Использование симуляционных методов обучения в педиатрии

 

Автор: Власова Людмила Александровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Использование симуляционных методов обучения в педиатрии»

Дата публикации: 12.05.2019

В настоящее время идет бурное развитие высокотехнологичной медицины, и общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинских услуг. Именно этот показатель и качество жизни пациентов после проведенного лечения лежат в основе оценки профессиональной деятельности отдельных специалистов и лечебных учреждений, а также уровня здравоохранения в целом.

К профессиональным возможностям выпускника в настоящее время Федеральные образовательные стандарты предъявляют высокие требования. Следовательно, от медицинских образовательных организаций и требуется перестройка процесса обучения и усиление практической подготовки студентов при сохранении должного уровня теоретических знаний. Применение компетентностных и практико-ориентированных педагогических технологий позволит реализовать основную образовательную цель — формирование профессионализма будущего медицинского работника.

Современные образовательные учреждения медицинского профиля начинают все активнее использовать симуляционные техники, которые позволяют достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических ситуаций, а также отработки практических навыков отдельных диагностических и лечебных манипуляций. При внедрении в обучение симуляционной системы на каждом этапе получения знаний, будущий специалист имеет возможность сформировать тактильную память, овладеть навыками общения с пациентом, научиться самостоятельно мыслить, работать в коллективе. Человек запоминает 20 % того, что он видит, 40 % того, что он видит и слышит и 70 % того, что видит, слышит и делает.

Симуляционное обучение в медицине – это современная методика практической подготовки медицинских кадров. Симуляция – это имитация, моделирование реального воспроизведения процесса.

История медицинской симуляции насчитывает многие тысячелетия и неразрывно связана с развитием медицинских знаний, ходом научно-технического прогресса. Так, успехи химической промышленности обусловили появление пластмассовых манекенов. Прогресс компьютерных технологий предопределил создание виртуальных тренажёров и симуляторов.

Но мало кто знает, что ещё в средние века существовали медицинские тренажёры! Первыми документальными свидетельствами и изделиями, дошедшими до наших дней, стали французские родовые фантомы XVIII века. Это была машина для демонстрации и отработки родового пособия, впоследствии знаменитая во всей Европе. Тренажёры для отработки сестринских навыков у детей стали появляться в Германии, Англии, Японии.

В 1960 году общественности был представлен первый опытный образец манекена для отработки приёмов сердечно-лёгочной реанимации. Автором этого проекта был норвежский предприниматель Асмунд Лаэрдал, воодушевлённый самим Питером Сафаром.

В наши дни сотни роботов-симуляторов и тысячи манекенов ежегодно вступают в строй армии виртуальных пациентов и поступают «на лечение» в симуляционные центры по всему миру.

Классическая система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки медицинского работника. Главными препятствиями к этому являются отсутствие непрерывной обратной связи между учащимся и педагогом, невозможность практической иллюстрации всего многообразия клинических ситуаций, а также морально-этические и законодательные ограничения учащихся с пациентом.

Это приобретает особое значение при работе с маленькими пациентами.

По вполне объективным причинам ребёнок требует специалиста высокой квалификации и с богатым опытом!

Многие состояния сопровождаются сложными инвазивными процедурами и  сопряжены с возможными осложнениями и рисками для жизни.

Именно поэтому многие родители не хотят, чтобы их больные дети выступали в виде «тренировочного пособия» для будущих медицинских работников, несмотря на контроль со стороны опытного врача. Отработка практического мастерства в педиатрии представляет собой особую сложность: нигде так остро не стоит вопрос «цены ошибки», нигде более так не высок риск совершить эту роковую ошибку и нанести непоправимый ущерб маленькому пациенту, от которого, быть может, он и его родные будут страдать всю жизнь…

Симуляционные технологии как раз и позволяют решить эти этические проблемы, избежать практических дилемм по безопасности маленького пациента, выявить ошибки, обсудить их, достичь компетентности до применения процедуры.

Навыки клинической работы до применения их на реальных пациентах будущие медики должны приобретать в симуляционных кабинетах, оснащённых высокотехнологичными тренажёрами и компьютеризированными манекенами, позволяющими моделировать определённые клинические ситуации.

Современные симуляторы предоставляют широкие образовательные возможности для тренировки сценариев по уходу и оказанию неотложной помощи детям разного возраста. Компьютерное обеспечение содержит как спектр стандартных сценариев, так и инструменты для их редактирования и создания новых. Симуляционные технологии в педиатрии имеют такие преимущества, как безопасность обучения для пациентов, дают возможность реализовать индивидуальный подход к ребёнку, позволяют высоко усвоить материал за короткий промежуток времени. Сформировать навык практической работы без последствий для здоровья ребёнка – вот главная задача детских специалистов!

Освоение и отработка клинических навыков в педиатрии осуществляется преимущественно с помощью симуляционных технологий на сердечно-лёгочном симуляторе – манекене младенца для отработки навыков ухода и сердечно-лёгочной реанимации. Это самый реалистичный РОБОТ-СИМУЛЯТОР МЛАДЕНЦА. Он точно имитирует движения глаз, головы, губ, движение брюшной стенки при дыхании, а также воспроизводит различные звуки: плач, кашель, дыхательные шумы, тоны сердца, имеет точные воздухоносные пути.

В кабинете педиатрии в ходе проведения занятия используются тренажеры и симуляторы, имитирующие детей разных возрастных групп: новорожденного, ребенка грудного, дошкольного и школьного возрастов.

При изучении ПМ.02 Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационных процессах, МДК.02.04 Педиатрия, МДК.04.03 Сестринский уход за больным новорожденным студенты отрабатывают умение общения с пациентами и самостоятельное клиническое мышление, решая ситуационные задачи в условиях, максимально приближенных к реальным с использованием реактивных и автоматизированных манекенов. Это позволяет обучать студентов как отдельным практическим навыкам, так и отрабатывать более сложные.

Таким образом, симуляционное обучение в педиатрии с помощью разработанных клинических сценариев способствует междисциплинарному обучению студентов, работе в команде, вырабатывает профессиональное поведение без последствий для здоровья ребёнка.

Список литературы:

  1. Багиярова Ф.А., Курбанова А.О. Проблемы формирования коммуникативных навыков в педиатрии / Вестник Казанского национального медицинского университета (Эл. ресурс). URL:https://kaznmu.kz/press/2017/09/25/
  2. Блохин Б.М., Гаврютина И.В., Бараташвили В.Л., Лоайса У.К., Стешин В.Ю., Овчаренко Е.Ю., Королев А.В. Симуляционные технологии и качество оказания неотложной помощи детям. Сборник материалов и тезисов к конгрессу «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» 2017.
  3. Кассиль В.Л., Выжигина М.А., Лескин Г.С. М., 2018. Интенсивная терапия в педиатрии Практическое руководство. М.:Издательство:ГЭОТАР-Медиа, 2017.
  4. Симуляционное обучение в медицине / под редакцией профессора Ссистунова А.А. – Москва.: изд. МГМУ им. И.М. Сеченова, 2018.
  5. Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Молотов – Лучанский В.Б., Муратова А.З., Рикфлекс И.М., Калиева Ш.С., Рикфлекс В.П. Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов Карагандинского государственного медицинского университета: Монография.-Караганда.-2018. – 118

 

 >>>Скачать все материалы публикации