Автор: Цирамуа Марина Согратовна Дата публикации: 23.04.2019 |
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов,
умения самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться
в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления»
В. А. Девисилов
В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом системы образования, суть которого заключается в стимулировании интереса студентов к определенным проблемам, предполагающим владение определенным багажом знаний. Через проектную деятельность осуществляется решение этих проблем, умение практически применять полученные знания тем самым развивая рефлекторное мышление.
Проектная деятельность — это путь познания, другими словами способ организации процесса познания. Использование метода проектов в преподавании психологии позволяет преподавателю научить студентов применять совокупность приемов, операций для овладения не только теоретическими, но и практическими знаниями.
Инновационная парадигма обучения в образовательном пространстве дает возможность студентам получить большой объем знаний по различным предметам и областям науки при помощи метода проекта, который все чаще можно встретить в педагогической практике преподавателей колледже и вузов.
Метод проектов является одним из способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3, с. 35]. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, утверждает Л. В. Нефедова, ему необходимо:
- поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни.
- применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели.
- получить в итоге реальный результат (внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике; внутренний результат — это опыт деятельности — соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности) [4, с. 37].
В структуре преподавания дисциплины «Психология» метод проектов позволяет выполнять задание как индивидуально, так и в группе, он всегда личностно-ориентирован и базируется на субъект-субъектном взаимоотношении между участниками педагогического процесса. В данном случае преподаватель выступает в роли консультанта, партнера, который сопровождает студента в этом виде деятельности. Любой проект отражает психологические свойства личности студента, его личный опыт, его креативность и уровень коммуникации при презентации проекта.
Дисциплина «Психология» для студентов колледжа позволяет активно применять метод проектов, чтобы научить студентов проектной деятельности (репродуктивной, репродуктивно-поисковой, творческой). Метод проектов целесообразнее использовать на начальной стадии обучения студентов психологии, поэтому темы не должны быть слишком сложные, например, «Самопознание и успех в жизни», «Ступени моего профессионализма», «Карьера и семья: возможна ли гармония?», «Самореализация –перспектива будущего личности»
«Конкурентоспособность в профессии», «Синдром эмоционального сгорания — преодолеваем препятствия».
Предлагаемая студентам структура проекта может состоять из следующих частей:
1.Необходимо выбрать идею проекта и его тему. Тема должна носить прикладное и практическое значение, иметь психологическое или педагогическое направление.
- Определить цель и задачи проекта.
- Подбор необходимой литературы, для определения текста проекта, если нет собственных мыслей и гипотез.
- Ведущие понятия, которые используются в проекте (знания).
- Определите форму, методы и приемы знаний в проекте.
- Определить используемые средства обучения (материальные, ТСО).
- К каким ценностям приобщает данный проект.
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); меж предметный проект.
- Характер контактов (среди участников одной группы, города, региона).
- Количество участников проекта (индивидуальный, групповой, коллективный)
- Продолжительность проекта (занятие, лекция, день, неделя, месяц, год).
- Презентация проекта (доклад, дискуссия, аргументация, ролевая игра, тренинг, видеожурнал, альманах, конференция).
По мнению профессора, доктора психологических наук Р. М. Грановской методы активного обучения, в данном случае проектов, способны помочь в овладении знаниями человеку любого возраста. Она утверждает, что достигается это с помощью изменения цели и укрепления учебной мотивации у обучающихся. Они не должны делать специальных усилий, стремясь запомнить материал, а просто решают конкретные задачи, тесно связанные с их будущей или действительной работой, причем в социальной и эмоциональной обстановке, максимально приближенной к производственной [1, с. 634]. При активном обучении отдаленная конечная цель — учиться — непосредственно порождает мотив конкретной деятельности и пробуждает личностную заинтересованность, которая существенно интенсифицирует процесс усвоения материала и улучшает результаты обучения.
Метод проектов представляет собой возможность создать условия для самопознания, самореализации и рефлексии учащихся, а именно возможности найти себя, определить природу своих умений и навыков и, наконец, встать на путь развития своей личности.
Список литературы
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб: Речь, 2003. С. 633-635.
- Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2009. № 2. С. 29-34.
- Козырская И. Н. Современные педагогические технологии как основа деятельности инновационных учебных заведений РК // Творческая педагогика. 2008. № 2. С. 35-41.
- Нефедова Л. В. Проблемы проектирования и внедрения новых технологий обучения в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогика КZ. 2005. № 6. С. 35-38.
- http://www.edu.ru
- http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
- Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ ОмГУ. – Омск, 2005. С. 6-11, 28-32.
>>>Скачать все материалы публикации