Автор: Неутолимова Инна Юрьевна Дата публикации: 12.05.2019 |
Система среднего профессионального образования должна готовить профессионалов-специалистов, компетентных в своей области, готовых к самореализации и восприятию нового на основе приобретенного опыта. Поиски эффективных путей повышения качества образовательного процесса все более привлекают педагогов к проблемам межпредметных связей (далее по тексту — МПС). Это обусловлено тем, что главной задачей обучения является применение, развитие, закрепление, обобщение знаний и умений не только самой дисциплины, но и смежных с ним дисциплин. Это доказывает актуальность данной статьи.
Цель статьи — определить эффективность использования МПС в системе педагогических категорий и значение их усовершенствования как педагогическим коллективом, так и отдельными преподавателями в среднем специальном учебном заведении с целью повышения качества подготовки среднего медицинского персонала.
Межпредметные связи — это педагогическая категория, выполняющая образовательную, развивающую и воспитательную функцию. Связь между учебными дисциплинами является отражением объективно существующей связи между отдельными науками, между наукой и техникой и практической деятельностью. Также она определяет роль изучаемой дисциплины в будущей работе и жизни. В статье приводятся некоторые результаты преподавания дисциплины ОП.07 Фармакология с использованием МПС в ОГБПОУ «Ульяновский медицинский колледж». В педагогической деятельности на основе МПС возникает следующая устойчивая зависимость: расширение познавательных интересов → осознание восприятия межпредметных задач → потребность в познании межпредметных связей → творческий подход → умение мыслить системно → познавательная самостоятельность студента.
Межпредметные связи имеют следующие функции: методологическую, образовательную, развивающую, воспитательную и конструктивную. На последней из них хотелось бы остановиться подробнее. Эта функция включает в себя совершенствование учебного материала, методов и форм обучения. Она также предполагает совместное планирование преподавателями комплексных форм подачи знаний. Построение учебного процесса на основе МПС ставит педагога перед необходимостью значительно глубже проникать в содержание определенных тем других дисциплин. Это обуславливает более широкие контакты между преподавателями. Составляя свой учебный план, педагог должен изучить учебные и календарно-тематические планы смежных дисциплин, чтобы знать объем и уровень усвоенных студентами знаний.
Формы реализации МПС могут быть различными: проектная деятельность, межпредметные конференции, семинары, диспуты, деловые игры и т.д. На них обобщается учебный материал одной или нескольких тем двух и более дисциплин. Рассмотрим в качестве примера два вида интегрированных семинаров. Первый вид — назовем его «по горизонтали» — проводится со студентами одного курса. При этом используется учебный материал смежных дисциплин одного цикла. Например, в нем могут участвовать студенты второго курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и использоваться материал дисциплин ОП.07 Фармакология, ОП.02 Анатомия и физиология человека, ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии, ОП.03Основы патологии и ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией.
Второй вид — назовем его «по вертикали» — проводится со студентами разных курсов (например, второго и третьего курса специальности 34.02.01 Сестринское дело). На нем используется материал дисциплин разных циклов (например, ОП.07 Фармакология и МДК.02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья.
На подобных занятиях студенты младших курсов осознают необходимость применения знаний дисциплины в практической деятельности, а студенты старших курсов повторяют ранее пройденный материал и успешнее усваивают новый. Эти семинары носят выраженный прикладной характер и особенно эффективны. При этом требуется серьезная подготовка к ним педагогов и студентов. МПС имеют несколько направлений. Одно из них — комплексное изучение разными науками одного и того же объекта. Для большинства дисциплин, преподаваемых в медицинском колледже, таким объектом является человек и его здоровье. Без преувеличения можно сказать, что дисциплина ОП.07 Фармакология — фундамент медицинского образования, а другие общепрофессиональные и клинические науки — надстройка медицинских знаний. Учитывая сложность и объем материала по дисциплине, необходимо вырабатывать у студентов мотивацию к его изучению. Если рассматривать фармакологию как науку в отрыве от других дисциплин, то у студентов не возникнет представления о том, зачем нужно изучать так много материала, и где полученные знания в будущем могут им пригодиться. Поэтому необходимо, чтобы при изучении каждого раздела программы студент убеждался, что определенные фармакологические сведения ему обязательно понадобятся при освоении других клинических дисциплин. Это позволит сформировать устойчивую мотивацию для усвоения этих знаний.
Преподаватель должен детально прорабатывать каждый раздел программы, выявляя МПС. При этом необходимо четко представлять, какие фармакологические сведения являются клинически значимыми, т.е. обязательно будут востребованы педагогами-клиницистами. Эту информацию можно получить во время бесед с преподавателями смежных дисциплин, при посещении их занятий, изучении соответствующих учебных программ и чтении медицинской литературы по клиническим наукам.
Учебный материал можно подавать студентам в виде информации, но более эффективным будет вовлечение их в обсуждение путем решения ситуационных задач, проблем, заданий, составленных совместно с преподавателями смежных дисциплин. Таким образом, МПС помогают не только определенным образом подать новый материал, но и наиболее объективно осуществить контроль знаний.
Как преподавателю дисциплины ОП.07 Фармакология мне бы хотелось поделиться результатами своей работы с использованием МПС.
При проведении практического занятия по теме «Средства, влияющие на функции органов пищеварения» была использована информация о строении и функции ЖКТ, был проведен химический опыт с демонстрацией действие « антацидов» в кислой среде желудка. Используя МПС, были добавлены сведения из других дисциплин, в том числе клинических при решении ситуационных задач и выписывания рецептов на латинском языке, подсчете доз лекарственных препаратов при назначении для применения. Таким образом, видно, что были использованы знания из следующих дисциплин: Основы патологии, Фармакология, Анатомия и физиология человека, Математик, Основы латинского языка, Терапия, Микробиология.
Понимая важность реализации, развития и совершенствования МПС, необходимо искать новые формы и методы использования этого направления в педагогической практике. Осуществить задачу эффективного усовершенствования МПС по силам педагогам, стремящимся к непрерывному профессиональному самообразованию, и педагогическим коллективам, которые обладают творческим потенциалам и оказывают всестороннюю поддержку и взаимопомощь своим коллегам в подготовке конкурентоспособных специалистов.
Список литературы:
- Куимова Е.И., Куимова К.А., Ячинова С.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view
- Мамараджабов Ш. И. Исследование возможностей межпредметных связей в процессе обучения физике. // Автореф… канд. пед. наук: ТГПУ, 2007.
- Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие/ сост. Н.И.Мешков, Н.Е.Садовникова.-Саранск:, 2010.
- Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Сафарова С. О., Мадазизова Д. Р., Собиржонова Н. Р. Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования // Педагогика высшей школы. — 2016.
>>>Скачать все материалы публикации