Автор: Лемешкина Ольга Михайловна и Бобер Екатерина Александровна Дата публикации: 13.05.2019 |
Одним из звеньев патриотического воспитания в Омском медицинском колледже является музей истории. Патриотизм — одно из высших чувств, свойственных человеку, это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрение, нравственных идеалах, нормах поведения.
Материалы музея колледжа знакомят абитуриентов, студентов и слушателей курсов повышения квалификации с историей учебного заведения с момента возникновения и до наших дней. Основную работу в этом направлении осуществляет совет музея. Большое внимание уделяется поисковой работе, которая позволяет пополнять экспозицию сведениями о преподавателях и выпускниках училища, принимавших участие как в Великой Отечественной войне, так и в других локальных конфликтах.
Цель поиска — сохранение памяти о тех, кто погиб, защищая Родину и о тех, кто после окончания военных действий, вернулся к мирной жизни. В поисковую работу активно включены студенты колледжа и преподаватели. Основные формы поисковой работы — это встречи, переписка с выпускниками — участниками Великой Отечественной войны, локальных конфликтов и их родственниками, изучение писем, фотографий, боевых наград, подаренных музею.
В данной работе представлена часть результатов, полученных в ходе поисковой работы: биографии, копии документов, фотографии, награды, книги, газетные статьи, фильм. Цель работы – раскрыть возможности эффективного использования музея, конкурсов, тематических вечеров, ритуалов в процессе воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, уважения к отечественной истории, традициям учебного заведения. Большую помощь в реализации поставленных целей оказывают экспонаты музея, собранные в ходе поисковой работы и представленные на стендах, в альбомах и дисках. Они широко используются для проведения тематических вечеров, конкурсов, экскурсий по музею, встреч с выпускниками.
Студенты колледжа, начиная уже с первого курса, посещают музей. И если на первой ознакомительной экскурсии лекторы лишь называют имена выпускников и сотрудников, найденные в ходе поисковой работы, то во время последующих экскурсий студенты более глубоко знакомятся с жизнью и подвигами этих героев, листают их письма, изучают фотографии и документы. Они активно участвуют в поиске материалов о жизни и деятельности выпускников и сотрудников — участников Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, в подготовке и проведении встреч с выпускниками и их родственниками. Экскурсионная работа являются одной из форм патриотического воспитания, которая направлена на становление личности и формирование жизненной позиции студентов.
Формы и цели патриотического воспитания:
Организация поисковой работы
- создание условий для формирования позитивного образа мышления возрождаемого патриотизма в России;
- воспитание чувства ответственности за связь поколений;
- воспитание чувства коллективизма и умение работать в «команде».
Тематические вечера
- воспитание уважения к историческому прошлому нашей Родины;
- воспитание уважения к традициям учебного заведения;
- способствовать нравственному оздоровлению молодёжи, формированию у студентов духовно нравственных ценностей (честь, дол, гуманизм, милосердие).
Экскурсии
- воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма;
- уважение к отечественной истории, традициям учебного заведения;
- знакомство с жизнью и подвигами выпускников колледжа разных лет.
Ритуалы
- сохранение памяти о погибших выпускниках и преподавателях.
Задачи патриотического воспитания:
- способствовать формированию объективной оценки исторических событий и фактов, а также роли личности в истории России;
- приобщать подрастающее поколение к патриотическим и нравственным ценностям;
- воспитывать уважение к традициям и истории колледжа;
- активизировать личностную позицию студентов;
- развивать творческий потенциал личности.
Поисковая работа
Советом музея колледжа и студентами создана поисковая группа, члены которой ведут активный поиск ветеранов — участников ВОВ и локальных военных конфликтов, выпускников училища.
В результате большой работы, проводимой поисковой группой:
- восстановлены в памяти и отражены на стенде «И помнит мир спасенной» имена всех сотрудников – участников Великой Отечественной войны;
- пополнены фонды музея за счёт поступления документов из Государственного архива г. Омска и Военно-медицинского музея
г. Санкт-Петербурга, а также из личных архивов сотрудников и
выпускников;
- найдены сведения о выпускниках колледжа, участниках локальных военных конфликтов и дополнены списки выпускников колледжа — Героев Светского союза, генералов, профессоров, учёных;
- поддерживается переписка с выпускниками военных лет — участниками Великой Отечественной войны и их родственниками.
Тематические вечера
Собранные поисковой группой исторические материалы легли в основу оформления стендов музея, альбомов, рефератов. Были сняты учебно-воспитательные фильмы на основе музейных материалов. Всё вышеперечисленное широко используются при проведении обзорных экскурсий для студентов, абитуриентов и гостей колледжа. На основе этих материалов проводятся тематические вечера, кураторские часы по патриотическому воспитанию.
Неоценимую помощь в нравственном и патриотическом воспитании студентов оказывают встречи с бывшими выпускниками училища — участниками Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов, свидетелями эвакуации училища и их родственниками. Каждая такая встреча с нашими гостями незабываемая. И что очень важно, на этом мероприятие не заканчивается, остаются фотографии, видеофильмы, фотоальбомы. Одними из приглашенных были:
- К.С. Машинин – выпускник 1942г., свидетель передислокации ЛВМУ им Н.А.Щорса в г.Омск, проживающий в Санкт-Петербурге, бывший военный фельдшер, в дальнейшем врач и военный пенсионер, внесший большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи, разработав тематику «Героический труд медиков в Великую Отечественную войну»;
- С.М. Верников — выпускник 1943г., переводчик, военный журналист, автор 12 статей по военной тематике;
- М.И. Мохирев — выпускник 1944г., батальонный фельдшер, поэт, журналист.
Неоднократно в музее проходили встречи с выпускником училища, участником Афганского конфликта — Зековым Валерием Петровичем.
Экскурсии
В музее регулярно проводятся экскурсии по разнообразной тематике. Для студентов первого курса, абитуриентов и гостей колледжа проводятся обзорные экскурсии, в ходе которых они получают информации об истории учебного заведения, его традициях, установленных правилах поведения. Для старшекурсников предлагается расширенные экскурсионные тематики с изучением биографий знаменитых выпускников и преподавателей колледжа.
Ритуалы
Память о погибших преподавателях и выпускниках хранится в сердцах сегодняшних студентов и сотрудников учебного заведения. Охраняются мемориальные доски на здании колледжа. Ежегодно, в день памяти выпускника 1969 года Метяева Владимир Тимофеевич, героически погибшего в Афганистане в 1979 году, проводится митинг и возложение цветов к мемориальной доске. Лучшим студентам доверяется стоять в почетном карауле, отдавая дань верности долгу и мужеству этого замечательного человека.
Разнообразные формы, используемые для патриотического воспитания молодежи, представлены в музее в виде фильмов, презентаций, методических разработок тематических вечеров и конкурсов, встреч с выпускниками. Накопленный опыт, богатый экспозиционный фонд, широкое использование технических средств и педагогическое мастерство преподавателей колледжа дают эффективную возможность воспитывать подрастающее поколение истинными патриотами России.
>>>Скачать все материалы публикации