Подготовка преподавателя физической культуры к занятию как условия повышения качества обучения

 

Автор: Черниговский Алексей Васильевич
Должность: Преподаватель физической культуры
Тип: Статья
Тема: «Подготовка преподавателя физической культуры к занятию как условия повышения качества обучения»

Дата публикации: 11.05.2019

Чтобы творчески решать вопросы обучения и воспитания, преподаватель физической культуры должен заблаговременно готовиться к новому учебному году. Необходимо проанализировать итоги работы за истекший год, просмотреть свои планы, записи, дневники с конспектами уроков, учесть состояние физического развития и подготовленности обучающихся каждой группы по данным медицинских осмотров и результатам сдачи учебных норм программы. Особенно важно хорошо изучить программу, просмотреть методические пособия (в первую очередь вновь вышедшие). Надо также проверить состояние мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря, договориться об его пополнении с администрацией техникума, заготовить наглядные пособия — плакаты с рисунками и кинограммами техники упражнений и т. п.

Имея ясное представление о составе обучающихся и материальных условиях проведения занятий, преподаватель приступает к разработке учебных планов: распределяет учебного материала, ставит педагогические задачи и составляет технологические карты.

Следуя технологической карте, преподаватель при подготовке к очередному занятию конкретизирует задачи обучения и в соответствии с ними уточняет подбор учебного материала. Объем учебного материала соразмеряется с реальной возможностью его усвоения обучающимися на занятии. С этим связано одно из условий правильного планирования урока — умение преподавателя точно распределить упражнения и провести их на занятии в установленное время. Следует заранее рассчитать время, необходимое для выполнения каждого упражнения одним студентом и всей группой. Такой расчет особенно полезен молодым преподавателям, еще не обладающим «чувством времени» при проведении занятия.

Опытный преподаватель ясно представляет себе, сколько раз надо повторить то или другое упражнение и сколько времени затратить, чтобы обучающиеся, имеющие удовлетворительную физическую подготовку, овладели его техникой. Благодаря этому преподаватель заранее может рассчитать, сколько времени потребуется на овладение техникой основных упражнений программы и на подготовку к сдаче каждой учебной нормы. Такое умение приобретается благодаря проведению систематического текущего учета успеваемости обучающихся и анализу его результатов.

Определяя конкретное содержание занятия, исходят из степени усвоения обучающимися ранее пройденного учебного материала. Преподаватель при этом основывается на уровне физической подготовленности обучающихся, тщательно учитывает их продвижение в овладении двигательными навыками. Одновременно преподаватель продумывает, какие новые сведения необходимо сообщить обучающимся, на чем сосредоточить их внимание, чтобы обеспечить сознательность в совершенствовании.

В процессе подготовки к занятию преподаватель устанавливает, как построить педагогический процесс, при помощи каких методических приемов можно совершенствовать студентов данной группы, предупредить возникновение ошибок в движениях или устранить их, если они уже имеются. При этом преподаватель намечает способы и порядок демонстрации и объяснения техники упражнений, использование предметной обстановки в целях обучения, подбор наглядных пособий при прохождении новых и технически сложных действий.

Содержание и тип урока определяют его структуру, т.е. соотношение видов учебной деятельности и порядок прохождения упражнений. Сочетание различных видов упражнений и их методическое оформление изменяются в зависимости от педагогических задач и конкретного содержания занятия. Например, если в основную часть урока включены упражнения, дающие большую нагрузку и требующие проявления быстроты, силы, гибкости (бег на скорость, прыжки с разбега и т.п.), то подготовительная часть урока должна быть более продолжительной, обеспечить хорошую «разминку», разогреть организм.

Существенное влияние на построение урока оказывают условия, в которых он проводится. Например, занятия на площадке в холодную и жаркую погоду, решающие одни и те же задачи, будут другими не только по темпу, но и по подбору упражнений. Также отличаются по своей методике уроки в зависимости от места в расписании учебного дня. Нельзя не учитывать и характер учебной работы обучающихся, на предшествующем к следующем за уроком по физической культуре занятием по другому предмету. Вряд ли, например, уместно давать обучающимся сильно возбуждающую игру с большой физиологической нагрузкой, если на последующем занятии им предстоит контрольная работа по математике или русскому языку. Напротив, введение в урок такой игры после контрольной работы будет вполне оправдано. Все эти факторы принимаются во внимание преподавателем при подготовке к очередному уроку.

Готовясь к занятию, преподаватель предусматривает, какой понадобится инвентарь и как его использовать, чтобы обеспечить большее количество повторений упражнений и безопасность занятий.

Одним из важнейших условий продуктивности урока является правильное использование форм организации учебной работы. Нужно заранее продумать, какие упражнения будут проведены на уроке фронтально (т.е. всей группой одновременно или «поточно»), а также в виде индивидуальных заданий для отдельных студентов или небольших группок. При этом следует ясно представить себе все перемещения обучающихся, чтобы не расходовалось впустую время урока. С особой тщательностью преподаватель предусматривает размещение обучающихся во время показа упражнений. Обучающиеся должны находиться там, откуда всем хорошо виден показ преподавателя, выполняемый в профиль или навстречу наблюдающим (в зависимости от деталей упражнения, на которых сосредоточивается внимание обучаемых).

Намечая, как разместить обучающихся, преподаватель должен предупредить возникновение моментов, отвлекающих внимание обучаемых. Например, — построить отделения на площадке надо так, чтобы студенты находились спиной друг к другу и не отвлекались, глядя на то, как выполняют упражнения студенты из других отделений.

Большое значение имеет постоянное и всестороннее изучение обучающихся, а также текущий учет успеваемости. Преподаватель, готовясь к уроку, тщательно продумывает содержание и характер текущих педагогических наблюдений.

Особо важно хорошо организовать повседневный учет успеваемости. Для этого нужно заранее наметить упражнения, выявляющие степень подготовленности обучающихся в том или другом разделе программы, и студентов, которых следует проверить на данном занятии.

Педагогические наблюдения могут также выявлять, каковы активность и заинтересованность учебной работой у отдельных студентов, как влияют проводимые упражнения на осанку обучающихся, устраняют ли они дефекты в их физическом развитии. Особое внимание следует обращать на студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и физического развития. Наблюдения позволяют преподавателю изучить индивидуальные особенности обучающихся и с учетом этих особенностей разработать более совершенную методику обучения. Не менее важны наблюдения за так называемыми недисциплинированными студентами. Наблюдения помогут преподавателю найти разумные, педагогически обоснованные способы воздействия на таких студентов.

Готовясь к очередному занятию, преподаватель не может забывать о домашних заданиях, являющихся существенным дополнением к уроку. Задания даются как всей группе, так и отдельным обучающимся. Целью заданий является: совершенствование навыков, повышение общей физической подготовленности обучающихся, воспитание у них привычек ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, физкультурные минутки, при подготовке уроков и заниматься физическими упражнениями в часы досуга.

Давая задания на дом, преподаватель может включать в них: упражнения для развития силы, быстроты, гибкости, прыгучести; корригирующие упражнения, направленные на устранение дефектов осанки и укрепление недостаточно развитых мышечных групп, слабость которых препятствует студенту овладеть учебным материалом программы.

Лучше всего давать домашние задания в виде серий постепенно усложняющихся упражнений, причем первое упражнение такой серии должно быть вполне доступно студенту, а последующие могут быть освоены после систематического повторения начального упражнения. Выполняя такие задания, студент видит, как увеличивается его физическая сила, гибкость и т.п., что является большим стимулом к систематической тренировке. Не менее важны задания в виде комплексов утренней гимнастики, приучающие обучающихся к этой гигиенической процедуре. Подбирая упражнения, следует исходить из их доступности обучающимся и возможности выполнения в домашних условиях. Предложив группе домашние задания, преподаватель при подготовке к следующим занятиям должен предусмотреть проверку их выполнения, заранее наметить вызов нескольких студентов.

Планируя свои действия, преподаватель предусматривает использование на уроке помощников из числа обучающихся-активистов, занимающихся в секциях, а также выполняющих обязанности физоргов.

Очень важно хорошо продумать порядок завершения урока. Здесь преподаватель дает заключение о том, как выполнены задачи данного урока, каковы были дисциплина и прилежание обучающихся, как подготовиться к следующему уроку.

Всесторонне продумав содержание и методику предстоящего урока, преподаватель приступает к составлению его технологической карте. Опытный преподаватель может ограничиться краткой технологической картой, обязательно указав в нем педагогические задачи, основные упражнения, их дозировку, содержание домашних заданий, фамилии студентов, намеченных для проверки. Молодой преподаватель нуждается в составлении более подробной технологической картой. В нем, кроме краткой записи упражнений, их дозировки и названия игры, необходимо указать, на что следует обратить внимание, когда обучающиеся будут выполнять упражнения и играть. Если преподаватель не имеет большого опыта, то полезно, включая в урок новую игру, кратко записать ее основные правила и порядок их изложения обучающимся. Кроме того, молодым преподавателям рекомендуется зарисовать схемы перестроений и размещения обучающихся для выполнения различных упражнений урока и обозначить на них место преподавателя, откуда он мог бы видеть всю группу и управлять учебной работой.

Подготовка к уроку завершается проверкой санитарно-гигиенических условии, состояния оборудования и инвентаря, наличия необходимых наглядных пособий. Все это делается в день проведения урока.

Важную роль в повышении педагогической квалификации преподавателя играет не только добросовестная подготовка к уроку, но и последующий анализ его проведения. Необходимо всегда искать и находить недостатки в содержании и методике проведенного урока, что позволит устранить их в будущем. Также следует не упустить положительные стороны урока с тем, чтобы закрепить их на последующих занятиях.

Только на основе систематического изучения и всестороннего анализа конкретных результатов своей работы преподаватель может добиться непрерывного улучшения качества своих уроков.

 

 >>>Скачать все материалы публикации