Реализация интегрированного подхода в теоретическом обучении и курсовом проектировании

 

Автор: Халтурина Марина Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Реализация интегрированного подхода в теоретическом обучении и курсовом проектировании»

Дата публикации: 07.12.2018

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденным Приказом Министерства образования и науки от 12.05.2014 № 508, студенты в процессе обучения осваивают два профессиональных модуля: ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, а также ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Первый профессиональный модуль включает два междисциплинарных курса: МДК 01.01 Право социального обеспечения и МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности. Второй профессиональный модуль включает один МДК 02.01 Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации, органов и учреждений социальной защиты населения.

Результатом освоения профессиональных модулей является сформированность у обучающихся общих и профессиональных компетенций, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности. В числе этих компетенций особенно выделяется такая общая компетенция, как понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. Формирование указанной компетенции является залогом осознанного отношения обучающихся к освоению профессиональных модулей, что, в свою очередь, является основой прочных и всесторонних знаний в сфере социального обеспечения.

Оба модуля, в свою очередь, имеют тесную взаимосвязь между собой, которая проявляется не только в единстве общих компетенций, формируемых у обучающихся, но и в тесной связи внутренних составляющих этих модулей. Так, постигая ПМ.01, обучающиеся знакомятся с конкретными видами социального обеспечения, с психологическими особенностями лиц, имеющими право на тот или иной вид социального обеспечения, а в процессе изучения ПМ.02 они знакомятся с деятельностью пенсионных органов и органов социальной защиты, а также с порядком предоставления тех или иных видов социального обеспечения.

Формируемые профессиональные компетенции также имеют определенное соответствие. Так, в процессе освоения ПМ.01 формируется такая компетенция, как установление пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии, а в процессе освоения ПМ.02 – поддержание баз данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. В процессе освоения ПМ.01 формируются такие профессиональные компетенции, как осуществление приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты и консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. А в процессе освоения ПМ.02 – выявление лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществление их учета, используя информационно-компьютерные технологии, а также организация и координирование социальной работы с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

Взаимосвязь профессиональных компетенций очевидна, все они так или иначе связаны с социальным обеспечением. При этом, как отмечается учеными, в современных условиях огромную роль играет способность специалиста в профессиональной деятельности находить баланс между возможностями государства и потребностями отдельной личности при осуществлении ее права на социальное обеспечение, что является базовой характеристикой его профессиональной компетентности.

В таких условиях чрезвычайно важно для формирования общих и профессиональных компетенций применять различные педагогические технологии, что способствует повышению мотивации и интереса студентов к профессиональному обучению. Одной из таких технологий является интегрированный урок, который позволяет реализовать комплексный подход к обучению, и наиболее тесно связан с реальной жизнью.

Интегрированный урок имеет ряд преимуществ: он способствует информационному обогащению процесса обучения; позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения; создает условия для развития личности, позволяет развивать мышление, гибкость ума, самоанализ и самооценку, коммуникативность; позволяет реализовать компетентностный подход наиболее полно и эффективно.

Следует отметить, что современной тенденцией в среднем профессиональном образовании является практикоориентированный подход к обучению, который может реализовываться через различные формы: приглашение специалистов на занятия по специальным дисциплинам; проведение урока-экскурсии на предприятии, в учреждении или организации; урока на основе представленных учреждением практических данных (бланков, отчетов, презентаций и др.). Вместе с тем, не все темы календарного планирования могут быть реализованы посредством указанных форм. В ряде случаев целесообразно применение активных форм обучения посредством интеграции.

Учитывая преимущества интегрированного подхода, мы начали внедрять в учебный процесс практику проведения таких уроков у студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» с 2016 г. Было проведено 4 интегрированных урока различных видов: лекция, комбинированный урок, практическая работа, которые показали, что такой урок интересен студентам, он позволяет добиться единого восприятия ими изучаемого материала, они начинают понимать, что каждый междисциплинарный курс, каждый модуль – это часть единого целого.

Профессиональное обучение начинается с освоения теоретических аспектов, для чего является целесообразной интеграция не только междисциплинарных курсов, входящих в один модуль, но и самих профессиональных модулей. Это очень важно, поскольку сформированное комплексное представление затем положительно проявит себя при прохождении  производственной практики, где выполняются виды работ, основанные на теоретических знаниях по всем профессиональным модулям; при сдаче квалификационного экзамена, вопросы и задания которого основаны на знаниях, полученных при освоении не только междисциплинарных курсов, но и модулей; в процессе выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы, где осуществляется комплексный подход к исследованию, на основе теоретических знаний и практического опыта, приобретенных за время обучения и прохождения практики.

Следует отметить, что для подготовки и проведения интегрированного урока целесообразно сопоставление календарно-тематических планов преподавателей с целью выявления соответствующих тем, которые могут быть изучены посредством единого интегрированного урока.

Так, например, анализ содержания действующих календарно тематических планов позволил выделить следующие темы для интеграции:

 

ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
МДК 01.01 Право социального обеспечения МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности
Социальное обслуживание Понятие и виды медицинской экспертизы. Общие теоретические основы медико-социальной экспертизы.
Охрана здоровья, медицинская помощь и медицинское страхование Психология личности больного человека
Социальная реабилитация инвалидов Этика и психология  профессиональной деятельности юриста

 

МДК 01.01 Право социального обеспечения МДК 02.01 Организация работы органов Пенсионного фонда РФ, органов и учреждений социальной защиты населения
Социальное обслуживание Государственная система социальных услуг
1. Охрана здоровья, медицинская помощь и медицинское страхование.

2. Государственная социальная помощь

Государственная система предоставления медицинской помощи и лечения и система государственной социальной помощи
Защита прав граждан в сфере социального обеспечения Судебная форма защиты прав и законных интересов граждан в сфере социального обеспечения

 

Так, например, нами был проведен интегрированный урок по Праву социального обеспечения и Психологии социально-правовой деятельности на тему «Социальная реабилитация инвалидов». В ходе этого занятия обучающиеся не только ознакомились с правовыми аспектами социальной реабилитации инвалидов, но и с вопросами организации процесса реабилитации инвалидов, используя корректный язык общения.

При подготовке урока нами были сформулированы следующие цели:

— дидактическая: изучение основных аспектов осуществления мероприятий по социальной реабилитации инвалидов в Российской Федерации, а также освоение правил профессионального общения с этой категорией граждан;

— развивающая: развитие познавательных способностей, логического и аналитического мышления обучающихся, формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с образовательным стандартом по специальности;

— воспитательная: формирование интереса к будущей профессии, профессионального правопонимания, толерантного отношения к лицам, являющимся инвалидами.

Достижению поставленных целей способствовала определенная структура занятия, где на каждом этапе последовательно и комплексно достигались указанные цели.

Занятие состояло из следующих этапов:

  1. Адаптация к условиям проведения занятия. Содержание этапа состояло из приветствия обучающихся, проверки присутствующих, оглашения темы занятия.
  2. Создание целевой системы. Данный этап включал: постановку целей занятия, конкретизацию задач, объяснение системы оценки работы на занятии.
  3. Мотивация учебной деятельности. На этом этапе обучающимся разъяснялась необходимость формирования профессиональных компетенций, установленных ФГОС по специальности; формирования комплексного представления о социальной реабилитации инвалидов в РФ. Было указано, что в процессе освоения темы они не только ознакомятся с правовыми аспектами социальной реабилитации инвалидов, но и с вопросами организации процесса реабилитации инвалидов с использованием корректного языка общения с этой категорией граждан.
  4. Актуализация опорных знаний. На этом этапе был проведен фронтальный опрос по основным понятиям социальной защиты инвалидов и основным психологическим категориям, которые связаны с понятием инвалидности. Например: Кто такой инвалид? Что такое инвалидность? Кто устанавливает группу инвалидности и на какой срок? Что такое восприятие? Каковы особенности восприятия людей, имеющих сенсорную инвалидность? Перечислите патологии ощущений и др.
  5. Создание развивающего пространства. На этом этапе осуществлялось рассмотрение вопросов темы, для чего применялись различные методы: изложение теоретического материала с использованием мультимедийных технологий; игровая технология; дискуссия; заполнение опорной таблицы и др. Например, при рассмотрении вопроса «Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов» нами была применена методика изложения нового материала с сопровождением презентацией, а также использовались элементы дискуссии и приведение практических и психологических примеров. При рассмотрении вопроса «Протезно-ортопедическая помощь и обеспечение инвалидов средствами передвижения» мы обращали внимание на необходимость психологической компетентности студентов при реализации мероприятий, установленных программой реабилитации инвалидов. При этом на всех этапах подчеркивалась значимость использования корректного языка при общении с инвалидами. Внимание акцентировалось на том, какие термины или выражения не могут быть использованы (например, калека, больной, шизофреник и т.п.).
  6. Моделирование рефлексивного пространства. На этом этапе осуществлялся анализ видеоматериала по материалам занятия. Для анализа был взят короткометражный фильм «Белые слоны», содержание которого позволяло проверить степень усвоения пройденного материала и одновременно закрепить полученные знания. Анализ осуществлялся по заранее составленной карте, которая включала вопросы как по Праву социального обеспечения, так и по Психологии социально-правовой деятельности. Например, какие средства реабилитации инвалида вы увидели в данном фильме? По каким признакам в фильме можно определить нетерпимость к людям с ограниченными возможностями? и др.
  7. Домашнее задание. Было составлено в интегрированной форме и состояло в том, чтобы составить перечень реабилитационных мероприятий и средств реабилитации для различных субъектов по вариантам, а также сформулировать правила корректного общения с примерами конкретных обращений к этим субъектам.

Проведя интегрированный урок, мы пришли к выводу о целесообразности проведения подобных занятий, поскольку это не только способствует повышению качества освоения общих и профессиональных компетенций, но и активизирует интерес студентов к будущей профессиональной деятельности.

Интегрированный подход в курсовом проектировании обусловлен, прежде всего, тем, что соответствии с образовательным стандартом СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, установлено, что государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы с соблюдением такого обязательного требования, как соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей (п. 8.6). Из этого следует, что выпускная квалификационная работа может носить комплексный или интегрированный характер, причем, в подавляющем большинстве случаев, она связана с правом социального обеспечения.

Учитывая, что на выполнение выпускной квалификационной работы отводится не так уж много времени, возникает объективная необходимость эту деятельность оптимизировать. Одним из путей такой оптимизации выступает выполнение выпускной квалификационной работы на базе курсовой работы по Праву социального обеспечения.

Выполнение курсовой работы по МДК 01.01 Право социального обеспечения направлено на выполнение ряда задач, в числе которых: углубление, закрепление и конкретизация знаний в области реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты; овладение навыками работы с нормативными актами и литературными источниками, судебной практикой; освоение методов исследования общественных отношений; формирование общих и профессиональных компетенций.

Аналогичные задачи ставятся и при выполнении выпускной квалификационной работы.

В связи с этим, выполнение курсовой работы выступает первоначальным этапом исследования и, прежде всего, необходимо надлежащим образом организовать ее выполнение.

Написание курсовой работы по Праву социального обеспечения начинается на третьем курсе, практически с самого начала учебного года. В этот период важно разработать перечень тем курсовых работ, которые в обязательном порядке должны быть связаны с местом прохождения студентами преддипломной практики. Только выполнив это условие, возможно затем перейти к выполнению выпускной квалификационной работы на такую же тему.

Выдаче тем курсовых работ предшествует большая подготовительная деятельность по закреплению баз преддипломной практики за обучающимися. Тема должна включать разработку одной или нескольких актуальных проблем, связанных с получаемой специальностью. Именно на этом этапе необходимо тесное взаимодействие преподавателей, ведущих специальные дисциплины. В результате продуктивного взаимодействия составляется тематика курсовых работ и разрабатываются их планы, которые носят комплексный характер.

 

ПРИМЕР:

Тема: Меры социальной поддержки

и реабилитация детей-инвалидов с ДЦП

 

ПЛАН

 

1 Государственная политика в области социальной поддержки

детей-инвалидов

1.1 Социальная поддержка детей-инвалидов в соответствии

с действующим законодательством РФ

1.2 Социальное обслуживание детей-инвалидов в РФ

2 Особенности реабилитации детей-инвалидов с ДЦП

2.1 Детский церебральный паралич как основание для установления

инвалидности

2.2 Формы и методы социально-психологической реабилитации

детей-инвалидов с ДЦП

 

Впоследствии целесообразно взаимодействие преподавателей, являющихся дипломными руководителями, с преподавателем, ведущим курсовое проектирование, и самими обучающимися. Защиту курсовой работы также целесообразно проводить комиссионно.

В целом можно заключить, что только при выполнении указанных требований и рекомендаций результаты исследования, достигнутые при выполнении курсовой работы, могут лечь в основу выпускной квалификационной работы. Такой подход способствует существенной экономии времени, позволяет заблаговременно начать исследование в определенной сфере общественных отношений и получить качественный результат проведенного исследования.

 

Литература и Интернет-ресурсы

  1. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 508 (ред. от 14.09.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Груздева О.С. Интегрированные уроки как средство развития личностных компетенций учащихся [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru.
  3. Гусоева Т.Н., Данилина И.Ю., Евсеева О.В., Захарова М.А., Карасева О.В. Интегрированный урок: опыт разработки и проведения: учебно-методическое пособие. – Елец:ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 126 с.
  4. Заболотных О.В., Селезнева С.В. Интегрированный урок как одно из условий реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – 276 с.
  5. Титов В.А. Общая педагогика. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008. – 271 с.

 

 >>>Скачать материалы публикации