Автор: Решетникова Елена Петровна Дата публикации: 02.10.2019 |
Подростковый возраст — это возраст серьезного кризиса, затрагивающего физиологическое и психическое здоровье ребенка. Данный кризис напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость [1, с. 22].
В этот период, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности. В период становления характера, его типологические особенности выявляются очень ярко, что обуславливает появление акцентуаций характера. Зачастую данные преобразования выражаются в повышенной конфликтности, агрессивности и неуравновешенности подростков.
Подростковый возраст — это, в первую очередь, возрастной период перехода от детства к взрослости, и именно поэтому данный период называют переходным возрастом. В современной возрастной и педагогической психологии нет единства мнений исследователей о границах подросткового возраста и однозначности используемой терминологии. В современном мире длительность подросткового периода и характер его протекания существенно различаются в зависимости от социально-психологических особенностей культурной среды [2, с.350].
Наряду с социально-исторических и социокультурных существуют значительные гендерные и индивидуальные различия в границах, которые могут быть определены лишь в каждом отдельном случае с учетом культурно-исторических особенностей социальной среды, пола, биологических и индивидуальных характеристик подростка.
Главной особенностью подросткового возраста являются обусловленные сущностью этапа — перехода от детства к взрослости. Поскольку любые качественные преобразования всегда нарушают стабильность объекта или явления, которое они затрагивают, подростковый возраст «относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов». При этом происходящие трансформации являются настолько значительными, что подростковый возраст, как правило, считается одним из самых сложных и важных жизненных этапов, «трудным возрастом», прежде всего, трудным для самого подростка [3, с. 84].
Таким образом, следует учитывать, что в сложный возрастной кризис подросткового периода как этапа перехода от детства к взрослости происходит становление личности человека, и в это время подросток крайне чувствителен к внешним воздействиям, в особенности затрагивающим его самооценку, положение в обществе и направленность.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков. Понятие девиантное поведение подростков можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания подростков. Следовательно, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи семья — ребенок, школа, колледж — ребенок способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм [3, с. 120].
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи. Система профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества.
Она должна характеризоваться:
а) сочетанием государственных и общественных начал, сил и ресурсов в этой деятельности;
б) сочетанием четырех задач: воздействие на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;
в) специализацией информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
г) распределением функций между отдельными участниками профилактической деятельности;
д) определением сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи и собственно профилактики, включая правовые ее формы;
е) переходом в случае необходимости от преимущественно общевоспитательных к правовым мерам воздействия, обеспечения достаточности и своевременности этого воздействия.
В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.
Учитывая особую актуальность проблемы профилактики девиантного поведения подростков, нами было организованно и проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение особенностей девиантного поведения подростков учреждения среднего профессионального образования, а также разработка программы профилактики девиантного поведения. В исследовании была использована методика диагностики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) (А.Н. Орел) и авторская анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одногруппниками».
Проанализировав результаты диагностического обследования и анкетирования мы пришли к выводу, что психологическая атмосфера в семье подростков и в группах, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения. Нами было установлено, что у подростков выявлена предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем, склонность к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских, агрессивных тенденциях. Несмотря на это, подростки, имеющие склонность к девиантному поведению, активно взаимодействуют с одногруппниками, что говорит о стремлении к лидерству и повышению своей самооценки и собственной значимости.
Профилактика девиантного поведения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Психолого-педагогическое предупреждение — это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии подростков.
С целью профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте в учреждениях среднего профессионального образования, нами была разработана программа психокоррекционных занятий, которая предназначена для работы с подростками в возрасте 15-16 лет, с целью психологической профилактики девиантного поведения. Данная программа представляет собой, психокоррекционные групповые занятия для подростков (8 занятий, длительность 1 занятия – 1,5 часа). Целью программы, является: создание в среднем профессиональном образовательном учебном заведении условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для обучающегося пространство, где ему хорошо и интересно; коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к учебному заведению; сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни подростков; предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у обучающихся или группы; содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Программа включает в себя необходимый объем знаний об общепринятых нормах поведения человека для сохранения и укрепления здоровья, включая меры профилактики девиантного поведения. В ней содержится материал, направленный на развитие умений несовершеннолетними оказать помощь в трудную минуту, привитие санитарно-гигиенической культуры, культуры общения, поведения, культуры межличностных отношений. Программа способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу подростка. Эффективность программы была проверена экспериментальным путем, в ходе которого наблюдалась минимизация основных форм и видов девиантного поведения подростков.
Список литературы:
- Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Эксмо-Пресс, 2010. — 1008 с. — (Мир психологии).
- Сластенин, В.А.Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2010. — 480 с. — (Высшее профессиональное образование). — Доп. УМО.
- Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник / И. В. Шаповаленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 567 с. — (Бакалавр. Базовый курс).
>>>Скачать все материалы публикации