Автор: Железнова Марина Сергеевна Дата публикации: 06.12.2018 |
Освоение новых технологий, интернационализация всех сфер жизни, расширение международных контактов резко повысили потребность общества в людях, обладающих не только высокой профессиональной, но и языковой культурой. Условия и характер современного этапа развития общества придает особое значение мультикультурной адаптации будущих специалистов, их готовности и способности к обмену знаниями и технологиями. Владение иностранными языками становится важнейшим компонентом системы обучения специалистов различного профиля: качество языковой подготовки способствует успешному профессиональному росту на основе расширения деловых международных контактов.
Современные направления развития методики преподавания иностранного языка предполагают широкое применение интерактивного подхода, доминирующим фактором которого является активность обучающегося в процессе обучения.
Стимулирование речевого общения на иностранном языке посредством интерактивных форм обучения способствует формированию способности студентов самостоятельно принимать решения и отвечать за них, развивать такие качества как ответственность, коммуникабельность, командный дух, формировать познавательную, творческую, коммуникативную активность в профессиональной, деловой и научной сфере деятельности [2].
Интерактивное обучение включает в себя разнообразные технологии. В арсенале преподавателя иностранного языка имеются различные интерактивные технологии, методы и формы: проект, метод анализа ситуаций (case-study), метод пилы (метод Jigsaw), метод мозгового штурма (brainstorm ), метод критического мышления, метод Синквейна, деловые и ролевые игры, метод шести шляп, метод индивидуальных пометок, активное чтение (метод Insert), метод блиц-опроса и многие другие [5].
Рассмотрим применение некоторых интерактивных методов и приёмов в практике преподавания иностранных языков в неязыковом колледже.
Метод проектов можно рассматривать как интегративный дидактический метод развития, обучения, воспитания, позволяющий вырабатывать специфические навыки и умения[1]. Это комплексный и многоцелевой метод, который реализуется в различных видах и имеет признаки как исследовательских, так и информационных видов работ[4].При этом любой проект оказывается ролевым и практико-ориентированным и требует творческого подхода. Работа над проектом создает благоприятные условия также и для студентов, имеющих слабую языковую подготовку, либо малоактивных в психологическом плане. Все получают возможность проявить фантазию, активность и самостоятельность. При этом создается мотивация для самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Проектное обучение строится на активной целесообразной деятельности студентов, отвечающей их личным интересам и потребностям. Участие в реализации проекта, таким образом, дает обучающемуся не только реальные знания в сфере будущей профессии, практический навык работы с научной литературой, но и значительный прирост знаний в языковом плане [3] Так, например, студенты за определенный промежуток времени должны были разработать проект – план по открытию нового бизнеса. По окончанию работы каждый представлял свой разработанный проект бизнес-плана. Следует отметить, что студенты продемонстрировали высокую заинтересованность в выполнении поставленной задачи. Поэтому важно для проекта выбирать актуальные темы, предусматривающие решение проблем в связи с выбранной профессией
Метод «мозгового штурма» («мозговая атака», «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности [5].Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Данный метод можно использовать на разных этапах занятия. Например, в речевой зарядке «Warming Up» можно использовать данный метод, задавая вопросы What do you associate with …? What immediately comes into your mind when you hear …? или предложить студентам расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят им в голову по той или иной теме, проблеме. «Мозговой штурм» может быть использован как прием организации группового обсуждения. Например, студентам нужно было высказать свои идеи на тему: «What is necessary to do to set up your own business?». Все идеи записывались на доске. Так как метод мозгового штурма предусматривает возможность дальнейшего развития идей, то на следующем этапе работы студенты выбирали лучшие идеи из всех предложенных, аргументируя, почему та или иная идея действительно лучше. Такой подход предполагает использование и совершенствование диалогового общения, ведущего к взаимодействию и взаимопониманию, к совместному решению задач, важных для всех и одновременно для каждого участника. Интерактивные формы обучения исключают доминирование одного выступающего и предпочтение одного мнения над другими. В процессе диалогового общения студенты получают возможность критически мыслить, анализировать поступающую информацию и предлагаемые обстоятельства, оценивать альтернативные мнения, участвовать в дискуссиях
Метод«Cluster» (гроздь). Данный прием служит для стимулирования мыслительной деятельности, которая характеризуется спонтанностью графического отображения. Систематизация материала происходит путем высказывания мысли в виде грозди, т.е. расположения мыслей в определённом порядке. Технология работы с использованием данного приёма: запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки[4].Метод «Cluster» можно использовать при введении нового лексического материала, активизации употребления лексики в речи. Студенты составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях. Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.
Подводя итоги, можно утверждать, что использование интерактивных методов в образовательном процессе существенно повышает качество обучения иностранному языку в профессиональном контексте. Все они опираются на деятельностный, развивающий и образовательный подход в учебном процессе. Интерактивные технологии стимулируют самостоятельную речемыслительную деятельность студентов, помогают снять эмоциональную нагрузку на занятии, повышают положительную мотивацию изучения иностранного языка, развивают коммуникативные умения и навыки, навыки работы в команде, что, в совокупности, приводит к лучшему усвоению материала.
Список литературы
- Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. – М.:НВИ – Тезаурус , 2003. – 188с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2005. – 80 с.
- Мельникова И.М., Карпеева Р.С. Интерактивные технологии в обучении иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы)// Педагогические науки №7 – 2017. с.62-65.
- Сопова Е.Т. Технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка // Иностранные языки. I-YAZYKI.RU. FOREIGN LANGUAGES: электронный журнал. – 2013. – URL: http://iyazyki.prosv.ru/2013/03/interactive-language/. – [Дата обращения 17.11.2018].
- Новосельцева Н. Н. Интерактивные методы обучения английскому языку в вузе // Современные технологии учебного процесса в вузе: тезисы научной международной конференции, 2012. – URL: http://www.nmk.ulstu.ru/ index.php?tezis=2009421&item=2&god=2012. – [Дата обращения 10.11.2018].
>>>Скачать материалы публикации