Коррекция уровня тревожности у детей младшего школьного возраста инструментами психолого-педагогической практики

 

Автор: Эктумаева Эльвира Михайловна
Должность: Магистрант
Тип: Статья
Тема: «Коррекция уровня тревожности у детей младшего школьного возраста инструментами психолого-педагогической практики»

Дата публикации: 02.12.2018

В последнее время резко возросло число детей младшего школьного возраста, отличающихся частыми случаями беспокойства, неуверенности и эмоциональной неустойчивости.

Существует острая необходимость в том, чтобы обеспечить учащегося всеми средствами, позволяющими ему более эффективно вступать во взаимодействия с другими людьми и решать возникающие перед ним каждодневные задачи.

Наиболее благоприятный период для такой терапии — младший  школьный возраст т.к. мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям. Становится очевидным то, что перед психолого-педагогической практикой ставятся задачи, соответствующие современным требованиям общества к различным аспектам здоровья ребенка [1].

Изучение и анализ проявления состояния тревожности у детей младшего школьного возраста и особенностей их отношения к фрустрационным ситуациям позволяет прогнозировать психолого-педагогические условия, способствующие формированию адекватного уровня тревожности и умений учащихся находить выход из сложных ситуаций [2].

К исследованию были представлены учащиеся вторых классов МБОУ «СОШ№26» г. Кемерова, общее число учеников составило 66 человек.

Было выявлено, что наиболее тревожные дети обучаются в классе «В», численность учащихся в котором 16 человек. Чтобы скорректировать накопившуюся тревожность у детей, разработана подходящая психолого-педагогическая программа, которая в условиях специально смоделированных коллективных упражнений включает три этапа:

  1. Ориентировочный (2 занятия);
  2. Реконструктивный (6 занятий);

III. Закрепляющий (2 занятия).

На каждом этапе  проводится работа по основным блокам:

  1. Вырабатываются правила поведения на занятиях, так же происходит сплочение группы.
  2. С помощью программы повышаются коммуникативные навыки, происходит осознание проблем в отношениях с людьми, формируются положительные стратегии взаимодействии, развиваются представления о ценностях другого человека и себя самого [4].
  3. Приобретаются навыки деятельности в конфликтной ситуации и усваиваются способы разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений.

Также в данной программе есть направление на развитие средств самопознания тревожных детей и повышение  их представлений о собственных ценностях, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешной реализации себя в поведении и взаимодействии [3].

Первый урок создает заинтересованность детей в последующих тренинговых занятиях, раскрывается цель последующих уроков, проговариваются навыки, которые будут нарабатываться в процессе тренинга. Совместно с учащимися разрабатываются правила поведения на занятиях.

Каждое занятие завершается упражнением хоровод, цель которого —  укрепление командного духа у учеников, к тому же это упражнение улучшает настроение детей.

Рассмотрим уровневые характеристики видов тревожности по методике Прихожан.

 

Таблица 1.

Уровневые характеристики видов тревожности по методике Прихожан,

3 класс «В»

Факторы тревожности низкий(ч/%) средний(ч/%) высокий(ч/%)
Начальный этап Заключительный этап Начальный этап Заключительный этап Начальный этап Заключительный этап
Школьная тревожность 2/12,5 10/62,5 5/31,25 4/25 9/56,25 2/12,5
Самооценочная тревожность 2/12,5 9/56,25 6/37,5 3/18,75 8/50 4/25
Межличностная тревожность 1/6,25 7/59,75 5/31,25 4/25 10/62,5 5/31,25
Магическая тревожность 4/25 8/50 5/31,25 7/59,75 7/43,75 1/6,25

 

Обратимся к данным таблицы 1. На заключительном этапе низкий уровень школьной тревожности связанный со школой, обучением, общением с учителями выявлен у 10 человек, на начальном этапе этот показатель был больше на 8 человек или на 53%.

Самооценочная тревожность, которая связанна с самооценкой, представлениями о себе в глазах окружающих сильно беспокоит 4 детей в классе. При помощи психолого-педагогической программы удалось купировать данную тревожность у 4 детей, таким образом данный показатель снизился на 25% по сравнению с начальным периодом.

На начальном этапе высокий показатель межличностной тревожности был у 10 детей младшего школьного возраста, теперь межличностная тревожность в ситуации общения с взрослыми и сверстниками возникает у 5 школьников, а именно на 31 % снизилась данная тревожность у детей.

Магическая тревожность и боязнь потусторонних существ прослеживаетсяу 1 ученика, в таблице выше видно, что на начальном этапе детей с данной тревожностью было 7, с помощью коррекционной программы уровень тревожности понизили у 6 учеников или на 37,5 % стал ниже, что влияет на положительную динамику.

В ходе реализации программы произошел огромный путь самоанализа и самораскрытия детей. Учащиеся познакомились с различными чувствами, познакомились с собственными переживаниями, увидели свои достоинства, и недостатки от которых будут активно избавляться, увидели себя со стороны, узнали, что думают о них окружающие, научились радоваться и передавать эту радость другим. Эти занятия показали, что у всех много возможностей, и нужно учиться контролировать свои эмоции и работать над своими недостатками, естественно вместе с психологом на занятиях, а так же чтобы родители проводили больше бесед и различных игр с детьми.

 

Литература и источники

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2013. — 298 с.
  2. Имедадзе, И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [Текст] / И.В. Имедадзе.– Тбилиси изд-во: Мецнисреба, 2012. – С. 54-57.
  3. Майерс Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс / Перев.с англ. – СПб, 2014. – 688 с.
  4. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2016. – 240 с.

 

Научный руководитель – д. психол. наук, профессор, Морозова И. С. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

 

 >>>Скачать материалы публикации