Профориентация и профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ

 

Автор: Кашапова Розалия Камиловна
Должность: Мастер производственного обучения
Тип: Статья
Тема: «Профориентация и профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ»

Дата публикации: 11.05.2019

Результатом успешной профессиональной ориентации является сознательный выбор профессии, которая предполагает проведение в образовательных учреждениях работ по профессиональному просвещению.

Информация о видах, о способах приобретения профессии, о ее специфике и о требованиях, которые, предъявляются субъектам трудовой деятельности и видам труда являются основными составляющими профессионального просвещения.

Эта работа должна раскрывать технологические, экономические, медицинские характеристики профессии, что необходимо учащемуся для понимания специфики профессии, которым он будет заниматься.

Эти познания  очень важны  для  вчерашнего школьника, имеющего ограниченные возможности здоровья.

У них  еще нет полного понимания того, чем он будет заниматься, получая ту или иную профессию. В основном все его знания сводятся, к тому, что он услышал от родителей, от знакомых, увидел в средствах массовой информации. У многих вчерашних школьников преобладают  только потребительские запросы, они хотят красиво жить, не прилагая никаких усилий.   В связи с этим возникают трудности при выборе  профессии. Трудности возникают и при работе с родителями, которые  убеждены в том, что их,  ребенок должен получить более престижную профессию, или наоборот, что их ребенок  не на что не способен.

Индивидуальные беседы в форме профессиональной консультации с обучающимся  и с его  родителями  помогают  найти пути выхода из  возникшей ситуации.

Такая консультация является одним из главных компонентов профориентационной работы.

Основными формами профориентационной работы, кроме профессиональной консультации являются:

-выступление мастера производственного обучения на родительских собраниях и классных часах с целью информирования родителей и студентов о видах и тонкостях будущей профессии;

— проведение Дня открытых дверей в колледже;

-привлечение студентов и выпускников колледжа к профориентационной работе;

-создание и поддержка сайта колледжа, разработка рекламных материалов;

— введение курсов «Введение в профессию»;

— выставки изделий, изготовленных руками студентов.

Еще одним  из главных задач является  — помощь в максимальной адаптации детей с ОВЗ к условиям колледжа,  создание комфортных условий  для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Например, мы бы  хотели увидеть в колледже комнату  релаксации для обучающихся, оснащенную современным, специализированным оборудованием, которая учитывает особенности  у детей.  Конечно это требует больших финансовых вложений. Та материально-техническая база, которая имеется в современных учебных заведениях не позволяет осуществлять эти потребности.

Сфера деятельности  детей с ОВЗ с умственной отсталостью очень ограничен, так как многие профессии им не доступны, из-за повышенных требований к интеллекту. В связи с этим возникают трудности  при трудоустройстве детей, страдающих дефектами умственного развития, что очень актуально в вопросах профессиональной  ориентации.

Наш колледж имеет многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ. Они у нас приобретают профессию  «Маляр» и « Столяр строительный». С 2017 года стали обучать по профессии «Повар».

Зачисление осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и свидетельств об окончании общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении, воспитании и развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  используются адаптированные образовательные программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих.

Приобщение обучающихся к трудовой деятельности также повышает интерес к профессии, способствует адаптации к новым условиям. В процессе труда дети познают, совершенствуют, углубляют и пополняют запас знаний, расширяют кругозор, создаются условия для раскрытия творческого потенциала и развития личности.

Во время учебной практики мы стараемся занимать обучающихся полезным трудом. Ремонтируем учебные кабинеты, изготавливаем  столярные изделия. Такой труд приносит положительные плоды. Дети начинают бережнее относиться к имуществу, обучаются азам профессии.

И к выбору мест прохождения производственных практик для обучающихся с ОВЗ, мастера производственного обучения относятся ответственно.

Трудоустройство на производственную практику обучающихся дает много положительных моментов: они  приобретают опыт по подготовке документов для трудоустройства;  получают возможность зарабатывать и  самостоятельно распоряжаться деньгами, что способствует повышению их самооценки, расширяется круг общения, осваивают профессиональные навыки.

В дальнейшем мы планируем организовать профориентационную работу, которая включает, организацию мастер-классов для учащихся 9-х классов  по нашим профессиям, чтобы они имели возможность более серьезно подходить к выбору профессии.

Решение проблем воспитания и обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, возможно при выполнении определенных условий, таких, как обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальном обществе; организацию  разнообразных  профессиональных  и творческих конкурсов, где дети с ограниченными возможностями могут проявить себя и  свои способности.

 

 >>>Скачать все материалы публикации