Проектная деятельность в обучении психологии

 

Автор: Цирамуа Марина Согратовна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Проектная деятельность в обучении психологии»

Дата публикации: 23.04.2019

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов,
умения самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться
в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления»

В. А. Девисилов

В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом системы образования, суть которого заключается в стимулировании интереса студентов к определенным проблемам, предполагающим владение определенным багажом знаний. Через проектную деятельность осуществляется решение этих проблем, умение практически применять полученные знания тем самым развивая рефлекторное мышление.

Проектная деятельность — это путь познания, другими словами способ организации процесса познания. Использование метода проектов в преподавании психологии позволяет преподавателю научить студентов применять совокупность приемов, операций для овладения не только теоретическими, но и практическими знаниями.

Инновационная парадигма обучения в образовательном пространстве дает возможность студентам получить большой объем знаний по различным предметам и областям науки при помощи метода проекта, который все чаще можно встретить в педагогической практике преподавателей колледже и вузов.

Метод проектов является одним из способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3, с. 35]. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, утверждает Л. В. Нефедова, ему необходимо:

  • поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни.
  • применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели.
  • получить в итоге реальный результат (внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике; внутренний результат — это опыт деятельности — соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности) [4, с. 37].

В структуре преподавания дисциплины «Психология» метод проектов позволяет выполнять задание как индивидуально, так и в группе, он всегда личностно-ориентирован и базируется на субъект-субъектном взаимоотношении между участниками педагогического процесса. В данном случае преподаватель выступает в роли консультанта, партнера, который сопровождает студента в этом виде деятельности. Любой проект отражает психологические свойства личности студента, его личный опыт, его креативность и уровень коммуникации при презентации проекта.

Дисциплина «Психология» для студентов колледжа позволяет активно применять метод проектов, чтобы научить студентов проектной деятельности (репродуктивной, репродуктивно-поисковой, творческой). Метод проектов целесообразнее использовать на начальной стадии обучения студентов психологии, поэтому темы не должны быть слишком сложные, например, «Самопознание и успех в жизни», «Ступени моего профессионализма», «Карьера и семья: возможна ли гармония?», «Самореализация –перспектива будущего личности»

«Конкурентоспособность в профессии», «Синдром эмоционального сгорания — преодолеваем препятствия».

Предлагаемая студентам структура проекта может состоять из следующих частей:

1.Необходимо выбрать идею проекта и его тему. Тема должна носить прикладное и практическое значение, иметь психологическое или педагогическое направление.

  1. Определить цель и задачи проекта.
  2. Подбор необходимой литературы, для определения текста проекта, если нет собственных мыслей и гипотез.
  3. Ведущие понятия, которые используются в проекте (знания).
  4. Определите форму, методы и приемы знаний в проекте.
  5. Определить используемые средства обучения (материальные, ТСО).
  6. К каким ценностям приобщает данный проект.
  7. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
  8. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); меж предметный проект.
  9. Характер контактов (среди участников одной группы, города, региона).
  10. Количество участников проекта (индивидуальный, групповой, коллективный)
  11. Продолжительность проекта (занятие, лекция, день, неделя, месяц, год).
  12. Презентация проекта (доклад, дискуссия, аргументация, ролевая игра, тренинг, видеожурнал, альманах, конференция).

По мнению профессора, доктора психологических наук Р. М. Грановской методы активного обучения, в данном случае проектов, способны помочь в овладении знаниями человеку любого возраста. Она утверждает, что достигается это с помощью изменения цели и укрепления учебной мотивации у обучающихся. Они не должны делать специальных усилий, стремясь запомнить материал, а просто решают конкретные задачи, тесно связанные с их будущей или действительной работой, причем в социальной и эмоциональной обстановке, максимально приближенной к производственной [1, с. 634]. При активном обучении отдаленная конечная цель — учиться — непосредственно порождает мотив конкретной деятельности и пробуждает личностную заинтересованность, которая существенно интенсифицирует процесс усвоения материала и улучшает результаты обучения.

Метод проектов представляет собой возможность создать условия для самопознания, самореализации и рефлексии учащихся, а именно возможности найти себя, определить природу своих умений и навыков и, наконец, встать на путь развития своей личности.

Список литературы

  1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб: Речь, 2003. С. 633-635.
  2. Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2009. № 2. С. 29-34.
  3. Козырская И. Н. Современные педагогические технологии как основа деятельности инновационных учебных заведений РК // Творческая педагогика. 2008. № 2. С. 35-41.
  4. Нефедова Л. В. Проблемы проектирования и внедрения новых технологий обучения в процессе профессиональной подготовки в вузе // Педагогика КZ. 2005. № 6. С. 35-38.
  5. http://www.edu.ru
  6. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
  7. Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ ОмГУ. – Омск, 2005. С. 6-11, 28-32.

 

 >>>Скачать все материалы публикации