Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

 

Автор: Бучнев Игорь Анатольевич
Должность: Преподаватель
Тип: Методическое пособие
Тема: «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»

Дата публикации: 10.12.2019

Оглавление 

  1. Введение. Понятие «педагогические технологии» с.3
  2. Виды современных педагогических технологий с.5
  3. Технология «Педагогических мастерских» с.6
  4. Заключение с.11
  5. Список литературы с.12
  1. Введение. Понятие «Педагогические технологии».

Одним из выводов, согласно докладу «Художественное образование в РФ: развитие творческого потенциала в XXI веке», подготовленным на основе анализа состояния российского образования на современном этапе, следует превращение предметов художественного цикла в важную о обязательную часть общего и специального образования на всех его уровнях в целях обеспечения всестороннего и полного развития личности. Данная цель – это всестороннее развитие личности, умеющей самостоятельно мыслить и отдавать отчет своим поступкам, была сформулирована еще для советской школы, и в ней нет ничего нового, кроме одного: предметы художественного цикла нужно превратить в обязательную часть образовательного процесса и увеличить количество часов на цикл предметов по искусству, а также более широко использовать метод «преподавания средствами искусства», опирающихся на применение современных технологий.

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера взаимодействия в учебном процессе общения с учащимися (студентами, если это НПО, СПО или ВПО), производимый в целях максимального развития личности.

В энциклопедическом словаре даётся такое определение технологии:

» …Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов».

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование технос – искусство, мастерство; логос – учение.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений преподавателя по организации воздействия на ученика/воспитанника/студента, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

В новом понимании педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, — «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса через анализ факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Этот подход распространён сейчас столь же широко, как и первоначальное понимание педагогической технологии (т.е. применение технических средств в обучении). Его суть заключена в идее полной управляемости работы любого образовательного учреждения, прежде всего его основного звена – учебного процесса.

Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить как учебный, так и воспитательный процесс, и задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону «восхождения» ученика к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия, научиться понимать и применять на практике тот объем знаний, что ему был предоставлен на различных носителях, в том числе и через аудио, видео и чувственный носители. А это возможно только через принцип самодеятельности, как ее понимал Ф. А. Дистервег.

Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе «учитель – ученик» встречается не так часто из-за применения педагогом административного ресурса, но благодаря педагогическим технологиям, а особенно искусству, эту тенденцию можно изменить.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Виды современных педагогических технологий

Личностно-ориентированные технологии обучения

  • Технология педагогических мастерских
  • Технология обучения как учебного исследования
  • Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
  • Технология эвристического обучения
  • Метод проектов
  • Вероятностное образование (А. Лобок)
  • Развивающее обучение — РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
  • «Школа диалога культур — » ШДК» (В.С. Библер),
  • Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни» (Ш.А. Амонашвили),
  • Дизайн-педагогика.

 Предметно-ориентированные технологии обучения.

  • Технология постановки цели
  • Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
  • Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
  • Технология концентрированного обучения
  • Модульное обучение.

Информационные технологии.

  • ИКТ
  • Технологии дистанционного обучения

Технологии оценивания достижений учащихся

  • Технология «Портфолио»
  • Безотметочное обучение
  • Рейтинговые технологии

Любая технология обучения включает в себя:

  1. целевую направленность;
  2. научные идеи, на которые опирается;
  3. системы действий преподавателя и учащегося;
  4. критерии оценки результата;
  5. результаты;
  6. ограничения в использовании.

 

  1. Технология «Педагогических мастерских»

Педагогическая мастерская — форма обучения взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого, практическая деятельность С. А. Рачинского, исследования Л. С. Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также основы философского учения Ж. Ж. Руссо и современных французских ученых — последователей Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.

Эта форма обучения может быть использована как с учащимися, так и с педагогами. Педагогические мастерские для педагогов подчинены законам андрагогики — науки об обучении взрослых. Следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам.

Основа деятельности в мастерской — творчество каждого. В процессе работы всем участникам предоставляется право свободного выбора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Другая особенность мастерской — реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской. В ходе работы чередуются индивидуальная и групповая деятельность, работа в парах.

Результат работы в мастерской — не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.

И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
  2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
  3. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха».
  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:
  • во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
  • во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
  • в-третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
  1. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы.
  2. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
  3. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы. Содействует появлению чувства свободы.
  4. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».

Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:

  • состава участников;
  • целей и способов деятельности;
  • временной продолжительности процесса.

Мастерские могут объединять педагогов одного предмета или направления: гуманитарного, технического. Другой вариант — мастерская для педагогов, работающих с детьми одного возраста, в одной параллели и т. д. Все зависит от задач мастерской.

В зависимости от целей и способов деятельности можно выделить следующие виды педагогических мастерских:

  • мастерские творческих разработок мероприятий, программ и т. п.;
  • мастерские по изучению и освоению новых технологий обучения и воспитания.

По продолжительности педагогические мастерские могут быть «одноактными» (однодневными) и «многоактными» (многодневными). Это зависит от характера деятельности в ходе мастерской и целей и задач, которые ставит перед собой администрация школы.

Построение мастерской технологично, она создается по определенному алгоритму. Структура педагогической мастерской может быть представлена тремя основными этапами:

  1. Первый этап.

Индуктор — приём, обеспечивающий «наведение на проблему».

Цель индуктора — затронуть внутренние пружины сознания, пробудить желание включиться в  работу.

На данном этапе необходимо обосновать:

  • почему педагогам необходимо заняться этой проблемой ,
  • что это может изменить в их работе;
  • как это скажется на результатах их педагогического труда и, возможно, на их благосостоянии.
  1. Второй этап.

Изучение новой информации.

Этап творческой работы. Выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т. д. На данном этапе используются самые разнообразные педагогические приёмы работы с информацией. Происходит взаимодействие, сотрудничество и сотворчество. Идут дискуссии и диалоги педагогов, идёт подготовка итогового продукта: практической разработки.

  1. Третий этап

Рефлексия — самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.

В психологии различают два типа рефлективных процессов:

  • авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков;
  • рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей).

В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально).

В ходе мастерской постоянно чередуются бессознательная деятельность и ее последующее осознание.

Во время заключительной рефлексии происходит не столько осмысление процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегружают человека эмоционально. Это особенно важно в аудитории взрослых, которые более болезненно, чем дети, переносят расставание со сложившимися стереотипами.

Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.

 

Заключение

История педагогики показывает, что человечество развивалось благодаря отдельным личностям, предлагавшим иной подход к известному всем алгоритму. Казалось бы, чего проще: используй в своей педагогической деятельности не авторитарные приёмы взаимодействия с учеником, а педагогику сотрудничества, любви, свободы, взаимного обучения, и все проблемы воспитания нового поколения будут решены. Но, как говорится, все идеи хороши в мире идей, где нет реального человека, как только идеи приходят в жизнь, начинает формироваться проблема человеческого фактора. Намного проще и безопаснее для психики учителя работать в рамках классно-урочной системы, давая задания по учебнику и не расходуя собственную энергию на придумывание заданий для формирования мотивации ученика на собственное развитие.

Современный мир настоятельно требует от учителя смены парадигмы в образовательном процессе, заставляя его выходить на творческий путь, переходить от «человека образованного», получившего образование в системе СПО и ВПО, к «человеку культуры», соединяющего в себе, в своем сознании, разные культурологические аспекты; переходить от уровня «урокодателя» к уровню «творчество» и далее к сотворчеству с учеником. И как мы видим сегодня, этому способствует и современная система аттестации педагогических кадров, заставляющая преподавателя постоянно двигаться вперед, принимая участие в формировании и себя, как некой новой личности, и своих учеников.

Список использованных источников

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, М.: Педагогика, 1989.
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие. – М., 2000.
  3. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. — Гомель: ИПП «СОЖ», 1999.
  4. Границкая А.С. Научить думать и действовать. — М.: Просвещение, 1991.
  5. Грехнев В.С. культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
  6. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.
  7. Кан-Калик В. А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество — М.: Педагогика, 1990.
  8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. — С — П.: Каро, 2009.
  9. Гребенкина Л.К., Байкова Л.А.  Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров.- М.: Издательский центр Академия, 2001.
  11. Современный философский словарь /под ред. В. Е. Кемерова. — М., 2004.

 

 >>>Скачать все материалы публикации