Автор: Федорова Надежда Гурьевна Дата публикации: 25.03.2020 |
Конспект НОД для старших дошкольников через экспериментальную деятельность «Магнит и его свойства».
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица.
Задачи:
- Формировать представления о магните и его свойствах (притяжение, наличие полюсов).
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Воспитывать повышенный интерес к поисковой (индивидуальной и совместной) деятельности.
Материалы и оборудование: Коробка с различными предметами, по два магнита на каждого ребёнка, подносы белый и голубой, карточки – схемы, штатив с подвешенным на нитке гвоздём, лист бумаги, картон, книга, фанера, стекло, скрепки, банка с водой на каждого, тазик с водой, удочки с магнитиком, доска магнитная, зеленые и красные таблички.
Ход занятия.
Воспитатель с детьми вспоминает книгу Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
В этот момент раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит на стук и заносит посылку с письмом. В письме Винтик и Шпунтик рассказывают о том, что они хотят построить новую машину, для которой нужны железные детали, но Незнайка перепутал всё. Теперь в коробке лежат металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные предметы. Что нам делать, спрашивают Винтик и Шпунтик.
Ребята предлагают помочь героям.
Воспитатель: А как, мы, сможем отличить металлические детали от остальных?
Дети: Нужно использовать магнит.
Воспитатель уточняет, почему нужно использовать магнит. Магнит притягивает металлические предметы. А что мы ещё знаем о магните?
Сейчас мы с вами пойдём в лабораторию доктора Зная и проверим эти свойства опытным путём.
Дети вместе с детьми спускаются в музыкальный зал, где оборудована лаборатория доктора Зная. Воспитатель просит обратить внимание на то, что на халатах прикреплены бейджики с символами. Девочки выбирают халаты с красными квадратами, а мальчики с синими прямоугольниками.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова будем работать в лаборатории дедушки Зная.
Ребята, а как ведут себя учёные в лаборатории (напоминает правила поведения в лаборатории). Сегодня мы с вами продолжим знакомство с магнитом.
Вот у нас в посылке Винтика и Шпунтика много предметов. Как вы думаете, какие предметы притягивает магнит?
Дети: Магнит притягивает металлические предметы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами опытным путём это проверим.
Возьмите магниты и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Назовите те предметы, которые притянулись к магниту, положите их на голубой поднос, а которые не притянулись – на белый.
Ребята, на голубом подносе какие предметы? Что общего между ними?
Дети: Они металлические.
Воспитатель: Скажите, а те предметы, которые находятся на белом подносе, из чего сделаны?
Дети: Стеклянные, деревянные, пластмассовые.
Воспитатель: Значит, ребята, какие предметы может притягивать магнит?
Вывод делают сами дети. Магнит притягивает металлические предметы. Это происходит потому, что магнит – это кусок стали или железа, обладающий способностью притягивать предметы из железа. Выставляется схема.
Воспитатель: Посылку нашим друзьям мы отправим позднее. Присаживайтесь ребята, пожалуйста. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Воспитатель объясняет правила игры: если предмет на картинке сделан из металла, то вы поднимаете красную табличку, а если из другого материала, то зеленую. Будьте внимательны. Ребята, внимание на экран. Слайд.
Воспитатель: А теперь, подойдите к моему столу. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.
Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? Дети выдвигают свои гипотезы. Давайте проверим. Нитка с гвоздём отклонится.
Почему это произошло, как вы думаете?
Дети: Гвоздь металлический.
Вывод делают дети. Нитка с гвоздём отклонилась от своего первоначального положения потому, что гвоздь притягивается к магниту, он металлический.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли магнит притягивает металлический гвоздик?
А если между ними поместить другой предмет. Притянется ли гвоздик к магниту? Как вы думаете? Давайте проверим.
Дети по одному проводят опыты с листом бумаги, стеклом, фанерой, картоном, книжкой.
Ребята, а всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения?
Дети высказывают свои предположения и проверяют.
Вывод. Магнит может притягивать к себе металлические предметы, которые находятся на близком расстоянии, а если расстояние увеличить притяжение не происходит.
Воспитатель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Не забывайте, что вы учёные, а они работают аккуратно и помогают друг другу. Дети образуют свои цепочку из скрепок. Молодцы, вы у меня настоящие учёные – справились с этим опытом. Ребята, а почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
Дети: Они намагнитились.
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитными. Выставляется схема.
Физминутка.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам сходить на рыбалку. А с чем ходят на рыбалку?
Дети: С удочками.
Воспитатель: Удочки у нас не простые, а вместо крючков магниты.
— А вот и наш водоём. Ребята, водоём наш загрязнён разными металлическими предметами. Давайте очистим водоём от металлического мусора. Для металлического мусора приготовить корзины. Дети с помощью удочек вылавливают металлический мусор.
— Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.
А теперь присядем на места.
Продолжим наши эксперименты с магнитом.
Что же произошло с нашей цепочкой из скрепок? Дети трогают цепочку из скрепок, она распадается. Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается.
Подумайте, почему это так бывает? Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Теперь возьмите на столе картон, положите на него скрепки, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях.
— Что происходит со скрепками?
Дети: Скрепки двигаются.
Воспитатель: Почему двигаются скрепки?
Вывод. Магнит оказывает своё волшебное действие через картон. Выставляется схема.
Воспитатель: Предлагаю вам решить такую задачу. У вас на столах стоят банки с водой, на дне банки скрепка.
— Как достать скрепку не замочив рук.
Дети: С помощью магнита. Поднести магнит к банке.
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Скрепка потянулась к магниту. Дети достают скрепку с помощью магнита.
Вывод. Магнит действует через стекло и воду. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук. Выставляется схема.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен?
Дети: Синий и красный.
Воспитатель: У любого магнита два полюса: северный и южный. Северный полюс магнита окрашен синим цветом, а южный красным. Приложите магниты друг другу красными концами, синими концами. Что происходит с ними?
Дети: Они отталкиваются.
Воспитатель: А теперь приложите разными полюсами красным и синим концами. Что произошло с магнитами?
Дети: Магниты притягиваются.
Вывод. Разные полюса магнита притягиваются, а одинаковые полюса отталкиваются. Выставляется схема.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в нашей группе, где видим его волшебные свойства.
Дети: В играх «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», крепления картин к магнитной доске, компас
Воспитатель: На этом лаборатория дедушки Зная заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали сегодня о магните.
Итог занятия проводится по схемам, выставленных на доске:
— Магнит притягивает металлические предметы.
— Магнит действует сквозь картон, стекло, воду.
— Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
— Разные полюса магнита притягиваются, а одинаковые полюса отталкиваются.
Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились сегодня. А сейчас пора возвращаться в группу и отправить посылку Винтику и Шпунтику.
Литература.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников– М.: Сфера, 2002. – 111 с.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст – М.: Педагогическое общество России, 2003.– 80с.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПБ.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009г. – 128с.
>>>Скачать все материалы публикации