Автор: Николаева Екатерина Сергеевна Дата публикации: 03.11.2019 |
«Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой песенки до Бетховенских сонат».
Д. Д. Шостакович.
Проблема воспитания интереса к музыкальному искусству у детей младшего школьного возраста довольно актуальна в настоящее время. Важную роль здесь играет формирование музыкально-эстетического сознания, лежащее в основе музыкальной культуры личности. Интерес считается фундаментальной составляющей музыкально-эстетического сознания и является субъективным эстетическим отношением к музыке, базой которого становятся эмоциональные и интеллектуальные проявления. Однако дети довольно редко демонстрируют эти виды музыкального интереса. Это ещё раз показывает, что формирование интереса к музыке – одна из важнейших задач на уроках музыки в начальной школе, решение которой позволяет повысить работоспособность ученика, увеличить сосредоточенность, усилить слуховой контроль, улучшить выразительно-художественную сторону исполнения, придав ей больше осмысленности, яркости и совершенства.
Решая проблему формирования музыкального интереса и развития эстетического вкуса на уроках музыки в начальной школе, учителя часто сталкиваются более равнодушным, попустительским отношением детей к предмету «Музыка» (по сравнению, например, с математикой, русским и английским языком и т.д.). Так дети постепенно утрачивают свой естественный интерес к музыкальному искусству.
«Обучить детей искусству очень трудно, – указывает Д. Б. Кабалевский в одной из своих статей о музыкальном воспитании, – и основная трудность заключается здесь в том, что по-настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально».
Многие педагоги в своей деятельности ищут новые методы и приемы для работы с детьми. Для них важно, чтобы каждый урок музыки для детей был интересным, ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить не только слышать мелодию, но также научить их понимать музыку, фантазировать и придумывать новое. Отсюда возникает идея создания музыкально-творческих игр для развития общения детей с музыкой, ведь через музыкальные игры проще всего вовлечь детей в какую-либо деятельность.
Ребенок во всем принимает участие, вовлекаясь педагогом в процесс активных творческих действий.
Музыкальная культура особенно младших школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Например, во время пения, слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразительного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность ребенка на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей.
Игра на детских музыкальных инструментах — один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся, которая чрезвычайно привлекает школьников. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать их интерес к исполнительской деятельности.
Игре на детских музыкальных инструментах нужно уделять особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, помогает преодолению излишней застенчивости, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), чувство ритма, музыкально-ритмические движения (четче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Она вызывает у детей стремление быть активными, ведь в каждом классе есть застенчивые, малоактивные дети, которые не проявляют себя во время урока, таким детям надо уделять больше внимания, приглашать их индивидуально.
Это прекрасное средство не только для индивидуального развития, но и развития сознательных отношений между детьми, творческой инициативы.
Классификация детских музыкальных инструментов:
- Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Такие игрушки-инструменты помогают детям создать игровые ситуации, при которых дети, представляют себя играющими на музыкальных инструментах (пианино, балалайка, гармошка) изготавливаются из фанеры, картона. Звуковые книжки, звуковые картинки, проигрыватель с дисками(на каждый диск наклеивается картинка, содержание которой соответствует названию какой-либо песни).
- Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.
Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком. т. е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки).
«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь». Это слова гениального композитора и педагога Д. Б. Кабалевского. Музыка дает ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
Таким образом, для того, чтобы сформировать глубокий интерес к занятиям музыкой важно, во-первых, обучить ребенка необходимы знаниям, умениям и навыкам, позволяющим ученику успешно осуществлять музыкальную деятельность, а во-вторых, использовать различные музыкальные инструменты позволяющие повысить занимательность урока, способствующие усвоению трудного материала, активизирующие творческие способности и воображение детей.
Используемые источники:
- Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория и методика музыкального образования. – М.: Академия, 2017.
- Алейникова Н.Г. Роль музыкального искусства в воспитании личности // Kant. – 2017. – № 3 (6). [Электронный ресурс].
- Амлинская Р.С. Музыкальные инструменты-игрушки в начальной школе. – М.: Просвещение, 2016.
- Матюшина Л.Е. Современные проблемы организации музыкальной деятельности детей 5-7 лет // Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 10 / Науч.ред. В.И.Казаренков. – М.: РУДН, 2015. – С. 190-194. [Электронный ресурс].
- Никешина Н.И. Роль учителя музыки в свете ФГОС // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 1 (3). – С. 24-26. [Электронный ресурс].
- Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – М.: Сфера, 2014. – 128 с. [Электронный ресурс].
- Юзбашян Ю.В. Развитие музыкального мышления младших школьников. – Ереван. – 2015. [Электронный ресурс].
>>>Скачать все материалы публикации