Автор: Журина Наталья Евгеньевна Дата публикации: 24.11.2018 |
Квалифицированная помощь семьи детям с ОВЗ дополняет комплекс лечебно – педагогических мероприятий. Дети с речевыми нарушениями – одна из категорий детей ОВЗ, которым родители в силах помочь в домашних условиях. Сейчас издается много литературы для родителей, но было бы неверно полагать, что, прочитав ее, они смогут самостоятельно овладеть необходимыми приемами и навыками коррекционной работы без помощи специалиста. Сотрудничество со специалистами – процесс необходимый не только для получения конкретных умений и навыков, но и для личностного роста родителей. Родители способны проявить творчество и приложить немалые усилия для его развития и воспитания. Но, к сожалению, в последнее время наблюдается «угасание» родительской инициативы, потребительское отношение к дошкольному образованию, учреждению, специалисту. Поэтому так важен поиск и введение в логопедическую практику новых форм работы с членами семей наших воспитанников.
Приводя в логопедическую группу своего ребенка, многие родители обеспокоены состоянием его речи. К сожалению, они плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету. Для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский клуб «Учимся говорить вместе».
Цель работы клуба: повысить эффективность взаимодействия учителя – логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; популяризировать деятельность учителя – логопеда среди родителей.
Задачи: расширять представления родителей об основных компонентах речи, приемах работы по их развитию и коррекции в домашних условиях; вовлекать родителей в игровую совместную деятельность с ребенком по развитию речи.
В начале учебного года было проведено анкетирование среди родителей, основными вопросами которого были: есть ли у родителей желание быть участниками такого клуба, какие вопросы их интересуют о речевом развитии детей. Надо отметить, что большинство родителей затрагивали достаточно серьезные проблемы, которые раскрывают сущность ОНР. Некоторые указывали только проблемы в звукопроизношении у их детей. Проанализировав данные анкет, мы составили основные направления работы клуба, план.
Основные направления работы: 1.Консультативная (теоретическая) помощь 2.Практическая помощь.
Был определен перечень тем, которые рассматривались в рамках работы клуба. Каждая тема включала в себя формы работы по просвещению родителей, обогащению их теоретическими знаниями и формы по практическому применению этих знаний. Отметим, что практическая часть как правило проходила в форме закрепления материала на своем ребенке.
Используемые методы и формы работы с родителями: консультации, беседы; практические занятия с использованием электронных поддержек и мультипликационных пособий; работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т.д.); активные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии.
Работа клуба рассчитана на 2 года обучения детей в логопедической группе. Работа началась в октябре месяце. Регулярность – один раз в месяц. В сентябре на родительском собрании был освещен вопрос «Что такое ОНР?» и рассказана система работы по его преодолению. Первый год работа клуба включала в себя следующие мероприятия: консультации на темы: «Правила выполнения артикуляционной гимнастики», «Развиваем грамматический строй речи»; практикумы: «Делаем артикуляционную гимнастику правильно», «Фонетический слух – основа речи», «Формирование речевого дыхания у детей с нарушениями речи»; занятия – игры: «Пальцы помогают говорить», «Занимательная автоматизация»; мастер – класс — «Игры со звуками», «Учимся, играя», итоговым мероприятием стал семейный «Праздник красивой речи». Второй год работа клуба включала в себя: консультацию «Речевая готовность ребенка к школе», семинар — практикум «Преодоление нарушений слоговой структуры слова», игры «Коррекция нарушений слоговой структуры слова», практическое занятие «Что такое звуко – буквенный анализ слова?», вечер вопросов и ответов «Научить читать ребенка – не значит быть готовым к школе. Быть готовым к школе – значит быть готовым этому научиться», «Правильная речь – успешное обучение в школе», мастер – класс «Игры на развитие словарного запаса и формирование высказывания», итоговым мероприятием стало детско – родительское занятие ««На пороге школы».
Такую форму работы с родителями считаю эффективной: во-первых, потому что, с одной стороны, в рамках работы клуба родители ещё раз утверждаются в том, что ОНР — это не только нарушение звукопроизношения, что спектр речевых проблем у их детей гораздо шире, чем искаженное произношение, они научились видеть эти проблемы у своих детей и самое главное, узнали, как можно помочь своему ребенку. С другой стороны, те родители, которые приводя ребенка в логопедическую группу, уверены, что их – основная проблема – нарушение звукопроизношения и они для этого к нам и пришли, тоже убедились в обратном. Во – вторых, создалась атмосфера взаимопонимания между родителями и детьми, родителями и педагогом, дети видели поддержку и желание им помочь, что положительно сложилось на результатах коррекционно – развивающей работы.
>>>Скачать материалы публикации