Автор: Бучнев Игорь Анатольевич Дата публикации: 10.12.2019 |
Оглавление
- Введение. Понятие «педагогические технологии» с.3
- Виды современных педагогических технологий с.5
- Технология «Педагогических мастерских» с.6
- Заключение с.11
- Список литературы с.12
- Введение. Понятие «Педагогические технологии».
Одним из выводов, согласно докладу «Художественное образование в РФ: развитие творческого потенциала в XXI веке», подготовленным на основе анализа состояния российского образования на современном этапе, следует превращение предметов художественного цикла в важную о обязательную часть общего и специального образования на всех его уровнях в целях обеспечения всестороннего и полного развития личности. Данная цель – это всестороннее развитие личности, умеющей самостоятельно мыслить и отдавать отчет своим поступкам, была сформулирована еще для советской школы, и в ней нет ничего нового, кроме одного: предметы художественного цикла нужно превратить в обязательную часть образовательного процесса и увеличить количество часов на цикл предметов по искусству, а также более широко использовать метод «преподавания средствами искусства», опирающихся на применение современных технологий.
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера взаимодействия в учебном процессе общения с учащимися (студентами, если это НПО, СПО или ВПО), производимый в целях максимального развития личности.
В энциклопедическом словаре даётся такое определение технологии:
» …Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов».
Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование технос – искусство, мастерство; логос – учение.
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений преподавателя по организации воздействия на ученика/воспитанника/студента, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
В новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, — «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса через анализ факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
Этот подход распространён сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (т.е. применение технических средств в обучении). Его суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса.
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить как учебный, так и воспитательный процесс, и задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону «восхождения» ученика к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия, научиться понимать и применять на практике тот объем знаний, что ему был предоставлен на различных носителях, в том числе и через аудио, видео и чувственный носители. А это возможно только через принцип самодеятельности, как ее понимал Ф. А. Дистервег.
Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «учитель – ученик» встречается не так часто из-за применения педагогом административного ресурса, но благодаря педагогическим технологиям, а особенно искусству, эту тенденцию можно изменить.
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.
Виды современных педагогических технологий
Личностно-ориентированные технологии обучения
- Технология педагогических мастерских
- Технология обучения как учебного исследования
- Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
- Технология эвристического обучения
- Метод проектов
- Вероятностное образование (А. Лобок)
- Развивающее обучение — РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
- «Школа диалога культур — » ШДК» (В.С. Библер),
- Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили),
- Дизайн-педагогика.
Предметно-ориентированные технологии обучения.
- Технология постановки цели
- Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
- Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
- Технология концентрированного обучения
- Модульное обучение.
Информационные технологии.
- ИКТ
- Технологии дистанционного обучения
Технологии оценивания достижений учащихся
- Технология «Портфолио»
- Безотметочное обучение
- Рейтинговые технологии
Любая технология обучения включает в себя:
- целевую направленность;
- научные идеи, на которые опирается;
- системы действий преподавателя и учащегося;
- критерии оценки результата;
- результаты;
- ограничения в использовании.
- Технология «Педагогических мастерских»
Педагогическая мастерская — форма обучения взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого, практическая деятельность С. А. Рачинского, исследования Л. С. Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также основы философского учения Ж. Ж. Руссо и современных французских ученых — последователей Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.
Эта форма обучения может быть использована как с учащимися, так и с педагогами. Педагогические мастерские для педагогов подчинены законам андрагогики — науки об обучении взрослых. Следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам.
Основа деятельности в мастерской — творчество каждого. В процессе работы всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.
Другая особенность мастерской — реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской. В ходе работы чередуются индивидуальная и групповая деятельность, работа в парах.
Результат работы в мастерской — не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.
И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
- Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
- Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха».
- Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:
- во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
- во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
- в-третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
- Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы.
- Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
- Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы. Содействует появлению чувства свободы.
- Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:
- состава участников;
- целей и способов деятельности;
- временной продолжительности процесса.
Мастерские могут объединять педагогов одного предмета или направления: гуманитарного, технического. Другой вариант — мастерская для педагогов, работающих с детьми одного возраста, в одной параллели и т. д. Все зависит от задач мастерской.
В зависимости от целей и способов деятельности можно выделить следующие виды педагогических мастерских:
- мастерские творческих разработок мероприятий, программ и т. п.;
- мастерские по изучению и освоению новых технологий обучения и воспитания.
По продолжительности педагогические мастерские могут быть «одноактными» (однодневными) и «многоактными» (многодневными). Это зависит от характера деятельности в ходе мастерской и целей и задач, которые ставит перед собой администрация школы.
Построение мастерской технологично, она создается по определенному алгоритму. Структура педагогической мастерской может быть представлена тремя основными этапами:
- Первый этап.
Индуктор — приём, обеспечивающий «наведение на проблему».
Цель индуктора — затронуть внутренние пружины сознания, пробудить желание включиться в работу.
На данном этапе необходимо обосновать:
- почему педагогам необходимо заняться этой проблемой ,
- что это может изменить в их работе;
- как это скажется на результатах их педагогического труда и, возможно, на их благосостоянии.
- Второй этап.
Изучение новой информации.
Этап творческой работы. Выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т. д. На данном этапе используются самые разнообразные педагогические приёмы работы с информацией. Происходит взаимодействие, сотрудничество и сотворчество. Идут дискуссии и диалоги педагогов, идёт подготовка итогового продукта: практической разработки.
- Третий этап
Рефлексия — самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.
В психологии различают два типа рефлективных процессов:
- авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков;
- рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей).
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально).
В ходе мастерской постоянно чередуются бессознательная деятельность и ее последующее осознание.
Во время заключительной рефлексии происходит не столько осмысление процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Это особенно важно в аудитории взрослых, которые более болезненно, чем дети, переносят расставание со сложившимися стереотипами.
Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
Заключение
История педагогики показывает, что человечество развивалось благодаря отдельным личностям, предлагавшим иной подход к известному всем алгоритму. Казалось бы, чего проще: используй в своей педагогической деятельности не авторитарные приёмы взаимодействия с учеником, а педагогику сотрудничества, любви, свободы, взаимного обучения, и все проблемы воспитания нового поколения будут решены. Но, как говорится, все идеи хороши в мире идей, где нет реального человека, как только идеи приходят в жизнь, начинает формироваться проблема человеческого фактора. Намного проще и безопаснее для психики учителя работать в рамках классно-урочной системы, давая задания по учебнику и не расходуя собственную энергию на придумывание заданий для формирования мотивации ученика на собственное развитие.
Современный мир настоятельно требует от учителя смены парадигмы в образовательном процессе, заставляя его выходить на творческий путь, переходить от «человека образованного», получившего образование в системе СПО и ВПО, к «человеку культуры», соединяющего в себе, в своем сознании, разные культурологические аспекты; переходить от уровня «урокодателя» к уровню «творчество» и далее к сотворчеству с учеником. И как мы видим сегодня, этому способствует и современная система аттестации педагогических кадров, заставляющая преподавателя постоянно двигаться вперед, принимая участие в формировании и себя, как некой новой личности, и своих учеников.
Список использованных источников
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М.: Педагогика, 1989.
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие. – М., 2000.
- Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. — Гомель: ИПП «СОЖ», 1999.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. — М.: Просвещение, 1991.
- Грехнев В.С. культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
- Кан-Калик В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество — М.: Педагогика, 1990.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — С — П.: Каро, 2009.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров.- М.: Издательский центр Академия, 2001.
- Современный философский словарь /под ред. В. Е. Кемерова. — М., 2004.
>>>Скачать все материалы публикации