Автор: Яркова Лариса Ивановна Дата публикации: 12.05.2019 |
Рассматривая современные тенденции формирования состава обучающихся организаций среднего профессионального образования, можно констатировать, что в него все больше входят обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды.
ГАПОУ ТО «ЗСГК» в рамках Соглашения №06-G28.24.0039 от 11.07.2016 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Тюменской области наделен полномочиями базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в Тюменской области.
Поэтому перед педагогическим коллективом колледжа стоят задачи формирования компетентного специалиста путем адаптации и изменения уже имеющихся технологий обучения для формирования у обучающихся с ОВЗ и инвалидов необходимых профессиональных компетенций и способности построения профессиональной карьеры.
Вопросами технологий инклюзивного обучения занимались западные исследователи М. Банерджи, Х. Гартнер, С. Денно, Д. Митчелл, Д. Тайак, М. Фуллан, К. М. Эвертсон и др. В отечественной педагогике технологическая сторона инклюзивного образования частично представлена в исследованиях Л. С. Выготского, И. Ю. Левченко, И. В. Карпенковой, С. И. Кудинова и др. [2].
Особое внимание на современном этапе уделяется вопросам теории и практики сопровождения субъектов инклюзивного образования: Сорокоумова С.Н., Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Бурыкина Н.М., Егоров П.Р. [3].
Для решения задач формирования профессионально подготовленного специалиста в условиях инклюзивной образовательной среды колледжа преподавателями реализуются технологии, основанные на уже накопленном опыте преподавания той или иной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля.
В ГАПОУ ТО «ЗСГК» на сегодняшний момент обучаются 44 студента с особыми познавательными потребностями, большинство из них имеют стойкие нарушения слуха.
Их обучение выстраивается на основе использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Максимальный учет особенностей студентов и достаточный уровень наглядности обеспечивается при использовании учебно-методических материалов, включающих структурированные визуальные интерактивные презентации с использованием системы навигации, учебные пособия, адаптированные для восприятия студентами с нарушением слуха, электронные адаптированные контролирующие комплексы по изучаемым дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям.
Особую роль в обучении лиц с нарушенным слухом играют видеоматериалы, на занятиях повышенное внимание уделяется специальным профессиональным терминам и использованию профессиональной лексики. Этому способствует создание видеороликов профессиональной направленности с сурдопереводом (в штате есть два сурдопереводчика).
Пространство колледжа насыщено специализированным оборудованием, персональными и коллективными средствами для облегчения восприятия информации: индукционными контурами и петлевыми устройствами, системами свободного звукового поля, которые являются важными инструментами обеспечения технологии доступности для данной категории студентов.
В колледже разработаны рекомендации по созданию курсов в дистанционной среде (Moodle и др.), по записи лекций и проведения вебинаров (Adobe Connect или др.), по мониторингу профессиональной и личностной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ, использованию диагностического инструментария с целью сбора и оценки информации об уровне развития профессионально-значимых свойств и качеств личности и др.
Для обучения лиц с ОВЗ по различным нозологиям используется специальное оборудование: функционирует кабинет психологической разгрузки и дистанционного обучения, компьютерные аудитории. Мобильные приборы: FM-система «Сонет», система «Диалог», Тифлофлешплейеры SmartBee, слухоречевые тренажеры используются в лабораториях, мастерских и кабинетах специальных дисциплин.
В качестве достаточно эффективного инструмента по реализации индивидуальных образовательных траекторий используется технология портфолио. Портфолио позволяет качественно осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учетом не только интеллектуальных, но и физических данных обучающихся.
Для занятий со студентами-инвалидами и ОВЗ физической культурой модернизируются физкультурно-спортивные базы и залы колледжа, площадки обеспечены специализированным оборудованием.
Параллельно в колледже ведется работа по совершенствованию системы тестирования нормативов по физической подготовленности ВФСК «Готов к труду и обороне» среди студентов с инвалидностью и ОВЗ, развиваются адаптивные виды спорта при поддержке Центра адаптивных видов спорта ГАПОУ ТО «ЗСГК».
На базе колледжа ежегодно проводятся отборочные этапы национального конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» по компетенциям: Выпечка хлебобулочных изделий, Поварское дело, Кондитерское дело, Адаптивная физическая культура.
Также в колледже реализуются дополнительные мероприятия – стажировка выпускников с особыми познавательными потребностями и содействие их трудоустройству, на сайте постоянно функционирует банк вакансий и работ: «Инвалид квота» в Тюмени, желающие могут в онлайн- режиме пройти тест по профориентации.
Список источников:
- Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный поход в образовании: проблемы интеграции/А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М., Логос, 2010. – 336с.
- Инклюзивные процессы в образовании: материалы Международной конференции, г. Минск, 27-20 октября 2016г. – Минск, БГПУ, 2016, 408с.
- Кутепова, Е.Н. Сунцова, А.С. Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования в современных исследованиях// Вестник Череповецкого государственного университета, 2016, №2 С. 106.
- Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А.Козыревой: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П.Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. – КГПУ, 2015. – 93 с.
>>>Скачать все материалы публикации