Автор: Карасева Алена Викторовна Дата публикации: 02.11.2019 |
Аннотация. В статье рассматривается организация инклюзивного процесса на занятиях плаванием с детьми с расстройствами аутистического спектра. Предлагается один из вариантов проведения занятия плаванием.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, социализация, ограниченные возможности здоровья, дошкольники с РАС.
Комплексная педагогическая работа с аутичными детьми включает в себя педагогическую коррекцию, развитие речи, общей и тонкой моторики, коммуникативных навыков и обучение социальному взаимодействию, развитие физических качеств.
В коррекции недостатков физического развития и нарушений моторики большое значение принадлежит формированию соответствующих возможностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) посредством адаптивного физического воспитания. Важное значение приобретает коррекция особенностей развития детей с отклонениями в состоянии здоровья посредством занятий определенными видами спорта, например, плаванием.
Обучение плаванию детей с РАС является одним из эффективных оздоровительных средств и безмедикаментозной реабилитации, существенно повышает физическое, умственное и психическое развитие ребенка, поднимает социальный статус ребенка, адаптируя к современным требованиям общества. Отмечается и закаливающее воздействие водных процедур и занятий плаванием, которые приводят к укреплению здоровья и росту работоспособности, а сочетание закаливания с физическими упражнениями только усиливает положительный эффект [1].
Занятие плаванием и другие водные процедуры благоприятно способствуют не только физическому укреплению организма, но и улучшению эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что успешная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в коллективе позволяет ему полноценно и эффективно участвовать во всех жизненных процессах, происходящих в обществе[2].
Обучение плаванию приводит к более эффективному решению вопроса адаптации ребенка в обществе сверстников.
Инклюзивное образование – первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в её необходимость не только для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для самого образования в целом [2].
Организация инклюзивного образования в стенах нашего детского сада происходит поэтапно:
- Адаптация ребенка с РАС в своей группе.
- Включение ребенка-аутиста в режимные моменты в своей группе.
- Индивидуальные занятия с педагогами (психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, инструктором по плаванию).
- Адаптация ребенка с РАС в общеобразовательной группе.
- Включение ребенка-аутиста в режимные моменты общеобразовательной группы.
- Совместные занятия нормотипичных детей с ребенком с РАС внутри общеобразовательной группы.
Проходя все эти этапы, ребенок-аутист находится в сопровождении тьютора. Только после того, как ребенок-аутист успешно адаптируется среди нормотипичных детей и начинает проявлять интерес к сверстникам, мы организовываем инклюзивные занятия в бассейне. Одновременно в бассейне находятся 7-10 детей нормотипичных и один ребенок с РАС в сопровождении тьютора (в дальнейшем, когда ребенок-аутист научается самостоятельно выполнять упражнения по словесной инструкции и будет чувствовать себя комфортней и уверенней в воде среди сверстников, мы отказываемся от помощи тьютора).
Овладение плавательными умениями и навыками детьми с РАС происходит постепенно, от простого к сложному:
— привыкание к воде;
— ориентировка в пространстве;
— постепенное погружение в воду (до плеч, до подбородка и с головой);
— изучение работы рук при плавании (кроль на груди, брасс, кроль на спине);
— изучение работы ног при плавании (кроль на груди, брасс, кроль на спине);
— удерживание тела на поверхности воды (на груди, спине);
— обучение скольжению (на груди, спине);
— скольжение на груди, спине с работой ног как при плавании кролем;
— скольжение на груди, спине с работой руками и ногами как при плавании кролем на груди, спине с опорой;
— овладение техникой плавания кролем на груди и спине при помощи ног без поддерживающих устройств.
Исходя из нашего опыта работы, можно сделать вывод, что процесс овладения определенными плавательными умениями и навыками детьми-аутистами может занимать от 1-2 занятий до полугода, но может растянуться и на несколько лет.
Инклюзивные занятия в бассейне в основном строятся на основе игр и игровых упражнений, благодаря которым происходит максимально эффективное взаимодействие обычных детей и ребенка-аутиста.
Инклюзивное занятие в бассейне для детей старшей группы
Количество детей: 10 детей нормотипичных, 1 ребенок с РАС
Цель: Формирование плавательных навыков, создание эмоционально-положительного настроя и социализация детей с РАС.
Задачи:
- Приучать детей входить в воду самостоятельно, окунаться, не боясь брызг.
- Способствовать оздоровлению и закаливанию организма детей, укреплению общего физического состояния.
- Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним.
Оборудование: обручи, корзины с мечами, надувные игрушки, надувные круги, резиновый мяч.
Ход занятия
Основной вид движения | Содержание занятия | Методические указания |
Ходьба
Приседание
Ходьба
Ходьба
Ходьба
Бег
Ходьба вперед, назад
Ходьба Бег
Ориентировка в пространстве Ходьба под водой |
Вход в воду.
Стоя у поручня, присесть в воду до подбородка (3-4р).
Обычная ходьба по периметру бассейна.
Ходьба с высоким подниманием бедра, руки в стороны Ходьба на носках, руки вверх.
Ходьба на пятках, руки на поясе. Обычная ходьба по периметру бассейна
Основная часть
Игра «Карусели». Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Все вместе произносят: Еле-еле, еле-еле Закружились карусели, А потом, потом, потом- Все бегом, бегом, бегом! Дети бегут по кругу. Затем педагог произносит: «Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра! Дети останавливаются.
Игра «Пузырь». Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с педагогом произносят: Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой Да не лопайся. Дети отходят назад, не разрывая рук, делая большой круг. После слов педагога «Лопнул пузырь!» дети хлопнули в ладоши.
Игра «Передай мяч». Дети становятся в круг и передают мяч друг другу под водой
Игра «Собери мячи в корзину». Педагог берет две корзины с мечами (красного и желтого цвета) высыпает мячи в воду. Предлагает детям собрать мячи, сортируя по цвету.
Свободное плавание. В процессе свободного плавания с детьми проводится индивидуальная работа. Детям предлагаются различные игровые упражнения: Паровозик. Пройди в обруч.
Заключительная часть. Сбор игрушек. Выход из воды. |
Держаться за поручни, не толкаться.
Следить за тем, чтобы дети опускались в воду до подбородка. Следить за тем, чтобы дети держали спину ровно. Следим за правильностью выполнения ходьбы. Руки в стороны, бедро поднимаем выше. Руки прямые ладошки смотрят друг на друга
Выполнять движения в соответствии с текстом
Двигаться назад, вперед, держась за руки. Нельзя толкаться Следить за тем, чтобы мяч постоянно находился под водой
Следить за правильностью выполнения правил игры
Следим за правильностью выполнения упражнений
|
В процессе игр дети с РАС не только овладевают плавательными умениями и навыками, но и учатся взаимодействию с обычными детьми, копируя поведение, взаимодействия, движения и даже мимику обычных детей, тем самым происходит социализация детей с РАС в водной среде.
Список литературы:
- . Барбунов В.В. Вода дарит здоровье.-Л., 1986.-С.43-45.
- Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа [Текст] /авт.-сост. И.В.Возняк, Л.В. Годовникова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с.
- Казакова Н. А. Путешествие по экологической тропе, Н. А. Казакова Современное дошкольное образование. – 2010. №2 – с. 13-21.
>>>Скачать все материалы публикации