Пути формирования семейных ценностей средствами художественной литературы отечественных авторов (на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

 

Автор: Саушкина Элеонора Игоревна
Должность: Старший методист, преподаватель русского языка и литературы
Тип: Статья
Тема: «Пути формирования семейных ценностей средствами художественной литературы отечественных авторов (на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)»

Дата публикации: 06.12.2018

Призвание преподавателя русской словесности – воспитывать человеческую душу. Существует одно из основных правил воспитания: если надо добиться в воспитании детей цели, то для здорового и гармоничного развития личности каждого учащегося  необходимо обращаться с каждым из них индивидуально.

Большие возможности для воспитания заложены в произведениях литературы. Знания, полученные студентами в процессе  общения с искусством, способствуют их интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию. Литература среди всех искусств занимает особое место. Это самое универсальное и самое философское искусство.

Преподаватель должен не только ориентировать учащихся, но и формировать у учащихся ценности. Русская литература приходит на помощь педагогу. Уроки литературы воздействуют на воспитание человека  своими специфическими средствами. Именно уроки словесности  обладают неограниченными возможностями для передачи учащимся знаний о нравственных нормах.

В практике преподавания, педагог, как правило, не использует возможности урока в нравственном просвещении учащихся, и материал учебников построен и отобран таким образом, что решает, в основном, образовательные задачи.

Сегодня именно преподавателю литературы приходится особенно тяжело: сокращаются отведенные часы на изучение определенной темы, из программ по литературе вырезаются многие произведения, которые особенно необходимы для формирования нравственных ценностей учащихся

Педагог должен творить, но как выступить творцом в таких обстоятельствах? Казалось бы, в период всеобщего хаоса, нам открывается возможность видеть то, что было для многих закрыто прежде идеологическими заслонками. Перед преподавателем сегодня раскрывается русская литература во всей своей духовной полноте и богатстве. И это дает ему новые силы в духовно-нравственном воспитании учащихся

Педагог на уроке, выступая в разных ролях – организатора, преподавателя, методиста, поставлен в необходимость разрабатывать более совершенную технологию учебно-воспитательного процесса, вносить коррективы в межличностные отношения, также он выступает своеобразным экспериментатором по отношению к  самому себе: он изучает собственные ресурсы, самосовершенствуется, подчиняя свои культурно-личностные данные профессиональным, научно-методическим целям.

Стремясь к содержательности  и выполнению поставленной задачи, я отбирала фрагменты произведений, содержание которых вызывало у студентов желание рассуждать, анализировать, высказывать свою точку зрения, выяснять, почему так произошло, какую роль играет то или иное событие в жизни героя, представленные приемы работы помогли учащимся осознать нравственные переживания героев и соотнести с собственными чувствами.

Воспитание словом способствует  появлению у него живого отклика на различные события жизни. Читая произведения, учащийся представляет себе конкретную ситуацию, вживается в образ героя, переживает события. Учащийся становится не только читателем, но и  участником событий.

Преимущество педагога-словесника состоит в том, что он может обсудить многие проблемы, прибегнув к «третьему» лицу – художественной литературе.

В связи с этим обращалось внимание на отбор произведений, методику проведения бесед по художественным текстам в целях решения задач исследования.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» (1 курс).

Цели урока:

  • воспитание уважительного отношения к понятию «семья»;
  • формирование у студентов семейных ценностей.

Рекомендации:

Лекция. Каждый из нас на протяжении всей жизни видит разные типы семей. Семья Ростовых в произведении является образцом идеальной семьи. Есть семьи, в которых не просто живешь, а отдыхаешь, наслаждаешься любовью,  вниманием и чуткостью, которые царят в семейной атмосфере. Но есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство. Там тяжело всем! Какой найти выход – взрослые не знают, потому что когда-то их, еще маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться. И задачей каждого человека является не просто создать семью, а создать счастливую семью. Лев Толстой придавал огромное значение семье. Счастье человека, считал он, закладывается в семье родителей и продолжается в собственной [Савицкая: 2008: 6].

Можно предложить беседу, которая сосредоточит внимание учащихся на тех ценностях, которые должны присутствовать в каждой семье.

Обсуждение:

  • Что такое «семейные ценности»?

Студенты охотно рассуждают о том, какая семья считается идеальной, однако они не представляют что такое семейные ценности. Мы подытоживаем все сказанное учащимися об идеале семьи. Каждый человек в жизни стремится найти свое счастье, и каждый понимает счастье по-своему. Для одних счастье заключается в любимой работе, для других – в богатстве. Но, пожалуй, любому человеку хотелось бы иметь крепкую семью, любящих родителей и детей. И если все это есть, человек ощущает себя счастливым. Семья для Толстого – это почва формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому писатель выделяет несколько типов семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, – это Болконские, Ростовы, Курагины. Болконские и Ростовы для писателя – не просто семьи, это целый жизненный уклад, уклад, основанный на русских национальных традициях. Направляем мысль учащихся в определенное русло, которое приведет их к пониманию семейных ценностей, на которых крепится семья.

  • Сравним три семьи в романе. Какие они по отношению друг к другу?

Целью этой беседы является сопоставление семейных ценностей  Болконских, Ростовых и Курагиных. Путем сравнения мы концентрируем внимание студента на двух типах семейства, которые представляют жизнь, руководимую нравственными законами, где главенствуют долг и честь, достоинство и утешение. Учащимся нравится сравнивать, они с удовольствием пересказывают понравившиеся эпизоды, зачитывают отрывки, выделяя при этом важные черты уклада жизни семей. Рассказывают о семье Болконских и выделяют замкнутый характер их жизни, неприятие праздности и пустословия «высшего общества». В центре внимания – духовное развитие личности. Определяющим в их семье является понятие чести. Члены семьи сдержанны и горды. Семья Ростовых отличается насыщенной и общительной жизнью, открытостью и хлебосольством. Они ведут полный искренних чувств образ жизни. Курагиным присущ эгоизм и тщеславная самоуверенность, для них не существует никаких моральных принципов и нравственных традиций, поэтому они неблагополучны [Савицкая: 2008: 7].  Сравнительный анализ показал, что в плоскости романа сфокусировано особое внимание на семейных ценностях. Так, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых – благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсивными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений. Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями дворянской семьи – с Болконскими. Но у них основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести, долгу, любви и взаимоподдержке со стороны всех членов семьи. Именно эти принципы лежат в основе семьи Ростовых. Совсем не похожа на эти две семьи низкая порода Курагиных; их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю [Фадеева: 2005: 338].

  • Посмотрим на жизнь Болконских? Что ценится в их семье?

Жизнь Болконских размерена,  в каждом их движении чувствуется забота и любовь. Особое внимание стоит уделить эпизоду, когда все ждут приезда князя с княгиней, которых уже около года не было дома. «Ждали с каждым днем», «но не нарушали стройного порядка» [Толстой: 1972: 169]. За этим противоречием кроется смысл понятия «порядок» – ждали, потому что любили и скучали, а порядок –  основа жизни старого князя Николая Болконского, лишь условие его деятельности: «С утра до вечера он работает: пишет мемуары, точит детали на станке, сам обучает дочь, разводит растения… В определенные часы ест, спит, читает, принимает начальников губерний» [Толстой: 1972: 170]. Двери  открываются строго по часам.  Безусловно, жизнь в этом доме есть, но она упорядоченная и идет строго по расписанию. В доме Болконских ценятся ум, трудолюбие и порядок.

  • Является ли доверие семейной ценностью у Ростовых? Как это выражено в романе?

Вспомним эпизод именин, когда появляется Наташа. Очень важно уделить внимание каждой строчке и прокомментировать отрывок: «В комнату вбегает Наташа, она еще не видит никого перед собой, но ее уже увидел…» Кто же? «Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставив руки вокруг вбежавшей девочки. – «А вот и она! – смеясь, закричал он. – «Именинница!Ma chere именинница!»…– «Милая, на все есть время» – сказала графиня, притворяясь строгою [Толстой: 1972: 39]. Учащиеся комментируют отрывок по-разному:

  1. Граф как будто ждал ее все время. Ему хочется ее схватить, это порыв навстречу дочери объясняется только любовью.
  2. Он несказанно рад ее появлению. Видимо, Наташа для него – источник радости и энергии.
  3. Слово «вокруг» можно объяснить, как желание окружить дочь любовью, защитить, оградить ее.
  4. Графиня притворяется строгою, потому что этого требует этикет. Наверняка без посторонних она тоже улыбнулась бы.
  • Куда же привела центростремительная сила бега Наташу?

«Она спрятала свое…лицо в кружевах материнской мантильи и засмеялась» [Толстой: 1972: 39]. Важно отметить, что дети бегут туда, где можно укрыться, спрятаться. Сейчас она спрятала лицо, а потом спрячется сама в ее кровати в минуты раздумий о князе Андрее, в часы горя и разлуки с ним. Студенты выделяют те семейные ценности, на которых основывается настоящая семья: Наташа духовно близка со своей матерью, в ней она ощущает поддержку и заботу, она с детства знает, что родители не только любят ее, но и в трудную минуту протянут руку помощи. Какое счастье, когда можно вот так просто, ни на кого не обращая внимания, спрятаться под материнским сердцем. Наташа советуется с матерью, а та, в свою очередь, знает все ее тайны родителей [Кузнецова: 2008: 34]. Сердца  матери и дочери открыты, они составляют единое целое. Придет время, и Наташа сделает по отношению к матери то же самое – «укроет» ее от горя.

Итогом беседы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» должна стать мысль о том, что только в семейной жизни заключается залог человеческого счастья. Любая семья должна крепиться на таких семейных ценностях, как любовь, забота, способность к самопожертвованию, воспитание детей на примере родителей. Именно с семьи начинается развитие истории, потом герой покидает дом, проходит через испытания, чтобы, в конце концов, создать свою новую семью. Таков же путь и главных героев самого великого романа Толстого. Их искания, духовные и нравственные странствия, интеллектуальные сомнения и просто жизненные перипетии имеют только одно возможное решение – семейные узы. Именно через создание семьи приходит к ним успокоение, понимание смысла жизни, обретение душевного покоя. Подтверждается правота Татьяны Лариной: нет счастья вне семейных уз [Кузнецова: 2008: 33].

Также учащимся могут быть предложены следующие задание: используя прием  устного словесного рисования, изобразите дом, в котором вы хотели бы жить; пройти тест. Домашним заданием может стать  сочинение-миниатюра «Какой я представляю свою будущую семью» или «На каких принципах будет основываться моя семья».

Показ нескольких фрагментов одноименного фильма позволит учащимся сравнить свое восприятие с восприятием режиссера и актеров.

Художественная литература со своим воспитательным потенциалом помогает учителю находить новые методы и приемы работы, которые направлены на формирование у студентов семейных ценностей.

Умение мастерски связывать события и явления, понимать причины поведения людей, примерять образы героев на себя свидетельствует о высоком уровне понимания художественного произведения. Так же сама художественная литература фиксирует внимание учащихся на тех проблемах, которые необходимо разрешить и понять.

Произведения отечественной литературы предоставляют вниманию читателей прекрасные семьи, воспитанные на лучших семейных традициях русской культуры. Необходимо акцентировать внимание учащихся на изображение тех семей, в которых царят любовь и уважение, отзывчивость и понимание, забота и терпение, дабы сформировать у них семейные ценности.

 

Список литературы:

  1. Савицкая Д.А. «Двери, в которые хочется войти…» Дома Ростовых и Болконских // Уроки литературы. – 2008. – № 4. – С. 5-8
  2. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература XIX века. В 2 ч. 10-й класс»: 10-й кл. / Т.М. Фадеева. – М.: Экзамен, 2005. – 255 с.
  3. Толстой Л.Н. Роман «Война и мир». Книга первая. – М.: Худож. литература, 1972. – 599 с.
  4. Кузнецова Е.А. Семья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Литература в школе. – 2008. – № 10. – С. 32-34

 

 >>>Скачать материалы публикации