Интерактивные методы обучения в учреждениях среднего профессионального образования

 

Автор: Костецкая Людмила Федоровна
Должность: Преподаватель
Тип: Статья
Тема: «Интерактивные  методы  обучения  в учреждениях среднего профессионального образования»

Дата публикации: 23.10.2019

В  условиях современного социально-экономического развития России система среднего профессионального образования становится все более востребованной. А с развитием технологий требования работодателей к выпускникам СПО  только повышаются. Поэтому ведущим мотивирующим фактором должно являться формирование желания у студентов выполнять профессиональные задачи. Профессионализм должен быть основой развития общества и экономических отношений. У некоторых студентов заинтересованность в деятельности по  избранной профессии достаточно низкая. К причинам можно отнести недостаток навыков в самообразовании и саморазвитии. Очень важно создавать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Чтобы каждый студент  получил возможность поверить в себя, осознал свои способности, почувствовал желание учиться и развиваться. Поэтому обучение должно стать более эффективным для формирования профессиональной мотивации и понимания развития рыночных отношений. Выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных условиях, воспринимать и анализировать процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к  ним, работать в команде. Пути решения поставленных задач находятся в инновационных технологиях организации учебного процесса.

Современный специалист должен знать современную экономику. Для серьезного изучения экономических вопросов необходимо представить роль экономической науки в  реальной жизни, правила поведения в различных ситуациях связанных с финансовыми институтами. Дисциплины «Экономика», «Основы финансовой грамотности», «Основы предпринимательской деятельности», являются частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Гостиничный сервис», «Туризм», «Коммерция (по отраслям)».  Изучая эти дисциплины, студенты приобретают необходимые знания и навыки, общие и профессиональные компетенции.

В соответствии с задачами стратегии развития среднего профессионального образования и содержания дисциплин используются практико-ориентированные  формы обучения, игровые технологии.

Данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, которая помогает  оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В практико – ориентированном учебном процессе не только применяется жизненный опыт, имеющийся у студентов, но и приобретается новый опыт, позволяющий формировать их профессиональное сознание, необходимые умения и навыки.

На практических занятиях по дисциплине «Основы финансовой грамотности» студенты разбирают практико-ориентированные задания, например:

Выявляют основные источники бюджета семьи,  анализируют доходы и расходы.  Затем устанавливают оценку бюджета за несколько месяцев.

Заполняют бланк договора банковского вклада. Анализируют права и обязанности сторон, процентные ставки, форс — мажорные обстоятельства, сроки договора и порядок рассмотрения споров.

Определяют суммы погашения кредита с учетом процентов. Делают выводы о целесообразности заемных средств на  данных  условиях.

Производят расчет налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Формируют общую сумму НДФЛ с учетом налоговых вычетов.

Модернизация образования требует от преподавателя владения современными педагогическими технологиями. Быстрое развитие техники и расширение ее функциональности позволяют использовать компьютеры в учебном процессе.

Лекция остается ведущей формой организации учебного процесса в нашем колледже. Но необходимо учитывать значительно возросшую информированность молодежи, обилие источников и каналов информации. Но в любом случае представление учебного материала является необходимой частью учебного процесса. В настоящее время необходимо создавать мультимедийные презентации к лекционным занятиям. Используя не традиционные, а мультимедийные лекции по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» убеждаюсь в значительных преимуществах для преподавателя. Это, в частности:

— возможность быстрой коррекции материала в соответствии современными данными;

— постоянный контакт преподавателя с аудиторией.

Для студентов мультимедийные лекции также удобны:

— сложные термины и понятия воспринимаются не только на слух, но и визуально;

— логичность и наглядность информации способствуют лучшему усвоению;

— преподаватель воспринимается как современный человек, который стремится разнообразить учебный процесс .

В процессе обучения необходимо обеспечить формирование у студентов навыков публичных выступлений и создания презентаций. Самостоятельная подготовка обучающимися сообщений в сопровождении презентаций на тему: « Финансовый контроль», «Экономическое содержание и место страхования в рыночных условиях», а также доклада на тему «Значение экономических отношений на туристическом рынке»  и выступление на студенческой конференции «Образование. Наука. Карьера» позволяют сделать выводы не только о навыках публичных выступлений, но и некоторых общих и профессиональных компетенций.

Информационно-компьютерные технологии позволяют добиваться высоких результатов обучения с помощью использования дидактических и технических средств.

Преимущества использования компьютера в обучении:

— расширяются возможности для получения новой информации -визуализация знаний ;

— повышается мотивация студентов к  обучению  (осуществление само- и взаимоконтроля знаний, решение ситуационных задач, работа в микрогруппах);

— вовлечение студентов в  учебный процесс, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности (подготовка презентаций и докладов на конференции и круглые столы).

Целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

— углублять и расширять профессиональные знания;

— воспитывать самостоятельность и ответственность;

— развивать познавательные способности будущих специалистов.

Методические рекомендации призваны оказать практическую помощь студентам в организации собственной деятельности при подготовке к практическим  и семинарским занятиям. В них даны рекомендации по изучению тем, входящих  в программу. Выполнение предлагаемых заданий по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций  по специальности « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». В результате самостоятельной работы студент должен научиться осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом,  с научной информацией, использовать самоорганизацию, а также развивать умение непрерывно повышать свою квалификацию.

Студенты могут быть активными участниками не только в процессе обучения,  но и к подготовке к комбинированным урокам. Так при подготовке к уроку по теме: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» были подготовлены сообщения по темам: «Юридическая ответственность предпринимателя», «Основные направления государственной поддержки по правовому обеспечению субъектов малого предпринимательства». Урок был не только познавательным и    увлекательным,  но и результативным. Студенты анализировали представленный материал, осуществляли взаимоконтроль и оценку результата. Таким образом, сочетание традиционных  и инновационных образовательных технологий  в учебном процессе способствует повышению познавательной активности обучающихся.

 

Список литературы

  1. Безрукова В.С. Педагогика : учебное пособие / для инженерно- педагогических институтов и индустриально- педагогических техникумов. Екатеринбург: Деловая книга, 2011. — 260 с.
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н.В. Борисова. — М.: ИЦПКПС, 2014. — 146 с.
  3. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л. Г. Семушкина, Н. Г. Ярошенко. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

 

 >>>Скачать все материалы публикации