Автор: Бобер Екатерина Александровна и Лемешкина Ольга Михайловна Дата публикации: 13.05.2019 |
Эффективность профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа в условиях образовательного процесса целиком и полностью зависит от умения преподавателя моделировать педагогический процесс и создавать благоприятные условия для успешного освоения системы научных знаний, овладения практическими умениями и навыками, становления профессиональных ценностных ориентаций так необходимых в будущей профессиональной деятельности. Мы считаем, что образовательный процесс можно изменить, переконструировать, построив модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе.
Обращение к научным исследованиям показало, что под моделью (от лат. modulus) обычно понимается некий эталон, стандарт, образец, с которым сравнивают реальные объекты.
В нашем случае построение модели выступает значимым этапом направлено на достижения общей цели исследования – становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. Эффективность становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе связывается нами с успешностью реализации предлагаемой модели в образовательном процессе медицинского колледжа.
Моделирование процесса профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа – это прогностическое видение будущих результатов. Моделирование – это «один из теоретических методов, который подразумевает построение и изучение моделей каких-либо явлений, процессов, систем», «является эффективным путем исследования сложных систем».
Анализ литературы по интересующей нас проблеме и исследования в области теории и методики обучения и воспитания, позволили разработать модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, включающую целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты. Все элементы модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе связаны между собой и образуют единство и целостность.
Основополагающим компонентом нашей модели является целевой компонент, который предусматривает, что в образовательном процессе у студентов медицинского колледжа будет происходить становление профессиональных ценностных ориентаций.
Следует отметить, что профессиональные ценностные ориентации в структуре личности будущего медицинского работника среднего звена играют важную роль, и в тоже время определяют успешность будущей трудовой деятельности и формируют определенный тип среднего медицинского работника.
Следующий компонент, представленный в нашей модели – это содержательный компонент, который отражает систему принципов и функций, обеспечивающих становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. К числу таких принципов, определяющих характер образовательного процесса в соответствии с поставленной нами целью, мы относим следующие: принцип системности, принцип профессиональной направленности образовательного процесса, принцип целостности образовательного процесса, принцип гуманизации.
Важной составляющей содержательного компонента модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе являются профессиональные ценностные ориентации: уважение к человеку, его жизни, милосердие и сострадание, гуманность, общечеловечность, толерантность, доброжелательность, гибкость, исполнительность, добросовестность. Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского колледжа ориентируют их на профессиональное выполнение своей будущей профессиональной деятельности, соблюдение определенных профессиональных обязанностей, а также проясняют сам смысл профессии медицинского работника, определяют ее характер и желаемый результат.
Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского колледжа, так необходимые для выполнения профессиональных обязанностей, не приобретаются ими с рождения. Они могут быть сформированы в процессе организованного обучения в условиях профессионально ориентированной среды. Поэтому в модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе мы включили процессуальный компонент. Процессуальный компонент модели включает педагогические условия становления профессиональных ценностных ориентаций, способствующие повышению уровня их профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности. Педагогические условия становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе являются системообразующим компонентом составленной модели:
- гуманизация образовательного процесса, который предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарных дисциплин;
- включение в содержание обучения ценностно-ориентированных текстов и дидактических материалов, ситуационных задач, связанных с профессиональной деятельностью студентов медицинского колледжа, ориентированных на становление профессиональных ценностных ориентаций;
- вовлечение студентов медицинского колледжа во внеурочную воспитательную деятельность, которая создает необходимость акцентирования внимания на профессиональных ценностных ориентациях и осознании будущей профессиональной деятельности студентов.
Результативно-оценочный компонент, предложенной нами модели характеризует результат процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. Результативно-оценочный компонент предполагает отслеживание эффективности становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, выяснение причин неудач, что позволяет более осмысленно проектировать дальнейшую деятельность, правильно отбирать содержание обучения.
В заключение следует отметить, что логика становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе проявляется в поэтапной организации деятельности педагога, стремящегося реализовать избранную цель описываемой модели. Каждый этап предполагает завершенность решения характерных именно для него задач. Апробация модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, а также ее эффективность определяется педагогическими условиями.
>>>Скачать все материалы публикации