Автор: Бердников Евгений Александрович Дата публикации: 02.11.2019 |
Одним из важнейших факторов, определяющих способность эффективного решения поставленных учебных и внеучебных задач является дисциплина. Ее укрепление и поддержание выступает первостепенным в деятельности педагога. Значение дисциплины определяется требованиями социализации личности в различных сферах жизнедеятельности людей.
Дисциплина представляет собой определенный порядок поведения воспитанников, отвечающий требованиям законодательства, внутреннего регламента, а также духовно-нравственных норм. Такой порядок позволяет педагогу добиться максимальной отдачи от воспитуемых в выполнении определенных им задач, но, вместе с тем, обязывает самого воспитателя уделять непрерывное внимание дисциплинированности каждого воспитанника и коллектива в целом.
Степень дисциплинированности воспитанников детерминируется соотношением категорий подчинения и свободы. Так, воспитателю следует добиться целостного понимания того, что дисциплина призвана не столько ограничить рамки поведения воспитанников, сколько защитить границы личной свободы каждого кадета, организовать ее деятельность в целях собственного развития и обучения.
Основным результатом воспитательной работы педагога, направленнной на формирование дисциплинированности воспитуемых, будет являться сознательность в выполнении последними дисциплинарных требований. Сознательность предполагает понимание социальной значимости этих требований и их добровольное выполнение, а также исполнение распоряжений воспитателя и соблюдение традиций и коллективных норм.
Среди прочих методов воспитания дисциплинированности следует выделить следующие: разъяснение правил поведения, моральную и правовую оценку деятельности воспитанников, личный пример, дисциплинарное воздействие и поощрения.
В достижении сознательности выполнения требований установленного порядка поведения, как уже указывалось выше, первостепенное значение имеет понимание этих требований воспитанниками. Целостного и правильного понимания правил поведения возможно достичь в ходе их разъяснения педагогом. Для этого воспитателю следует как можно чаще проводить тематические беседы, собрания, классные часы и подведение итогов, на которых необходимо подробно разбирать определенные воспитанникам правила поведения и их значимость в достижении результатов совместной деятельности.
Помимо разъяснения правил поведения на указанных мероприятиях следует совместно с воспитанниками рассматривать с правовой и моральной сторон поступки своих товарищей. Особенностями проведения публичного обсуждения является анализ и оценка не личности, а конкретно совершенного воспитанником поступка. В ходе обсуждения также недопустимы негативная оценка самого воспитанника, как со стороны педагога, так и со стороны коллектива, резкие, обидные выражения, публичная оценка деятельности командиров и старост. В ходе завершения обсуждения педагогу необходимо обязательно отметить положительные качества личности воспитанника, допустившего проступок, а также указать на общественную экспектацию его безоговорочного исправления.
Важное воспитательное значение оказывает личный пример педагога. Практически невозможно добиться сознательного выполнения правил поведения в том случае, когда воспитатель сам является субъектом нарушений требований дисциплины труда, духовно-нравственных норм и правил этикета. Поэтому воспитателю требуется уделять особое внимание на собственное поведение. Пример педагога должен быть не столько навязчивым, сколько заразительным. Привитие соблюдаемых воспитателем норм должно репродуцироваться воспитуемыми без лишнего воздействия и давления, происходить в свободной и непринужденной обстановке.
Меры дисциплинарного воздействия и поощрения являются соответственными формами методов воспитания: принуждения и убеждения. Наиболее эффективное воспитательное значение указанные меры имеют в том случае, если они применяются в комплексе. Такие формы позволяют наглядно демонстрировать социальное отношение к поступкам воспитанников в положительном или негативном ключе. Так, воспитателю следует стремится к формированию не материальной, а социальной значимости лишений и поощрений. Применение к воспитаннику мер дисциплинарного воздействия должно вызвать у него стыд, желание реабилитироваться в глазах товарищей, а поощрения должны стимулировать здоровую гордость обучаемого за результаты своей деятельности, обеспечивать социальное признание его поступков.
Таким образом, дисциплина представляет собой социально значимый порядок поведения, установленный в целях организации максимально эффективной деятельности обучаемых в урочное и внеурочное время. В процессе воспитания дисциплинированности значительную роль играет деятельность педагога, его личный пример, умение объективно оценивать и конструктивно критиковать поступки воспитанников, а также грамотно применять меры дисциплинарного воздействия и поощрения.
>>>Скачать все материалы публикации