Автор: Эктумаева Эльвира Михайловна Дата публикации: 02.12.2018 |
В последнее время резко возросло число детей младшего школьного возраста, отличающихся частыми случаями беспокойства, неуверенности и эмоциональной неустойчивости.
Существует острая необходимость в том, чтобы обеспечить учащегося всеми средствами, позволяющими ему более эффективно вступать во взаимодействия с другими людьми и решать возникающие перед ним каждодневные задачи.
Наиболее благоприятный период для такой терапии — младший школьный возраст т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям. Становится очевидным то, что перед психолого-педагогической практикой ставятся задачи, соответствующие современным требованиям общества к различным аспектам здоровья ребенка [1].
Изучение и анализ проявления состояния тревожности у детей младшего школьного возраста и особенностей их отношения к фрустрационным ситуациям позволяет прогнозировать психолого-педагогические условия, способствующие формированию адекватного уровня тревожности и умений учащихся находить выход из сложных ситуаций [2].
К исследованию были представлены учащиеся вторых классов МБОУ «СОШ№26» г. Кемерова, общее число учеников составило 66 человек.
Было выявлено, что наиболее тревожные дети обучаются в классе «В», численность учащихся в котором 16 человек. Чтобы скорректировать накопившуюся тревожность у детей, разработана подходящая психолого-педагогическая программа, которая в условиях специально смоделированных коллективных упражнений включает три этапа:
- Ориентировочный (2 занятия);
- Реконструктивный (6 занятий);
III. Закрепляющий (2 занятия).
На каждом этапе проводится работа по основным блокам:
- Вырабатываются правила поведения на занятиях, так же происходит сплочение группы.
- С помощью программы повышаются коммуникативные навыки, происходит осознание проблем в отношениях с людьми, формируются положительные стратегии взаимодействии, развиваются представления о ценностях другого человека и себя самого [4].
- Приобретаются навыки деятельности в конфликтной ситуации и усваиваются способы разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.
Также в данной программе есть направление на развитие средств самопознания тревожных детей и повышение их представлений о собственных ценностях, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешной реализации себя в поведении и взаимодействии [3].
Первый урок создает заинтересованность детей в последующих тренинговых занятиях, раскрывается цель последующих уроков, проговариваются навыки, которые будут нарабатываться в процессе тренинга. Совместно с учащимися разрабатываются правила поведения на занятиях.
Каждое занятие завершается упражнением хоровод, цель которого — укрепление командного духа у учеников, к тому же это упражнение улучшает настроение детей.
Рассмотрим уровневые характеристики видов тревожности по методике Прихожан.
Таблица 1.
Уровневые характеристики видов тревожности по методике Прихожан,
3 класс «В»
Факторы тревожности | низкий(ч/%) | средний(ч/%) | высокий(ч/%) | |||
Начальный этап | Заключительный этап | Начальный этап | Заключительный этап | Начальный этап | Заключительный этап | |
Школьная тревожность | 2/12,5 | 10/62,5 | 5/31,25 | 4/25 | 9/56,25 | 2/12,5 |
Самооценочная тревожность | 2/12,5 | 9/56,25 | 6/37,5 | 3/18,75 | 8/50 | 4/25 |
Межличностная тревожность | 1/6,25 | 7/59,75 | 5/31,25 | 4/25 | 10/62,5 | 5/31,25 |
Магическая тревожность | 4/25 | 8/50 | 5/31,25 | 7/59,75 | 7/43,75 | 1/6,25 |
Обратимся к данным таблицы 1. На заключительном этапе низкий уровень школьной тревожности связанный со школой, обучением, общением с учителями выявлен у 10 человек, на начальном этапе этот показатель был больше на 8 человек или на 53%.
Самооценочная тревожность, которая связанна с самооценкой, представлениями о себе в глазах окружающих сильно беспокоит 4 детей в классе. При помощи психолого-педагогической программы удалось купировать данную тревожность у 4 детей, таким образом данный показатель снизился на 25% по сравнению с начальным периодом.
На начальном этапе высокий показатель межличностной тревожности был у 10 детей младшего школьного возраста, теперь межличностная тревожность в ситуации общения с взрослыми и сверстниками возникает у 5 школьников, а именно на 31 % снизилась данная тревожность у детей.
Магическая тревожность и боязнь потусторонних существ прослеживаетсяу 1 ученика, в таблице выше видно, что на начальном этапе детей с данной тревожностью было 7, с помощью коррекционной программы уровень тревожности понизили у 6 учеников или на 37,5 % стал ниже, что влияет на положительную динамику.
В ходе реализации программы произошел огромный путь самоанализа и самораскрытия детей. Учащиеся познакомились с различными чувствами, познакомились с собственными переживаниями, увидели свои достоинства, и недостатки от которых будут активно избавляться, увидели себя со стороны, узнали, что думают о них окружающие, научились радоваться и передавать эту радость другим. Эти занятия показали, что у всех много возможностей, и нужно учиться контролировать свои эмоции и работать над своими недостатками, естественно вместе с психологом на занятиях, а так же чтобы родители проводили больше бесед и различных игр с детьми.
Литература и источники
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2013. — 298 с.
- Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / И.В. Имедадзе.– Тбилиси изд-во: Мецнисреба, 2012. – С. 54-57.
- Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс / Перев.с англ. – СПб, 2014. – 688 с.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2016. – 240 с.
Научный руководитель – д. психол. наук, профессор, Морозова И. С. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
>>>Скачать материалы публикации