Применение дистанционных образовательных технологий в работе логопункта

Автор: Никулина Мария Альбертовна
Должность: Учитель-логопед, методист
Тип: Статья
Тема: «Применение дистанционных образовательных технологий в работе логопункта»

Дата публикации: 20.03.2020

Согласно Приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»  при организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе» в штате учреждения на каждые 6-12 обучающихся с ОВЗ должен быть учитель-логопед. По запросам участников образовательного процесса в сентябре 2013 года в КОГОБУ ЦДОД  был создан логопункт.

В 2019-2020 учебном году в КОГОБУ ЦДОД 102 младших школьника. 70% имеют речевые нарушения. Логопедическую помощь получают 76 детей.

Положительных  результатов  в  коррекционной логопедической работе  с  детьми с ОВЗ  добиваюсь  с  опорой  на: принцип  системности,  который  предполагает  формирование  речи  в  единстве  всех  её  компонентов  как  единой  функциональной  системы; взаимосвязь  логопедической  работы  с  работой  по  развитию  познавательных  и  психических  процессов; дифференцированный  подход,  предполагающий  учет  особенностей  высшей  нервной  деятельности:  психические  особенности  ребенка,  его  работоспособность,  особенности  моторного  развития,  уровень  несформированности  речи,  симптоматику  речевых  расстройств, использование не только традиционных, но и современных средств и методов обучения, так называемых, активных  методов обучения. Именно в рамках АМО использую ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Создается такая среда, в которой ученик становится центральной фигурой учебного процесса, а именно его субъектом. Это особенно актуально для детей с ОВЗ. Ведь использование в коррекционно-образовательном процессе ИКТ предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка. В основе такой компенсации лежит привлечение сохранных видов восприятия учащихся с ОВЗ и опора на различные психические функции в соответствии с учением П.К. Анохина о функциональных системах.

Одним из главных преимуществ использования ИКТ в образовании детей с ОВЗ являются их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Существуют и другие плюсы  использования ИКТ на занятиях по логопедии: повышается качество учебного материала; усиливаются образовательные эффекты; стимулируется познавательный интерес; ребенок узнает новые способы сбора информации; расширяется кругозор; повышается мотивация учения; возрастает эффективность самостоятельной работы; увеличивается объем работы.

Дидактические функции применения ИКТ на логопедических занятиях: обучающая функция; функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности; организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с учителем; контрольная и регулирующая функция.

Занятие по логопедии с использованием ИКТ строится на основе системы принципов: систематичности; активности и самостоятельности учащихся; дифференцированного подхода к учащимся; распределенности образовательных ресурсов; авторского участия в учебном процессе.

Проведение логопедических занятий в КОГОБУ ЦДОД возможно в двух формах: очной (15 % — для детей из Кирова, способных самостоятельно хорошо передвигаться) и дистанционной посредством программы Skype.

Трудности при проведении дистанционных логопедических занятий:

проблемы с интернет-соединением, особая подготовка к занятиям, отбор вербального и невербального материала, малое количество логопедических занятий, недостаточная обратная связь с родителями, недостаточная ИКТ компетентность второй стороны образовательного процесса.

Логопедические занятия проводятся индивидуально. Тем не менее, учащихся условно можно разделить на группы, которые формируются по классам, а так же по различной степени речевых нарушений внутри одного класса. Так в 2019-2020 учебном году в 5 классах начальной школы создано 7 логопедических групп.

Для каждой логопедической группы создается рабочая программа. Рабочие программы для учащихся с ОВЗ 1-4 классов разработаны на основе государственной программы по русскому языку для учащихся начальных классов (программа «Русский язык» УМК «Школа России» для 1-­4 кл.,  2011г.) с учетом диагностических данных учащихся, а также по методическим рекомендациям Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.

Рабочие программы логопедической коррекции тяжелых речевых нарушений у детей со сложной структурой дефекта в условиях КОГОБУ ЦДОД  для детей подготовительного и первого дополнительного класса разработаны по результату анализа программ и методических рекомендаций Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н С.Жуковой, Т.А. Ткаченко, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Н.В.Нищевой, Е.В. Новиковой.

В начале каждого учебного года все обучающиеся начальных классов проходят диагностику. Устная диагностика проводится со всеми детьми подготовительного и 1 классов, а также  с детьми 2-4 классов, нуждающимися в логопедической помощи. Используется очная и дистанционная форма. Письменная диагностика проводится дистанционно с обучающимися 2-4 классов.

Обязательно изучаются медицинские документы, рекомендации ЦПМПК и карты реабилитации ребенка-инвалида. Проводится беседа с родителями. На основании диагностики делается вывод о том,  какие дети более всего нуждаются в логопедической помощи. Другими причинами постановки на логопедический учет могут быть: отсутствие дошкольной подготовки; педагогическая запущенность; маленький учебный план.

В логопедической работе я использую виртуальные курсы в системе дистанционного образования «Виртуальный класс». В данных курсах представлены: комплексы интерактивных упражнений и заданий для закрепления полученных знаний, умений, навыков, в том числе для работы детей и родителей; аудио-, видеоматериалы; иные электронные образовательные ресурсы для использования при работе с детьми с ОВЗ на занятиях со специалистом; контактная информация учителя-логопеда; иные информационные материалы.

Предметная внеурочная деятельность реализуется мною через  общеинтеллектуальное направление воспитательной работы. С 2014-2015 учебного года в КОГОБУ ЦДОД функционирует школьное объединение детей «Речецветик». Задачи объединения: диагностика и коррекция устной и письменной речи; своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной ими; пропаганда специальных знаний среди педагогов и родителей; устранение или смягчение речевых и психологических нарушений; воспитание всесторонне развитой личности. Основные направления деятельности – создание условий для активного участия в творческих конкурсах и мероприятиях. Ежегодно в КОГОБУ ЦДОД провожу по  3 этапа конкурса «Речецветик» среди учеников 1-4 классов, стоящих на логопедическом учете.

Положительными результатами своей работы считаю то, что с программами по русскому языку и чтению справляются 95% учащихся, состоящих на логопедическом учете. У детей присутствует интерес к обучению, любовь к чтению,  желание участвовать в конкурсах, уверенность в своих силах. Они стали более внимательны к своей речи и речи окружающих.

 

 >>>Скачать все материалы публикации