Автор: Данилова Линда Шамсуддиновна и Волкова Алёна Станиславовна Дата публикации: 03.11.2019 |
Как сформировать у обучающегося массовой школы, положительное отношение к сверстнику с ограниченными возможностями здоровья?
Проблема заключается в неадекватном отношении учеников начальной школы к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (Закон об образовании. Ст.28.ч.6.пр.1)
Актуальность заключается в том, что ограниченные возможности здоровья — проблема не только одного человека, а общества в целом. В каждой стране есть люди с ограниченными возможностями здоровья.
Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% — потеряли зрение в результате несчастных случаев, а остальные — слабовидящие. (данные взяты с Гос. Портала)
На данный момент, педагогическая деятельность приводится в соответствии с законодательной базой ФЗ № 273, за счёт развития инклюзивного образования, современный педагог должен выполнять требования стандарта, но не только в рамках учебного процесса, необходимо выстраивать положительные отношения и в не урока. Как это сделать?
Мы провели диагностическое исследование – анкетирование, опросив 25 учеников 3 класса начальной школы.
1) Приняли бы ты сверстника с ограниченными возможностями в свой коллектив?
- a) Да(11)
- b) Нет(5)
- c) Скорее да(3)
- d) Скорее нет(6)
2) Помогаешь ли ты сверстникам с ограниченными возможностями?
- a) Да (3)
- b) Нет(4)
- c) Не сталкивалась(ся)(21)
3) Хотел бы ты чтобы с тобой учился сверстник с ограниченными возможностями?
- a) Да(2)
- b) Нет(23)
4) Когда ты видишь сверстника с ограниченными способностями сразу хочется…
- a) Сделать вид, что не видел(4)
- b) Помочь(1)
- c) Пройти мимо (4)
- d) Не видел(21)
5) Если ли бы с тобой захотел дружить сверстник с ограниченными возможностями ты бы…
- a) Согласился(2)
- b) Отказался(5)
- c) Предпочёл бы не отвечать (18)
7) Какие способы общения со сверстниками с ограниченными возможностями ты бы предпочел? (можно выбрать несколько вариантов ответов)
а) близкая дружба;(0)
б) совместные игры во дворе, на улице;(2)
в) совместное общение после занятий в кружках, секциях;(2)
г) совместное обучение в одном классе;(1)
д) случайное общение на улице;(2)
е) не хочу общаться(10)
д) сверстникам с ограниченными возможностями нужно учиться в специальном учреждении
8) Где должен учиться сверстник с ограниченными возможностями?
- a) В специальном учреждении(19)
- b) В обычной школе(2)
- c) На домашнем обучении(4)
- d) Свой вариант ответа________________________
9) Как часто ты встречаешь на улице сверстников с ограниченными возможностями?
- a) Часто (0)
- b) Редко(7)
- c) Не встречаю вообще(18)
10) Дружишь ли ты со сверстниками с ограниченными возможностями?
а) Да (2)
- b) Нет (23)
На основе результатов анкетирования можно сделать вывод, большинство обучающихся не хотят принимать сверстников с ОВЗ в свой коллектив, а так же, не хотят обучаться с вместе. На вопрос «если ли бы с тобой захотел дружить сверстник с ограниченными возможностями ты бы» – большинство предпочитают не отвечать, а так же, никто из опрошенных не выбрал близкую дружбу. Учебное заведение выбранное опрошенными для обучающихся с ОВЗ – специальное учреждение. Вне школы опрошенные не видят и не обращают внимание на сверстников с ОВЗ.
Возможные пути решения.
Необходимо создавать ситуации для взаимодействия обучающихся: в дидактических играх, например: «Чудо-художник». Попросить завязать глаза и нарисовать мелом на доске дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить, что многие дети с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения; в проектной деятельности, мастер-классах тем самым, демонстрируя одинаковые трудности с которыми они могут столкнуться и в помощи, которую могут предоставить друг другу. Опираясь на инклюзивное образование, делать упор на устранение границ между обучающимися в урочной и неурочной деятельности. Демонстрировать учащимся массовой школы фильмы о сверстниках с ОВЗ, проводить беседы, способствуя формированию толерантности.
Таким образом можно сделать вывод, неадекватное отношение учеников начальной школы к сверстникам с ОВЗ, остаётся и возможно увеличивается, не смотря на введение инклюзивного образования, проблема общения и взаимодействия вне урока у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, остаётся открыто. Необходимо пытаться устранить данную проблему т.к. показатели ОВЗ растут. Делать упор на инклюзию и её возможности для обучающихся как с ограничениями, так и без них.
>>>Скачать все материалы публикации