместно отбираются наиболее оптимальные решения.

Например,  по теме «Архаизмы». На доске записываю два предложения. С помощью мозгового штурма должны дать объяснение новой теме. Бу этиилэр уратыларын бол5ойон көрүҥ.  Чабычах диэн тылга бол5ойоллор. Хас биирдии  студент санаатын суруйар, түмүгэр куолаан толкуйунан эргэрбит тылы этииттэн хайдах булуохха сөбүн тобулаллар, быһаарыытын этэллэр.

Прием «Кластер» использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова), с ним связанные.

Предлагаю прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема) выписать ключевые, понятия, выражения. А затем вместе в ходе беседы или работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, необходимой информацией.

 

 

 >>>Скачать материалы публикации