Роль соревнований в формировании личности

 

Автор: Колесников Дмитрий Васильевич
Должность: Педагог дополнительного образования
Тип: Статья
Тема: «Роль соревнований в формировании личности»

Дата публикации: 30.12.2019

Исследуя проблему личности, отечественная психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся и проявляющиеся у него, как члена общества.

Отличительными особенностями личности являются:

Самосознание, т.е. осознание человеком себя.

Индивидуальность – это устойчивое своеобразие психологических процессов, состояния и свойств, принадлежащих личности.

Активность, т.е. личность всегда деятельна.

Саморегулирование – способность сознательно управлять своим поведением, психологическими процессами.

Именно эти качества необходимы для обучающихся, участвующих в соревнованиях.

Спорт для человека играет важную роль в формировании личных качеств.

Самооценка спортсмена базируется на личных возможностях, способностях, выстраивания перспективы.

Добившись определенных успехов в спорте, обучающийся начинает с уважением относится к самому себе. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.

Сущностью спорта является — соревнование. Психологически оно характеризуется стремлением к достижению все более и более высокого результата.

Правила соревнований построены на основе соперничества. Необходимость завоевать первенство в соревнованиях побуждает обучающихся желать победы путем достижения выигрышных очков, баллов или призовых мест [1, с. 44].

Основой подготовки обучающихся к соревнованиям является тренировочный процесс.

Тренировочный процесс — это специализированный педагогический процесс, построенный на основе системы упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов.

В ходе тренировочного процесса происходит развитие личности. Это связано с использованием определенных принципов.

Принцип сознательности означает, что любые средства могут быть продуктивными лишь в том случае, если обучающийся применяет их сознательно, с верой в то, что это будет полезно.

Принцип систематичности означает работу по плану.

Принцип всесторонности означает, что средства и методы развития личности должны обеспечивать единство подготовки обучающегося к участию в соревнованиях.

Принцип индивидуализации требует во время тренировочного процесса учитывать индивидуальные свойства и качества обучающегося.

Подготовка обучающихся к участию в соревнованиях влияет на развитие мышления. Обучающийся должен уметь анализировать причины удачных и неудачных решений, осмысливать их цель, структуру, результат.

Развивается мышление всех основных видов:

  • теоретическое, которое заключается в сопоставлении действий и результатов;
  • обобщающее, когда обобщаются результаты деятельности и делаются выводы;
  • понятийное, когда происходит формирование некоторых понятий и закономерностей;
  • прогностическое, позволяющее увидеть результат и последствия тех или иных действий.

Подготовка обучающихся к соревнованиям предусматривает определенные этапы:

  • контрольные тренировки, которые направлены на формирование умений;
  • контрольные соревнования, которые проводятся на уровне образовательного учреждения и помогают выявить лучших спортсменов;
  • соревнования городского, областного, всероссийского уровня, которые дают возможность увидеть результат тренировочной работы [2, с.16].

Таким образом,  соревнования играют огромную роль в формировании личности.

Они являются эффективным средством физического развития обучающегося, разумной формой организации и проведения досуга.

Соревнования являются средством развития, утверждения и выражения собственного «я».

Они содействуют процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражениям, вызывать чувства гордости, отражать всю гамму человеческих возможностей.

Решая задачи подготовки обучающегося к соревнованиям, происходит формирование у обучающихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств.

Список литературы

  1. Матвеев, А.П. Хрестоматия по физической культуре /А.П. Матвеев, С.А. Матвеева, Ю.П. Пузырь.= Москва: Радиософт, 2002.- 189 с.- Текст: непосредственный.
  2. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И Погадаев — Москва: ФиС,2000.- 192с.- Текст: непосредственный.

 

 >>>Скачать все материалы публикации