Роль волонтерства в формировании духовно – нравственной личности

 

Автор: Шурупова Светлана Викторовна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Роль волонтерства в формировании духовно – нравственной личности»

Дата публикации: 02.09.2019

Нравственность-это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. К нравственным качествам относятся дисциплинированность, ответственность, правдивость(честность),доброта, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка нравственных убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, патриотизм и многое другое. Нравственное воспитание студентов мед. колледжа подразумевает целенаправленное воздействие на личность студента с целью формирования морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Особенность нравственного воспитания заключается в том ,что соблюдение моральных общественных норм и правил является делом добровольным, зависящим от внутренних мотивов и потребностей самого студента. Нравственно воспитанным человек становится лишь тогда, когда нормы и правила поведения, диктуемые обществом, становятся его собственными взглядами и убеждениями, а требования, предъявляемые к личности, становятся внутренними потребностями человека

Каждое образовательное учреждение на первое место в своей системе воспитательной деятельности ставит духовно-нравственное образование. В подготовке будущих медицинских работников это направление имеет особое значение.

В современных экономических условиях популярность среди студентов профессиональных образовательных организаций набирает волонтерская деятельность как одна из форм социальной активности молодежи.

Под социальной активностью понимают самостоятельную готовность и инициативную деятельность студентов, в основе которой лежит ценностное отношение к достижению общественного блага, конструктивно преобразующую условия жизни как отдельных граждан, так и целой группы людей, формирующую социально значимые качества личности.

К одной из наиболее распространенных форм социальной активности молодежи относится волонтерство, под которой понимается добровольная форма объединения для достижения общественно значимых целей, способствующая социальной активности и личностному росту его участников.

К принципам волонтерской деятельности относят добровольность, независимость, единство, универсальность, неординарность, заинтересованность, так как волонтерство предполагает работу, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.

Волонтерская деятельность организационно-регулирующую, обеспечивающую разноуровневые связи профессиональной образовательной организации с социальной средой; технологическую, определяющую потенциал оперативного реагирования студентов СПО на решение социальных проблем; мотивационную, обусловленную основным предназначением добровольческой деятельности в форме безвозмездного труда; прогностическую, способствующую проектированию индивидуальных траекторий развития личности.

Поэтому к позитивным сторонам организации волонтерства среди студентов СПО следует отнести следующее: во-первых, студенты колледжа чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу; во-вторых, студенты работают с большей отдачей и более четкой мотивацией; в — третьих, студентам удается избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли.

Необходимость рассмотрения ценностей как основы нравственного воспитания будущего специалиста определяется тем, что данная категория выражает целевые ориентации человека и определяет его жизнедеятельность. Система ценностей как центральная категория, отражающая содержание нравственного сознания человека, представляет собой совокупность личностных смыслов индивида. Ключевым личностным смыслом в данном контексте выступает понимание человеком смысла своей жизни, что можно определить как осознание содержания человеческого бытия, жизнедеятельности человека. Следовательно, система ценностей как отражение целевой и смысловой направленности личности человека детерминирует мотивационно-потребностную и поведенческую сферы личности индивида.

Ценности, выступая ориентиром деятельности и регулятором поведения человека, реализуются в различных сферах как жизнедеятельности индивида, так и социального субъекта. Одной из специфических форм проявления ценностей являются профессиональные ценности. Профессиональные ценности можно определить как систему норм, регламентирующих профессиональную деятельность, выступающих основным механизмом трансляции между социокультурными нормами в области специфической профессиональной деятельности и деятельности специалиста.

В силу того, что в современном обществе усиливаются требования к профессиональной подготовке специалиста, в частности медицинского работника, возникает необходимость артикуляции ряда аспектов профессиональной деятельности, в том числе и морально-нравственной составляющей. В этой связи нами рассматривается пространство профессиональной подготовки медицинского работника сквозь призму аксиологического подхода. Как следствие, центральной категорией данного исследования выступают нравственно-профессиональные ценности.

Формирование нравственно-профессиональных ценностей будущего медицинского работника в процессе профессионального образования – процесс, основанный как на формировании ценностных основ мировоззрения будущего специалиста, так и на создании условий для практической апробации обучаемыми нравственных установок в профессиональной деятельности. Причем практический характер профессионального воспитания будущего медика носит определяющий характер, поскольку позволяет преодолеть формализм в нравственном воспитании будущего специалиста.

Значимость данной установки следует из объективности такого общепедагогического закона и соответствующей ему закономерности, как необходимости согласованности действий и мировоззренческих установок всех социальных акторов, влияющих на формирование сознания и опыта деятельности обучаемых. Фактически данный закон требует от общества, образовательных учреждений как единой системы, организаций и учреждений профессиональной деятельности, с одной стороны, единства требований к обучаемым, а с другой, — собственное соответствие данным требованиям. То есть, если общество рассчитывает на высоко нравственных медицинских работников, то оно должно не только выдвигать подобное требование, но и максимально соответствовать нравственным ценностям, а также содействовать в продвижении данной идеи. Безусловно, общество во всех его проявлениях далеко не однородно, не однозначно. Однако данная идеологическая установка рассматривается как идеал, то есть направление социального действия.

Согласно средовому подходу погружение обучаемых в профессиональную деятельность медицинского работника может способствовать повышению эффективности профессионального образования и воспитания будущего медика, однако успешность данного начинания определяется тем, насколько согласована деятельность учреждений здравоохранения, выступающих в качестве баз профессиональной практики студентов-медиков, с целевыми установками медицинского колледжа. В последнем случае речь идет о создании управляемой среды.

Также средовой подход позволяет привлечь общественные организации к содействию в профессиональном развитии и воспитании будущих медицинских работников. В данном случае речь идет о добровольческом и волонтерском движении. Поскольку участие студентов в данном виде деятельности строится на принципах свободы выбора, сознательности и инициативности, значимость получаемого опыта будущими медицинскими работниками возрастает, особенно на уровне формирования нравственно-профессиональных ценностей.

Использование образовательного потенциала среды способствует действенному и осознанному приобретению студентами-медиками опыта профессиональной социализации, что в конечном счете выступает основой формирования у обучаемых нравственно-профессиональных ценностей.

Философия воспитательной деятельности Липецкого медицинского колледжа основана на идее интеграции, комплексирования, с одной стороны, обучения и воспитания, с другой, — развития, социализации и образования личности будущего специалиста.

Социально-педагогическое партнерство реализуется посредством привлечения к процессу формирования нравственно-профессиональных ценностей будущего медицинского работника социально-педагогических партнеров – учреждений здравоохранения и общественных организаций. Также это реализуется в формах волонтерства и добровольчества.

Волонтерство – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Таким образом, формирование нравственно-профессиональных ценностей студентов представляет собой универсальный педагогический комплекс, повышающий эффективность нравственного воспитания будущих медицинских работников. Система нравственного воспитания будущего медицинского работника задействует различные уровни культурно-образовательной среды образовательного учреждения, а также реализует потенциал социального партнерства за счет вовлечения обучаемых в волонтерскую и добровольческую деятельность.

 

>>>Скачать все материалы публикации