Автор: Вальберг Дина Андреевна и Вальберг Татьяна Дмитриевна Дата публикации: 04.02.2019 |
На примере работы Детских рисовальных классов при Тверском художественном колледже им. А.Г.Венецианова
Проблеме развития конструктивных детско-родительских отношений посвящена специально разработанная нами в сотрудничестве с лабораторией психолого-педагогических исследований ТвГУ программа «Арт-культура и ребенок», психологическое содержание которой занимает центральное место.
Известно, что психоэмоциональное напряжение, тревожность, негативно-импульсивные реакции воздействия являются внутренней причиной неадекватного поведения детей.
Неспособность, а иногда и нежелание родителей понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, приводят к систематическим противоречиям и конфликтам. Совместная творческая деятельность может выступать одним из способов профилактики межличностных конфликтов. Известно, что именно в арт-терапии используются возможности достижения положительных изменений в поведении и личностном развитии ребенка. На наших занятиях в ДХШ используются различные техники арт-терапии особое значение мы придаем совместным занятиям арт-терапией родителей с детьми. Изобразительная деятельность является мощным средством позитивно непосредственного взаимодействия людей, их сближения, накопления опыта взаимопонимания и сотрудничества.
В выставочном зале ТХУ, где систематически организуются выставки (детских и студенческих работ, а также их преподаватель), педагог знакомит с историей создания художественных произведений, знакомит детей и их родителей с выразительными возможностями изоискусства и проводит арт-терапевтические занятия (сеансы), тематические семинары для родителей. Помещение выставочного зала определяется здесь не случайно, а как необходимое педагогическое условие создания благоприятной среды для позитивного воздействия на детей и их родителей.
В течение всего учебного года с родителями проводятся индивидуальные беседы и групповые семинары, позволяющие осознавать значимость изодеятельности в развитии психоэмоциональной сферы ребенка, его визуальной культуры. В программе семинаров включены темы, раскрывающие возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка (например, темы семинаров «Помощь в социальной адаптации посредством художественного творчества», «Язык изобразительного искусства как средство общения, взаимодействия, коммуникации» и др.).
Специалисты, работающие с родителями пытаются доступным языком сформировать следующие психологические представления о детях, на которые сами базируются:
— Дети – это не маленькие взрослые.
— Дети – это люди, способные к глубоким эмоциональным переживаниям.
— Дети уникальны и заслуживают уважения. Специалист ценит уникальность каждого ребенка и уважает его как личность.
— Дети имеют врожденную тенденцию к познанию и личностному созреванию. Они обладают внутренней интуитивной мудростью.
— Личностный рост ребенка невозможно ускорить вне учета потребностей ребенка (только по желанию взрослого). Специалисты принимают это и проявляют терпение в том, что касается мотивационного развития и личностного роста ребенка.
— Дети имеют способность к позитивному управлению собственной деятельностью. Они способны творчески взаимодействовать с собственным миром.
— Дети доверчивы и, следовательно, уязвимы. Взрослые должны быть очень осторожны и чувствительны к детским переживаниям. В жизни каждого маленького человека должны существовать «оазисы» спокойствия и терпения, поскольку именно в такой атмосфере ребенок может полнее раскрыться и исследовать себя. Защищенность, безопасность, конфиденциальность, безоценочность – еще одна группа условий, которые необходимо соблюдать взрослым при взаимодействии с детьми.
Особенное внимание на наших занятиях уделяется детям «с проблемами». Эти дети, как правило, не только плохо знакомы с окружающим их миром, но еще в большей степени они не знакомы сами с собой, вследствие чего не ощущают своей личной значимости. Именно поэтому такие дети не умеют адекватно строить свое поведение в соответствии с целями и ситуативными обстоятельствами, нуждаются в тренировке социально-адаптативных способностей, в чем педагог совместно с родителями должны помочь ему. И здесь краски, кисти, бумага или глина являются инструментами, помогающими воплощению замыслов и образных изменений на пути развития личности, занятия изобразительным искусством способствуют раскрытию таких самоизменений в развитии личности, осознанию его духовной направленности, ослаблению характерологических акцентуализаций и межличностных конфликтов, личностному росту.
Бессловесные, эмоционально насыщенные взаимодействия родителя с ребенком представляют возможность лучше понимать мир ребенка, говорить с ним на его языке.
Художественный музей благодаря своей особой эстетической атмосфере, не только способствует освоению художественного наследия, но и обогащает детей опытом чувственного восприятия мира, помогает их эмоциональному, интеллектуальному и творческому развитию, повышает ощущение собственной значимости.
На музейных уроках не только дети, но и их родители знакомятся с экспонатами (с бытом Тверского края, с костюмами, с интерьерами прошлого века), такие совместные занятия позволяют развить коммуникативные навыки, исследовать и корректировать привычные негативные формы поведения.
Активной формой стимулирования конструктивных взаимоотношений является работа на пленэре (на природе), где дети и родители рядом имеют возможность работать вместе, отображать по возможностям каждого окружающую среду или свое восприятие мира. Взрослые учатся взаимодействовать с детьми, раскрепощаются и становятся ближе друг к другу, пытаются понять замыслы друг друга. Изодеятельность на природе гармонизирует проблемные грани в семье (в данный период),здесь есть возможность послушать звуки природы и насладиться окружающей прелестью, что обогащает внутренний мир, сохраняя или восстанавливая душевное равновесие детей и родителей.
Домашние задания разрабатываются для совместной деятельности и проведения свободного времени и индивидуальных занятий. Упражнения подкрепляют пройденный материал или подготавливают к будущему заданию. Количество экземпляров не ограничивается, выбирают не только дети, но и взрослые.
В каждом человеке существуют возможности, которые могут «разбудить», освободить для облегчения саморегуляции личностного потенциала. Дети, активно занимающиеся изобразительным творчеством, лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внешних, межличностных и внутренних конфликтов. Таким образом, совместная творческая деятельность может выступать одним из способов профилактики межличностных конфликтов.
>>>Скачать все материалы публикации