Автор: Витязева Оксана Валерьевна Дата публикации: 02.11.2019 |
В исследованиях ученых, занимающихся вопросами учебной деятельности (Ворнцова А.Б., Цукерман Г.А.), выделяются этапы контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, в которых полный цикл данной деятельности представлен следующими действиями:
– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);
– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
– создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);
– сопоставление полученных данных с образцом;
– характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;
– составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;
– сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.
Таким образом, контрольно-оценочная самостоятельность учащихся является основой их умения учиться, она выступает и условием дополнительных волевых усилий учащихся к улучшению своих результатов.
Данные положения в течение ряда лет являются основой моей работы по развитию деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке.
В работах данных авторов представлены и приемы формирования действий контроля и оценки учащихся. В своей практике я активно их использую, адаптировав на содержание своего предмета.
Таблица 1
«Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной и внеурочной деятельности»
Приемы по формированию самоконтроля и самооценки | Обоснование выбора приема | Результативность применения |
Прием обсуждения кодификатора проверяемых умений по теме и критериев их оценки | Обсуждении кодификатора проверяемых умений по теме дает возможность при начале ее изучения понять ученикам, каких результатов они могут достичь к концу. Разбивка умений по действиям позволяет учащимся понять структуру деятельности и при их освоении видеть свои недопонимания. На основе кодификатора умений можно и нужно выработать совместно с учащимися критерии оценки сформированности умения. На основе кодификатора умений органично осуществляется введение такого средства контрольно-оценочной деятельности как «карта предметных результатов». | Учащиеся понимают цели своего обучения по предмету на определенные периоды.
Учащиеся учатся критериальному оцениванию. Формируется пооперационный контроль: выполняя задание учащиеся руководствуются алгоритмом действий и имеют возможность контролировать правильность выполнения операций. При сложности выполнения задания учащиеся начинают понимать, что причина неудач в невладении «вообще», а неосвоении отдельных действий; непонимании каких-либо связей. Отметка начинает пониматься ими как индикатор освоения предметных умений, вырабатываются и согласуются единые подходы к выставлению отметок. |
Прием «умные вопросы» | Умение задавать вопросы по местам «дефицита» своих знаний и пониманий. | Учащиеся учатся анализировать свое продвижение в новой теме и при возникновении недопониманий сформулировать и задать вопрос учителю. |
Прием «составления задачи по уравнению реакции и т.п.» | Включает ученика в анализ решения и обратному действию: что получилось – то необходимо было в задаче найти, что осталось было известно. | Учатся анализировать текст задачи, связи между известными и неизвестными в задаче элементами. |
Прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»). | Позволяет включить учащихся в деятельность по выделению классов задач решаемых определенным способом. | Учатся различать задачи по способу их решения. |
Прием создания учащимися заданий для проверки (в том числе, с «ловуш-ками») под критерии: составление расчетных задач для одноклас-сников, используя пройденный материал. | При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время содержала в себе некоторую трудность, т.е. требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний, полученных по другим предметам. | При такой работе ученику необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет пересматривать каждое из своих действий, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать ее по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи. |
Прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (при решении отдельных заданий). | Данный прием формирует у обучающегося умения осознанно определять собственное знание / незнание (умение / неумение). Основанием для самооценки выступает образец выполнения работы. Идет фиксация в карте предметных результатов владения тем или иным умением. | Учатся совершать пооперационный контроль. |
Прием самооценки проверочной работы по кодификатору умений и критериям на основе образца правильного выполнения работы. | Данный прием используется при формирующем оценивании.
После проведения проверочной ученикам представляется правильный вариант выполнения. Их задача проверить и выявить свои ошибки. В данном случае отметка за работу может не выставляться, т.к. основная задача в данном случает это анализ учеником своих ошибок. |
Способность обучающихся характеризовать свои ошибки, выстраивать версии о причинах допущенных ошибок. |
Прием, связанный с выбором заданий для проверочной работы. | Дифференцированный подход в подборе заданий: обязательные задания – базовый уровень; дополнительные задания – повышенный уровень. | Ученик сам (добровольно) выбирает уровень сложности задания, ориентируясь на свои знания, оценивая свои знания. Данный прием применяется в конце изучения раздела или главы, когда отработаны все типовые задачи. |
Прием анализа своих ошибок. | Данный прием позволяет включить учащихся в работу по анализу своих реальных ошибок
Модель задания: Ты допустил ошибки в составлении уравнения реакции …………………….. Чтобы не повторять этих ошибок по тем же причинам, поработай над ними и выясни в чем причина ошибки (для этого проанализируй свои действия); как надо действовать, чтобы избежать ошибки. Реши похожую задачу, получилось ли правильно действовать? |
Учащиеся учатся видеть ошибки и находить причины их совершения (неправильно понимаемый способ действия, неправильные связи между понятиями), а также делать выводы о том, как надо действовать (способов действия и рассуждения), чтобы избежать их в дальнейшем.
Учащийся осваивает диагностико-коррекционный способ работы над ошибками. |
Данные приемы позволяют организовать работу по развитию контрольно-оценочных действий учащихся на уроках разных типов: по изучению нового материала, отработки умений и работы над ошибками. Системное их использование позволяет формировать в учащихся такие важные качества личности, как ответственность за учение, самостоятельность (в том числе учебную самостоятельность), волевые усилия и инициативность.
>>>Скачать все материалы публикации