Структурные и педагогические особенности кадетского коллектива

 

Автор: Каменских Елена Павловна
Должность: Воспитатель учебного курса
Тип: Статья
Тема: «Структурные и педагогические особенности кадетского коллектива»

Дата публикации: 14.10.2019

Коллектив представляет собой группу людей, связанных друг с другом общей деятельностью и отношениями взаимной ответственности. [1, с. 323] Кадетский коллектив является сложной социально-педагогической системой, состоящей из разных структурных и педагогических элементов, как правило, разделяемых на формальные и неформальные.

Неформальные структурные элементы возникают уже с первых контактов между воспитанниками и развиваются сообразно их деятельности и целям. Уже с первых часов наблюдения за группой выделяются различные социальные позиции воспитанников. Так, проявляются лидерские качества потенциального актива будущего коллектива, устанавливаются принятые и непринятые социальные субъекты. Помимо этого, могут демонстрироваться иные качества воспитанников, определяющих их внутригрупповую роль: «защитник», «клоун», «звезда», «активист» и др. На этом же этапе формируется внутригрупповая и микрогрупповая культура (образ поведения, негласные нормы, прозвища, привычки).

Наиболее заметными особенностями обладает формальная структура кадетского коллектива. Воспитанник, который попадает в кадетскую среду сталкивается с новым для него образом жизнедеятельности, в том числе определяемым регламентом и строгой субординацией. В отличие от предыдущих коллективов, в которых воспитанник мог ранее состоять, формальная структура кадетского коллектива выстраивается на тех же правилах субординации и подчинения (командир группы, командир отделения и т.д.), более строгой, чем в школьном классе или спортивной команде (капитан, староста). Таким образом, особенностью является процесс восприятия коллективом своей формальной структуры. Регламент и субординация обязывают воспитанников принимать своих командиров и воспитателей независимо от личного отношения к ним. Эту особенность необходимо своевременно установить и грамотно использовать в педагогических целях.

Так, установление формальной структуры возможно рассматривать в двух проекциях: формализация неформальной структуры коллектива (неформальные лидеры официально становятся командирами групп и отделений), коррекция межличностных отношений в неформальной среде, если образ поведения группы является девиантным, а поведение «отверженных» соответствует общепринятым нормам и педагогическим интересам. В этом случае наделение таких субъектов формальным статусом укрепляет их авторитет и уравнивает их неформальный статус. Вместе с тем, использовать такие методы возможно только в изученной педагогической ситуации, в противном случае, формализация «отверженных» может повредить нормализации отношений в коллективе и потере доверия к воспитателю.

При воспитательном воздействии на личность через коллектив необходимо учитывать отношение воспитанника к нему. Так и наоборот, личность может оказывать влияние на коллектив, только имея авторитет в этом коллективе (неформальный или формальный). Помимо этого, воспитателю следует устанавливать микрогруппы (первичные коллективы). Первичный коллектив – это самостоятельный элемент коллектива, микроколлектив, где сходятся все дружеские, личные, деловые интересы воспитанника. Именно первичный коллектив способен «прикоснуться» к личности обучаемого. [2, с. 154]

Наиболее эффективные педагогические отношения возможны в том случае, если формальная структура коллектива построена на основе неформальной. Изначальный неформальный лидер становится официальным командиром, микрогруппы становятся отделениями, а их лидеры – командирами. В таком случае педагогу гораздо проще оказывать воспитательное воздействие, так как элементы педагогического коллектива в этом случае совпадают с административными элементами формальной структуры группы.

Следующей педагогической особенностью кадетского коллектива является педагогическое участие административных внутригрупповых элементов. Педагогический коллектив, как правило, объединяет воспитателей, административный аппарат школы, родителей и психологов образовательной организации. [Там же, с. 155] Вместе с тем, кадетское образование предполагает значительное участие в достижении педагогических целей самого коллектива, в лице его административных единиц (командиров). В этом случае, мы можем говорить, что командиры групп являются ретрансляторами воспитательного воздействия со стороны педагогического коллектива, что, в какой-то степени, включает их в этот коллектив.

Вместе с тем, элементы педагогической структуры могут не совпадать с элементами формальной. При такой организации коллектива в группе остаются неформальные лидеры, чья активность оказывает ориентирующее влияние на остальных членов групп, создает самостоятельные системы ценностей и установок в коллективе. В случае невозможности формализации неформальных лидеров в устоявшейся группе педагогу следует рассматривать их в качестве элементов педагогической структуры, так как они также являются проводниками идей и требований воспитателя.

Педагогу следует грамотно использовать внутренние воспитательные возможности коллектива, что требует от него постоянного и актуального изучения своих воспитанников и их деятельности. Работа воспитателя должна прослеживаться от момента зарождения группы и на протяжении всего пути ее развития. Так, педагог должен грамотно составить формальную структуру коллектива, коллерирующую с неформальной. Установить первичные коллективы и ориентировать их лидеров на конструктивное взаимодействия. Для достижения всего этого, педагогу в первую очередь требуется достичь устойчивых доверительных отношений, как в группе, так и, прежде всего, с командирами.

Таким образом, основными особенностями кадетского коллектива являются строгая организованность формальной структуры группы, а также непосредственное включение административных элементов коллектива в воспитательный процесс.

Список литературы:

  1. Профессиональная педагогика. В 2 ч. Часть 2: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В. И. Блинова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 353 с. — Серия: Образовательный процесс.
  2. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 377 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.

 

 >>>Скачать все материалы публикации