Патриотическое воспитание студентов

 

Автор: Лемешкина Ольга Михайловна и Бобер Екатерина Александровна
Должность: Преподаватели
Тип: Статья
Тема: «Патриотическое воспитание студентов»

Дата публикации: 13.05.2019

Одним из звеньев патриотического воспитания в Омском медицинском колледже является музей истории. Патриотизм — одно из высших чувств, свойственных человеку, это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрение, нравственных идеалах, нормах поведения.

Материалы музея колледжа знакомят абитуриентов, студентов и слушателей курсов повышения квалификации с историей учебного заведения с момента возникновения и до наших дней. Основную работу в этом направлении осуществляет совет музея. Большое внимание уделяется поисковой работе, которая позволяет пополнять экспозицию сведениями о преподавателях и выпускниках училища, принимавших участие как в Великой Отечественной войне, так и в других локальных конфликтах.

Цель поиска — сохранение памяти о тех, кто погиб, защищая Родину и о тех, кто после окончания военных действий, вернулся к мирной жизни. В поисковую работу активно включены студенты колледжа и преподаватели. Основные формы поисковой работы — это встречи, переписка с выпускниками — участниками Великой Отечественной войны, локальных конфликтов и их родственниками, изучение писем, фотографий, боевых наград, подаренных музею.

В данной работе представлена часть результатов, полученных в ходе поисковой работы: биографии, копии документов, фотографии, награды, книги, газетные статьи, фильм. Цель работы – раскрыть возможности эффективного использования музея, конкурсов, тематических вечеров, ритуалов в процессе воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к отечественной истории, традициям учебного заведения. Большую помощь в реализации поставленных целей оказывают экспонаты музея, собранные в ходе поисковой работы и представленные на стендах, в альбомах и дисках. Они широко используются для проведения тематических вечеров, конкурсов, экскурсий по музею, встреч с выпускниками.

Студенты колледжа, начиная уже с первого курса, посещают музей. И если на первой ознакомительной экскурсии лекторы лишь называют имена выпускников и сотрудников, найденные в ходе поисковой работы, то во время последующих экскурсий студенты более глубоко знакомятся с жизнью и подвигами этих героев, листают их письма, изучают фотографии и документы. Они активно участвуют в поиске материалов о жизни и деятельности выпускников и сотрудников — участников Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, в подготовке и проведении встреч с выпускниками и их родственниками. Экскурсионная работа являются одной из форм патриотического воспитания, которая направлена на становление личности и формирование жизненной позиции студентов.

Формы и цели патриотического воспитания:

Организация поисковой работы

  • создание условий для формирования позитивного образа мышления возрождаемого патриотизма в России;
  • воспитание чувства ответственности за связь поколений;
  • воспитание чувства коллективизма и умение работать в «команде».

 Тематические вечера

  • воспитание уважения к историческому прошлому нашей Родины;
  • воспитание уважения к традициям учебного заведения;
  • способствовать нравственному оздоровлению молодёжи, формированию у студентов духовно нравственных ценностей (честь, дол, гуманизм, милосердие).

 Экскурсии

  • воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма;
  • уважение к отечественной истории, традициям учебного заведения;
  • знакомство с жизнью и подвигами выпускников колледжа разных лет.

Ритуалы

  • сохранение памяти о погибших выпускниках и преподавателях.

Задачи патриотического воспитания:

  • способствовать формированию объективной оценки исторических событий и фактов, а также роли личности в истории России;
  • приобщать подрастающее поколение к патриотическим и нравственным ценностям;
  • воспитывать уважение к традициям и истории колледжа;
  • активизировать личностную позицию студентов;
  • развивать творческий потенциал личности.

Поисковая работа

         Советом музея колледжа и студентами создана поисковая группа, члены которой ведут активный поиск ветеранов — участников ВОВ и локальных военных конфликтов, выпускников училища.

В результате большой работы, проводимой поисковой группой:

  • восстановлены в памяти и отражены на стенде «И помнит мир спасенной» имена всех сотрудников – участников Великой Отечественной войны;
  • пополнены фонды музея за счёт поступления документов из Государственного архива г. Омска и Военно-медицинского музея

г. Санкт-Петербурга, а также из личных архивов сотрудников и

выпускников;

  • найдены сведения о выпускниках колледжа, участниках локальных военных конфликтов и дополнены списки выпускников колледжа — Героев Светского союза, генералов, профессоров, учёных;
  • поддерживается переписка   с   выпускниками   военных   лет   — участниками Великой Отечественной войны и их родственниками.

Тематические вечера

Собранные поисковой группой исторические материалы легли в основу оформления стендов музея, альбомов, рефератов. Были сняты учебно-воспитательные фильмы на основе музейных материалов.  Всё вышеперечисленное широко используются при проведении обзорных экскурсий для студентов, абитуриентов и гостей колледжа. На основе этих материалов проводятся   тематические вечера, кураторские часы по патриотическому воспитанию.

          Неоценимую помощь в нравственном и патриотическом воспитании студентов оказывают встречи с бывшими выпускниками училища — участниками Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов, свидетелями эвакуации училища и их родственниками. Каждая такая встреча с нашими гостями незабываемая. И что    очень    важно, на    этом    мероприятие    не заканчивается, остаются фотографии, видеофильмы, фотоальбомы.   Одними из приглашенных были:

  • К.С. Машинин – выпускник 1942г., свидетель передислокации ЛВМУ им Н.А.Щорса в г.Омск, проживающий в Санкт-Петербурге, бывший военный фельдшер, в дальнейшем врач и военный пенсионер, внесший большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи, разработав тематику «Героический труд медиков в Великую Отечественную войну»;
  • С.М. Верников — выпускник 1943г., переводчик, военный журналист, автор 12 статей по военной тематике;
  • М.И. Мохирев — выпускник 1944г., батальонный фельдшер, поэт, журналист.

Неоднократно    в    музее    проходили встречи    с    выпускником    училища, участником Афганского     конфликта     —     Зековым     Валерием Петровичем.

Экскурсии

В музее регулярно проводятся экскурсии по разнообразной тематике. Для студентов первого курса, абитуриентов и гостей колледжа проводятся обзорные экскурсии, в ходе которых они получают информации об истории учебного заведения, его традициях, установленных правилах поведения. Для старшекурсников предлагается расширенные экскурсионные тематики с изучением биографий знаменитых выпускников и преподавателей колледжа.

Ритуалы

Память о погибших преподавателях и выпускниках хранится в сердцах сегодняшних студентов и сотрудников учебного заведения. Охраняются мемориальные доски на здании колледжа. Ежегодно, в день памяти выпускника 1969 года Метяева Владимир Тимофеевич, героически погибшего в Афганистане в 1979 году, проводится митинг и     возложение цветов к мемориальной доске. Лучшим студентам доверяется   стоять в почетном карауле, отдавая дань верности долгу и мужеству этого замечательного человека.

Разнообразные формы, используемые для патриотического воспитания молодежи, представлены в музее в виде фильмов, презентаций, методических разработок тематических вечеров и конкурсов, встреч с выпускниками.  Накопленный опыт, богатый экспозиционный фонд, широкое использование технических средств и педагогическое мастерство преподавателей колледжа дают эффективную возможность воспитывать подрастающее поколение истинными патриотами России.

 

>>>Скачать все материалы публикации