Автор: Романчева Елена Владимировна Дата публикации: 02.11.2019 |
Что такое критическое мышление? Этот вопрос задают многие педагоги, экспериментирующие с новыми педагогическими подходами. В их числе была и я, когда пришла работать в педагогический колледж. Я понимала, что мы готовим будущих учителей – профессионалов, которые должны обладать способностью думать, вести дискуссию, иметь свою точку зрения, умело ее аргументировать, лаконично и емко излагать свои мысли, обладать высокой речевой и информационной культурой, ориентироваться в информационном потоке, уметь анализировать информацию, находить обобщения и выводы, искать возможные варианты решения проблемы и выбирать наиболее правильные.
К большому сожалению, большинству современных студентов сложно выделить главную и второстепенную информацию, они не могут систематизировать и обобщить материал. Также у них не развита способность к анализу и синтезу.
В этих условиях практическую значимость приобретают технологии, методы и формы работы, позволяющие наглядно и максимально доступно представлять информацию, направленные на стимулирование познавательной активности обучающихся, формирования умений логической обработки и структурирования учебного материала, навыков критического мышления.
ФГОС СПО ориентирует на активное внедрение в учебно-образовательный процесс активных форм организации деятельности студентов. Педагогу важно выбрать такие технологии, методы, приемы формы организации, которые будут наиболее эффективны. А что значит эффективные? То есть позволяющие достигать стабильно высоких результатов обучения, воспитания, развития за счет усовершенствования имеющихся ресурсов и оптимальной организации деятельности студентов с точки зрения затрат времени, усилий, средств.
Поэтому формирование критического мышления приобретает особую значимость.
Дать определение понятию «критическое мышление» непросто. В литературе можно встретить много определений. Слово «критика» происходит от двух греческих слов «искусство судить» и «средство для суждения». В русском языке слово « критика» определяется как: 1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо, с целью дать оценку.2) отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков.3) исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо.
Можно сделать вывод, что «критика» — это исследование, обсуждение, суждение, проверка и оценка, отрицание содержания, выделение недостатков, признание достоинств.
Д. Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление следующим образом: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью [4]. С ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (К Мередит. Д. Стил, Ч. Темпл, С.Уолтер и др), так и в России ( М.В.Кларин., С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др) и под критическим мышление понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и педагога.
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения, она является общепедагогической, надпредметной.
Изучив множество приемов этой технологии, я выделила для себя несколько, которые активно применяю на уроках педагогики:
В процессе реализации фазы вызова я использую прием «мозговой штурм» в группах численностью 5-7 человек. На первом этапе создается банк идей, обсуждаются возможные решения проблемы, принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Также, считаю, на стадии вызова целесообразно использовать прием «верные-неверные» утверждения. Преподаватель заранее готовит ряд утверждений, часть из которых не является верными. Учащиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на имеющиеся знания по теме. Данный прием позволяет актуализировать имеющиеся знания у учащихся, формировать личную заинтересованность в получении знаний.
Изучение любого предмета начинается с основных понятий и биографий основоположников науки. При знакомстве с жизнью и творчеством известных личностей – педагогов, эта игра доказала свою эффективность. Иногда домашнее задание состоит в том, чтобы подготовить сообщение о педагогах, использую электронные и бумажные носители. Выполняя задание студент обязательно проверит, в чем он оказался прав, выдвигая предположения на занятии. А можно на стадии рефлексии возвратиться к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными, а какие нет.
На этапе осмысления актуальным считаю такой прием, как чтение текста с маркировкой по методу insert. Во время чтения текста студенты делают определенные пометки на полях. Считаю его очень эффективным, когда нужно проработать большой объем теоретического материала.
На третьем этапе осуществляется выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. При этом студенты могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным педагогом. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. На данном этапе учебного занятия часто применяю такой прием, как составление кластера, что, во-первых, способствует систематизации полученной информации, а во-вторых, развивает творческие способности учащихся.
Среди эффективных приемов восприятия, осмысления и передачи знаний можно также назвать двухчастный дневник, зигзаг, концептуальную таблицу, чтение с остановками. Обобщать помогают приемы синквейна, даймонда, перекрестной дискуссии.
Исключительно эффективны читательские семинары, широко используются продвинутые лекции, на которых студенты участвуют в выдвижении ее целей и отборе содержания, конференции в интерактивном режиме.
Особую роль играют «графические организаторы» — способы фиксации и систематизации информации, кодирования ее в схемы, рисунки, таблицы. Они помогают усвоению, пониманию, сохранению знаний в символах, образах, алгоритме. Студент учится не только формулировать «толстые» (проблемные) и «тонкие» (конкретные) вопросы, выделять главное, обобщать и делать оригинальные логические выводы, но и приобретает коммуникативные умения, опыт работы в команде, группе, учится решать комплексные профессиональные задачи.
Применение технологии развития критического мышления на уроках педагогики, частных методик способствует не только лучшему восприятию новой информации, развитию умственной активности, но и положительно сказывается на мотивации студентов к учебной деятельности. Не только познавательная самостоятельность, творческая активность, потребность в философских и дидактических обобщениях становятся доступны студенту в процессе освоения технологии критического мышления, но и понимание, что профессиональное становление неразрывно связано с личностным ростом, воспитанием и самовоспитанием молодого человека. Развитое критическое мышление, опыт поисковой деятельности, владение диалогом позволяет студенту ощущать себя образованным, интеллигентным, умным человеком с добрым сердцем, умеющим эффективно и творчески учиться.
Список литературы:
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.- метод. пособие. М.: Мирос, 2012. – с. 57-89.
- Ивунина Е.Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. — 2009. — №11. – с. 170-174.
- Современные образовательные технологии: / под ред. Н. В. Бордовской. – М. : КНОРУС, 2012. – 432 с.
- Халперн Д.А. Психология критического мышления.— СПб.: Питер, 2010.– с. 22-34.
>>>Скачать все материалы публикации