Автор: Карпцова Галина Анатольевна Дата публикации: 01.11.2019 |
В настоящее время нарушение слуха является одним из самых распространенных и трудно поддающихся лечению дефектов, серьезно осложняющих социальную и психологическую адаптацию человека в обществе.
В настоящее время, остаётся актуальной проблема профориентации инвалида по слуху, т.к. круг возможных специальностей значительно суживается за счет исключения профессий, требующих наличие слуха и постоянного контакта со слышащими людьми [1].
Включенное образование лиц с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения – это мировой процесс, в который вовлечены многие страны. За последние 10-15 лет, в России, сложилась система профессионального обучения, осуществляющая воспитание, реабилитацию и профессиональную подготовку лиц с особыми образовательными потребностями. Наиболее эффективно данная система функционирует на уровнях начального и среднего профессионального обучения, что обусловлено более длительной историей становления, накоплением богатого опыта работы, а также тем, что политика государства долгие годы в отношении инвалидов была ориентирована на обучение их рабочим профессиям [3].
Сегодня, образовательная система требует изменения подходов к обучению студентов стеднеспециальных учебных заведений (СУЗов) со знаниево- ориентированного на личностно-ориентированный, когда во главу угла ставится личность обучаемого, её самобытность, самоценность. При этом субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования, усвоение знаний превращается в средство развития обучаемого, учитывающее его возможности и индивидуально- значимые ценности [2].
Анализ образовательной практики показывает, что личностно- ориентированный подход открывает преподавателям новые возможности при работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья по слуху, позволяя создавать комфортную среду обучения- посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремиться к общению со сверстниками и окружающими его людьми. Создание комфортной среды для студентов с нарушением слуха особенно актуально, так как они имеют ряд особенностей психофизиологии и восприятия информации: пониженный общекультурный уровень; низкая активность; стремление к локальности и автономности. При этом наблюдается как комплекс неуверенности в себе, так и элементы завышенной самооценки. Такие студенты воспринимает только образ, а не само слово, имеет ограниченный словарный запас, искажает звуки, иногда неправильно понимает слова. При этом невозможно предугадать, что вызовет затруднения в понимании [2].
Следовательно, подготовка обучающихся с ограничениями слуха предъявляет дополнительные требования к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса
ЦМК лабораторной диагностики ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж», изучив опыте работы Ульяновского фармацевтического колледжа, внедряет технологии личностно- ориентированного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Преподавателями накоплен определённый опыт обучения слабослышащих и глухих студентов.
Сформулируем основные методические и организационные принципы, лежащие в основе преподавания профессиональных дисциплин по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика (в свете личностно- ориентированного подхода к студентам с ограниченными возможностями здоровья по слуху):
— студенты- инвалиды по слуху (1-2 человека) обучаются в группе слышащих; число студентов в подгруппе, при проведении практического занятия не более 6-8 человек;
— необходим постоянный контакт обучаемых с высококвалифицированным сурдопереводчиком, который владеет информацией об особенностях каждого студента и может помочь преподавателю в выборе форм и методов работы с ними помогает свести к минимуму потери учебной информации;
— обязателен индивидуальный подход к обучению каждого- поскольку имеется разброс в знаниях, способностях и умениях, преподаватель “нагружает” каждого студента в соответствии с его возможностями;
— соблюдается принцип постепенности — материал дается более мелкими порциями, чем для слышащих студентов;
— так как неслышащие студенты хорошо воспринимают блок- схемы алгоритмов, таблицы, графики, содержательные рисунки и т.д, плохо — чисто абстрактные объяснения, используются преимущественно визуальные (образные) формы подачи материала (мультимедийное сопровождение лекций, коллекции макро- и микропрепаратов и т.д.);
— необходима повторяемость- рассмотренные ранее приемы и методы периодически используются для решения более крупных ситуационных задач;
— обязательна самостоятельная аудиторная работа по закреплению пройденного материала (так как давать новый материал на самостоятельную проработку таким студентам нецелесообразно);
— гибкий подход к расписанию занятий- с учетом психофизических особенностей студентов (быстрая утомляемость через 2-3 часа активной работы).
В свете вышеперечисленного, в ходе учебного- реабилитационного процесса с такими студентами преподаватель должен:
— в зависимости от ситуации использовать все возможные методы коммуникации;
— повторять или перефразировать вопросы студентов перед ответом;
— стоять перед группой и говорить в умеренном темпе;
— поощрять коммуникацию студента с потерей слуха;
— обеспечивать студентов учебно-методическими материалами, такими как программа и план занятия;
— предоставлять студентам возможность письменного ответа вместо устного.
Анализ проведённой работы показывает, что достичь необходимой результативности образовательного процесса при обучении студентов-инвалидов по слуху в среднем специальном учебном заведении позволяет внедрение перечисленных принципов организации учебного процесса, а также применение технологии личностно- ориентированного обучения.
Список литературы:
- Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. — С.302
- Кальгин Ю.А. Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе // Вестник МГЛУ. 2010. № 595. С. 138-151.
- Самсонова, Е. В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / Е. В. Самсонова, Т. П. Дмитриева, Т. Ю. Хотылева. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 36 с.
>>>Скачать все материалы публикации