Автор: Монарев Константин Игоревич Дата публикации: 28.10.2019 |
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы системы СПО, которые повсеместны в связи с реализацией компетентностно-ориентированных образовательных стандартов.
Известно, ФГОС позволяет усовершенствовать образовательные программы, сделать их более востребованными и технологичными для конкретного потребителя, для будущего работодателя в соответствие с перспективными и современными потребностями региона. Несмотря на это, есть проблемы, связанные с их реализацией. Во-первых, это трудности освоения и осознания такого многомерного конструкта, как профессиональная компетенция непосредственными участниками учебного процесса – студентами и преподавателями. Имеет место проблема выявления специфики профессиональных компетенций специалиста среднего звена. Это далеко не единственные проблемы, но наиболее острые в современных реалиях. Вряд ли можно надеяться, что ФГОС станет реальным рычагом повышения качества современного СПО без оптимального решения каждой из описанных проблем.
Ключевые слова: ФГОС, профессиональные компетенции, профессиональное образование.
«Нормы только тогда исполняются массами, когда они ими принимаются» Фридрих Август фон Хайек.
ФГОС обеспечивают: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждый стандарт включает следующие требования:
- требования к структуре основных образовательных программ;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Требования ФГОС СПО определяют организацию образовательного процесса на основе деятельностного подхода с целью формирования общих и профессиональных компетенций. На этом этапе возникают трудности внутреннего приятия профессиональных компетенций преподавателями СПО, которые определены тем, что для выстраивания соответствующего учебного процесса необходимо не только научное обсуждение сущности понятия компетенции, но и построения моделей для их реализации. «Общая проблема восприятия профессиональных компетенций – это скорее «профессиональная растерянность», когда старое, привычное заменяется на нечто новое и непонятное». И это верно, ведь ранее любая рабочая программа содержала в себе перечень вполне конкретных компонентов – знаний, умений и навыков (ЗУНов) будущих специалистов среднего звена, которые были весьма прозрачны и внятны для понимания всеми участниками учебного процесса. Возможно это было в результате того, что их достаточно было просто описать, организовать на их основе обучение и проверить результат их освоения.
Что же можно заметить в настоящем: вхождение системы СПО в пространство профессиональных компетенций сопровождается массовыми ощущениями «неопределенности», «размытости», «недосказанности». Как работать с профессиональными компетенциями, как их формировать и как оценивать до сих пор не вполне понятно участникам образовательного процесса. На повестку дня встает вопрос: как определить, что студент обладает именно профессиональной компетенцией, а не просто что-либо знает и умеет? По сей день продолжается профессиональная дискуссия на эту тему, причем дискуссия не внешняя, а внутренняя, которая может быть окончательно решена только в непосредственной связи с живым, реальным образовательным процессом. Руководители и педагоги СПО в принципе не прочь внедрять и осваивать новации и делают это, но им необходимо объяснение сути нового подхода и возможности его применения. Ведь предельно очевидно: преподаватель должен знать методы, содержательное наполнение и цель своей деятельности, а студент – понимать, чему и для чего он учится. Иначе вряд ли можно надеяться на повышение качества среднего профессионального образования. Что чаще происходит: педагоги продолжают работать по-старому, механически присоединяя к понятным знаниям, умениям и навыкам название компетенции, создавая при этом видимость освоения ФГОС.
Какие перспективы развития и готовы ли мы к переменам? Ответ заключается в необходимости повышения квалификации администрации и преподавательского состава в части изучения ФГОС по специальностям, реализуемым в СПО, а именно: требований ФГОС, его структуры, особенностей модульного подхода и т.п. Следует поставить задачу принятия педагогами изменения их традиционной роли, которые из «транслятора» знаний должны превратиться в менеджеров образовательного процесса, с соответствующим изменением взаимоотношений педагога и студента. Необходимо помочь педагогам осознать расширение своих полномочий в разработке содержания рабочих программ и их учебно-методического сопровождения.
Следующая проблема — это разработка фонда оценочных средств (ФОС), который представляет собой своеобразный банк заданий разной формы и достаточно объемный документ. Разрозненные материалы текущей аттестации в виде отдельных заданий оформляются в соответствии с положением о ФОС во вторую очередь. Здесь крайне необходимо систематизировать материал и уделить особое внимание формированию материалов промежуточной и государственной итоговой аттестации по всем специальностям; разработать порядок организации образования по индивидуальному учебному плану, механизм прохождения всех видов практик, сдачи квалификационных экзаменов, освоения всех видов профессиональной деятельности в пределах образовательной программы. Необходима разработка учебно-методического сопровождения ФГОС в полном объеме с акцентом на организацию самостоятельной работы студентов, в том числе заочной формы обучения. На повестке дня обсуждение механизма оценивания общих компетенций. Возможен переход СПО на рейтинговую систему оценивания студентов для более адекватного отслеживания текущей и промежуточной успеваемости. Необходимо повысить мотивацию студентов, делая систему оценивания более гибкой и прозрачной, в том числе и выполнение самостоятельной работы в общем процессе оценивания.
Еще одной проблемой выступает материально-техническое оснащение библиотечного фонда учебниками и методическими пособиями, информационное обеспечение реализации учебных дисциплин СПО. Решение проблемы возможно с помощью активации работы по созданию электронных информационных ресурсов, которые обеспечат доступ к информационным справочным и поисковым системам, а также к профессиональным базам данных.
Еще одним направлением по формированию перспективных запросов на подготовку кадров со стороны работодателей является выявление потребностей в части подготовки специалистов, разъяснение работодателям структуры и требований ФГОС. С целью повышения конкурентоспособности выпускников СПО встает необходимость предложить студентам востребованные в регионе рабочие профессии. Для этого, в первую очередь, следует провести маркетинговые исследования запросов рынка труда, исходя из перечня рабочих профессий, включенных в ФГОС по специальностям, реализуемых в колледже; способствовать усовершенствованию системы дополнительного профессионального образования.
В заключение хотелось бы акцентировать внимание на том, что внутренние вопросы реализации ФГОС СПО далеко не охватывают рассмотренные нами проблемы. Варианты оптимального решения каждой из указанных и описанных проблем могут и должны стать предметом отдельного изучения. В противном случае вряд ли можно надеяться, что ФГОС станет реальным рычагом повышения качества современного СПО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бурмистрова А.В. Становление и развитие профессионально-педагогической компетентности педагога в условиях введения ФГОС // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. — № 2. — С.32–36.
- Кузнецов А.А. Еще раз о концепции образовательных стандартов // Профессиональное образование. 2018. — № 8. — С.32–36.
- Хасан Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: сборник статей. Красноярск, 2017.
- Шемет Б. И., Шемет О. В. Внутренние проблемы реализации ФГОС СПО // Образование и наука. 2016. № 1. — С.17–21.
- Эрганова Н.Е., Мугинова Г.Р. Возможности интегративно-технологических задач при реализации компетентностного подхода в профессиональном обучении // Образование и наука. 2016. — № 3, С.36–42.
>>>Скачать все материалы публикации