Автор: Седых Тамара Геннадьевна |
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них потомки? Дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы; обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
А.П. Усова, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Актуальность темы заключается в следующем: с первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Необходимо вводить ребенка в русскую культуру, приобщать к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми, к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Рассмотрим проблему приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в некоторых образовательных программах.
Программа
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О.Л. Князева, М.Д. Маханева
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Программа
«Развитие у детей представлений об истории и культуре»
Авторы: Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:
- первобытные люди;
- чудеса древнего мира;
- путешествие со сказкой;
- прежде и теперь.
Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов изложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.
Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.
Программа «Наследие»
Авторы: М.М. Новицкая, Е.В. Соловьева
Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:
- круг событий;
- семейный круг;
- круг чтения.
Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.
Авторы приведенных выше программ предлагают своё видение образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста, учитывая новые социальные, политические и образовательные условия в целом и в решении проблемы формирования толерантных этнокультурных установок в частности.
Таким образом, в педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Система народных игр по приобщению к русской культуре детей старшего дошкольного возраста на основе народных игр
Цель — приобщение к русской культуре детей старшего дошкольного возраста на основе народных игр.
Работу по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре на основе народных игр можно условно разделить на три этапа.
1 этап – разучивание игр с песнями и игр с хороводами.
На данном этапе старших дошкольников знакомят с такими играми (Приложение 1):
- «Золотые ворота»
- «Заинька»
- «Мак»
- «Перепелочка»
- «Утена»
- «Яблонька»
Особенностью игр является обучение детей выполнять движения в соответствие с текстом стихотворений и песен.
Детям очень нравится исполнять ведущие роли, а в данных играх им предоставляется возможность быть заинькой, перепелочкой, маком, утеной и яблонькой. Разучивание текстов песен и стихотворений можно проводить во время игры. Для лучшего вхождения в роль, предания красочности играм, можно использовать маски или костюмы. Данные игры вызывают у детей положительную эмоциональную отзывчивость, интерес и желание играть.
2 этап – разучивание русских народных игр.
На данном этапе с детьми разучиваются русские народные игры по следующим разделам (Приложение 2):
— игры, отражающие отношения человека к природе:
- «Волки во рву»
- «Волки и овцы»
- «Хромая лиса»
- «Медведь и вожак»
- «Кошки-мышки»
- «Коршун и наседка»
- «Белки, орехи и шишки»
- «Гуси-лебеди»
- «У медведя во бору»
— игры, отражающие повседневные занятия наших предков:
- «Невод»
- «Удочка»
- «Ручеек»
- «Заря-зарница»
- «Охотники и утки»
— игры на силу и ловкость;
- «Бабки»
- «Городки»
- «Пятнашки»
- «Чехарда»
Игры данного этапа характерны наличием водящего, которого выбирают с помощью жеребьевки. После жеребьевки объясняется задача водящему и ход игры играющим. В некоторых играх оговариваются определенные условия, которые необходимо выполнять в процессе игры. Например, в игре «Медведь и вожак» условиями являются: как только кого-то осалили, он должен сам громко об этом сказать; нападать на медведя без команды нельзя; расцеплять руки от веревки не разрешается. Как и в играх первого этапа, детям предлагается использовать маски или костюмы в соответствие с темой игры. В данные игры может играть не ограниченное количество человек.
Жизнь человека в старину была более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме.
Игры развивают ловкость, внимание, находчивость, умение ориентироваться в пространстве.
3 этап – разучивание славянских игр (Приложение 3):
- «Водяной»
- «Дедушка-рожок»
- «Пахари и жнецы»
- «Иван-косарь и звери»
- «Люлька»
- «Бояре»
- «Птицелов»
- «Баба-яга»
- «Ручеёк»
- «Горелки»
- «12 палочек»
- «Салки»
- «Лапта»
- «Котел»
- «Снежки»
- «Жабка»
Игры данного этапа характерны тем, что в них играют командами.
Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие — то из используемых народных игр, подойдут сразу к нескольким категориям. Игры просты, понятны и не требуют специфических навыков, специальной подготовки и какого-либо инвентаря. Детские игры полны смеха, радости и движения.
«Зазывалки», сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. «Зазывалки» используются как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Чижик-пыжик воробушек,
По улоньке скачет,
Девиц собирает
Поиграть-поплясать
Себя показать….
Или:
Тай-тай, налетай!
Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?
Призыв к игре сопровождается подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносящий их должен вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны схватить «зазывалу» за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время «зазывала» произносит приговор с указанием названия игры. Когда набирается достаточное количество игроков, «зазывала» заканчивал набор:
Тай-тай, налетай!
Никого не принимай!
Так как в большинстве игр требуется водящий, нередко «зазывалка» используется заодно и для его определения:
Последнему – водить!
В тех случаях, когда «зазывалка» не определяет водящего или такового не находится в самой игре (например, в командных играх), используется жребий или считалка.
Считалками называют короткие рифмованные стихи, применяемые для определения водящего или для распределения ролей в игре:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Вышел красный месяц
А за ним – луна, поводи одна.
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Царь решил меня повесить
А царица не дала
И повесила царя.
Считалка – неотъемлемая часть детской игры во все времена и служила «механизмом случайного распределения ролей».
При рассказывании считалок старших дошкольников нужно учить использовать мотивы и образы колыбельных, прибауток, хороводных, плясовых, шуточных песен, частушек и других жанров фольклора, приспосабливая их к новым игровым задачам. Из текстов-источников выбирать то, что привлекает внимание игрой звуков или необычностью ситуации, что придает этому сюжетному действию динамику:
Сидела баба на пече, на каленом кирпиче,
Не могла стерпеть, начала пыхтеть….
Или как сказки: Жили-были два гуся….
Концовки разнообразны: «выйди вон», «это, верно, будешь ты», «все равно тебе водить». «Выход» – это заключительный элемент в общей композиции считалки, обязательный для этого жанра. Если считалка не имеет концовки, то последние строки текста отличаются особой эмоциональной выразительностью, заметной при исполнении.
Жребий в игровой традиции выполняет функцию высшей справедливости. Его решению при распределении игровых ролей все обязаны подчиняться беспрекословно. Обычно жеребьевка предназначена для тех игр, в которых предусмотрено две команды. Из числа самых ловких игроков выбираются две матки (капитана), затем ребята, примерно равные по силам и возрасту, отходят парами в сторону, сговариваются и, договорившись, подходят к маткам:
Мати, мати,
Что вам дати?
и спрашивают, кто из них кого выбирает:
Какого коня – сивого
Или златогривого?
Или: За печкой заблудился
Или в стакане утопился? и т.д.
Постепенно все игроки делятся на две команды. Сам процесс формирования двух команд – своего рода «игра перед игрой», и если вспоминать компьютерные игры, то по своей увлекательности он напоминает генерацию персонажа перед началом любой ролевой игры.
В процессе народных игр старшие дошкольники активно познают окружающий мир, который предстает перед ними в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего «я» (внутренний мир человека).
Таким образом, народные игры способствуют развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного процесса позволяет логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у детей.
В сценариях совместной игровой деятельности ставится задача прямого обучения, как это делается в процессе образовательной деятельности. Организация и планирование совместной деятельности должно быть гибким, нерегламентированным по времени. Педагог всегда должен быть готов к встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария игровой деятельности ребёнок чувствует себя младшим партнером, ведомым взрослым, который постоянно учитывает его инициативу.
Через сценарии игр дети «проживают» события, происходящие с персонажами игр, систематизируют знания, закрепляют в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
Разучивание игр можно проводить в процессе физкультурной деятельности, на прогулке, в свободной деятельности детей. В процессе физкультурной деятельности водящих можно выбирать с использованием считалок или жеребьевки, на прогулке практиковать организацию народных игр с помощью «зазывал», в свободной деятельности детям предоставить возможность самостоятельно выбрать народную игру, в которую они хотели бы поиграть.
Приобщение старших дошкольников к русской культуре на основе народных игр не только доступно детям, но и вызывает у них живой эмоционально-положительный отклик.
Заключение
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре на основе народных игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- Содержание материала по ознакомлению с русской культурой должно быть доступно для освоения детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание игрового материала, отобранного для работы со старшими дошкольниками, соответствует их возрастному развитию. Двигательные навыки и качества, развиваемые в процессе игровой деятельности, соответствуют программным задачам. При необходимости используются костюмы и маски. В процессе игр детей знакомятся с традициями русского народа, его историческим развитием.
- Система игр включает различные виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) и способы организации — с наличием водящего или командная игра.
Многие игры, разучиваемые с детьми старшего дошкольного возраста, предусматривают наличие закличек, песенок, потешек, которые способствуют развитию знаний народного фольклора.
В процессе народных игр у старших дошкольников формируются личностные свойства и качества, а также обогащаются реалиями родной культуры. Дети выражают свое отношение к той или иной игре: какая – то понравилась больше потому что вызывает больше положительных эмоций.
Библиография
- Акимова Ю. Корни национальной памяти // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 21-23
- Антонова А.В. Дошкольное детство. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сборник научных трудов. – М., 2005
- Арсалиев Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003
- Архарова Л.И. Воспитание на народных традициях // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2001. – С. 204-205
- Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовых документов, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. – М.: Вентана-Графф, 2002
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. [3-е изд., испр. и доп.]. – М.: АРКТИ, 2005
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004
- Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17
- Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. –2-е изд. – М.: Школьная пресса, 2001
- Кутасова М. Прости меня, земля-матушка: Народная культура в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 35-40
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003
- Михайленко А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 14-18
- Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях. -М.: Айрис пресс, 2003
- Фролова А. Прикоснуться к истокам культуры предков // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128
Приложение 1
Игры 1 этапа
Тема | Методические рекомендации |
Золотые ворота
|
На земле рисуют маленький кружок, в него втыкают ветку березы. Все участники игры становятся парами друг за другом, берутся за руки и поднимают сцепленные руки, образуя «золотые ворота». Водящий идет в эти ворота, а все дети в это время поют:
В золотые ворота Проходите, господа. Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! Водящий ребром ладони разъединяет чьи-нибудь руки. Эти дети бегут к березовой ветке, каждый старается первым выдернуть ее. Тот, кто выдернул, становится водящим и идет в «золотые ворота», а другой вместе с прежним водящим берутся за руки и становятся впереди всех. |
Заинька
|
Дети водят хоровод и поют песню, а внутри круга ходит «заинька» и выполняет все, о чем поется в песне. Под конец песни он выбирает другого «заиньку».
Заинька, во кружок, Серенький, во кружок, Туда-сюда во кружок! Туда-сюда во кружок! Заинька, вдоль пройдися, Серенький, вдоль пройдися, Туда-сюда вдоль пройдися! Туда-сюда вдоль пройдися! Заинька, умой ручки, Серенький, умой ручки, Туда-сюда умой ручки! Туда-сюда умой ручки! Заинька, умой личко, Серенький, умой личко, Туда-сюда умой личко! Туда-сюда умой личко! Заинька, причешись, Серенький, причешись, Туда-сюда причешись! Туда-сюда причешись! Заинька, казачка, Серенький, казачка, Туда-сюда казачка! Туда-сюда казачка! Заинька, под бочка, Серенький, под бочка, Туда-сюда под бочка! Туда-сюда под бочка! Заинька, трепачка, Серенький, трепачка, Туда-сюда трепачка! Туда-сюда трепачка! |
Мак
|
Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга — это огородник. Он поет:
Ой, на горе мак, Под горою так! Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова: Маки, маки, маковочки, Золотые головочки! — все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова: Станьте вы так, Как на горе мак — все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают: Огородник, огородник, Поливал ли мак? Огородник отвечает: «Поливал». На припев: Маки, маки, маковочки, Золотые головочки! — все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова: Станьте вы так, Как на горе мак — все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты — имитируют цветок мака. На припев: Маки, маки, маковочки, Золотые головочки! — все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают: Огородник, огородник, Поспел ли мак? Огородник отвечает: «Поспел!» Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» — показывают, какая спелая головка у мака. Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни. |
Перепелочка
|
Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга — перепелочка. На слова народной песни:
Ой, у перепелочки да головка болит — все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» — опускают руки вдоль туловища. На припев: Тут была, тут была перепелочка, Тут была, тут была сизокрылая — дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка — вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова: Ой у перепелочки да коленки болят — все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» — выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает: Ой, у перепелочки крылья не болят, — все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» — опускают вниз. На слова: «Птички поднялись и улетели!» — все бегут по кругу. Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом. |
Утена
|
Дети поют и изображают: кто-то – утену, остальные — ее детей.
– Как, как, утена, по лугам ходила? – Этак, вот этак, этак, вот этак По лугам гуляла. – Как, как, утена, гнездо совивала? – Этак, вот этак, этак, вот этак Гнездо совивала. – Как, как, утена, детей выводила? – Этак, вот этак, этак, вот этак Детей выводила. – Как, как, утена, детей собирала? – Этак, вот этак, этак, вот этак Детей собирала. |
Яблонька
|
Все стоят в кругу. В середину выходят девочка, дети водят вокруг нее хоровод и поют, называя ее имя в песне:
Мы посадим яблоньку – На горе, на горе, Наша яблонька расцветет – По весне, по весне. Вырастай, яблонька, Вот такой вышины; Распускайся, яблонька, Вот такой ширины. Расти, расти, яблонька, В добрый час, Потанцуй, Машенька, Поскачи для нас. Ой как наша яблонька Да распустилась. Ой как наша Машенька Да закружилась. А мы нашу яблоньку Все трясти будем, А мы сладки яблочки Собирать будем. А мы нашу яблоньку Все пощиплем Да от нашей Машеньки Убежим вихрем. Девочка-яблонька изображает все, о чем говорится в песне. На словах «вот такой вышины» и «вот такой ширины» все поднимают, а потом разводят руки. На словах «все трясти будем» участники игры изображают, как они трясут яблоню и собирают упавшие яблоки. Когда играющие поют «все пощиплем», они подбегают к девочке и щиплют ее, но тут же разбегаются, а она старается поймать кого-нибудь. Тот, кого она поймает, становится яблонькой. |
Приложение 2
Игры 2 этапа
Тема | Методические рекомендации |
Игры, отражающие отношения человека и природы | |
Волки во рву
|
Эта игра подвижная и легкая. В нее могут играть как дети младшего возраста, так и дети средних классов.
На игровой площадке по центру чертятся две горизонтальные линии, на расстоянии 1 м. друг от друга. Среди детей выбирают водящего, который будет в роли «волка». Если игровое место большое, то по желанию можно выбирать двух водящих. «Волки» становятся в пространство между линиями — это ров, а остальные дети, будут «козочками» и они стоят за чертой «волка». По команде дети должны перепрыгнуть через ров, а волки ловят (салят) как можно больше «коз». После 4-5 перепрыгиваний через ров, выбирают нового водящего. Выигрывает тот, кого ни разу не осалили или волк, который поймал больше всех овец. |
Волки и овцы
|
Играть можно во дворе или просторной комнате. Количество игроков не ограничено.
Для проведения игры дети с помощью жеребьевки выбирают одного человека на роль пастуха и одного на роль волка, остальные дети будут играть овец. На противоположных концах игрового поля отводят площадки шириной 3-4 шага, которые будут служить «загонами». С одной стороны поля отводят небольшое место для волка и проводят там черту. Овцы всегда находятся в загоне, пастух держится вблизи стада. Как только волк крикнет пастуху: «Гони овец!», — пастух пропускает своих барашек, чтобы они успели перебежать на противоположную сторону в загон. В момент, когда дети перебегают поле, им на встречу выбегает волк и начинает всех салить. Пастух может ему помешать и попытаться защищать своих овечек. После того, как все пробежали и спрятались в загоне, те овцы, которых осалили должны пойти к волку и помочь ему ловить следующих овец. Побеждает тот, кого ни разу не поймали, и волк, который после пяти забегов поймал больше всего овец. Примечание: 1. Пойманные овцы не имеют права отказывать в помощи волку; 2. Волк не выходит из логова до тех пор, пака овцы не покинут загон; 3. Овцы, которые помогают волку, бегают, взявшись за руки, объединяясь одной большой цепочкой. |
Хромая лиса
|
Для проведения данной игры потребуется игровая площадка, на которой можно начертить довольно большой круг. При помощи считалочки дети выбирают водящего, который будет в роли «хромой лисы». После этого дети становятся в отчерченный для них круг, а за его пределами находится лиса. По команде лисы дети начинают бегать по кругу мимо лисы и стараться не попасть к ней в «лапы». Тем временем водящий должен пытаться схватить хотя бы одного, причем делает он это, прыгая на одной ноге. Как только «хромая лиса» осалила кого-то, она быстро забегает в круг, а тот, до кого дотронулись, становится водящим.
Игра длится до тех пор, пока все дети не перебывают в роли лисы. Примечания: 1. Лиса не имеет права бегать на двух ногах; 2. Лиса не может забегать в круг для того, чтобы осалить; 3. Дети не должны стоять на месте или в центре площадки. |
Медведь и вожак
|
Для данной игры потребуется площадка и веревка. Количество играющих не ограничено. Среди участников выбирают одного медведя и одного вожака. Они берутся за противоположные концы веревки, и начинается игра. Дети, находясь на расстоянии 4-6 шагов, должны подбежать и осалить медведя. Вожак не должен этого допускать, и старается защищать медведя, причем еще и салит нападающих.
После того как медведя осалят 5 раз, вожак становится на его место, если же он сам засалил кого-то 5 раз, то тот становится вожаком, а ведущий — нападающим. Примечание: 1. Как только кого-то осалили, он должен сам громко об этом сказать; 2. Нападать на медведя без команды нельзя; 3. Расцеплять руки от веревки не разрешается. |
Кошки-мышки
|
Количество играющих детей не ограничено. Игровым полем может служить просторная комната, или уличная площадка.
Дети делятся на две команды: «кошки» и «мышки». По кругу выставляются стулья таким образом, чтобы сиденья смотрели вовнутрь. На поставленные стульчики садятся «мышки», а кошки становятся сзади. Пары образуют таким образом, чтобы одной кошке не досталось мышки, и она стояла за пустым стульчиком, она будет начинать игру и водить. Задача свободного игрока — кошки, подмигивать кому-нибудь из детей, кто играет роль мышки, и переманить его к себе на свободный стульчик. В задачу «кошек», которые имеют свою пару, постараться удержать своего игрока и не упустить. Если они не успели, то им придется так же переманивать к себе мышек. Через некоторое время игроки меняются местами. Примечание: держать «мышек» за плечи все время нельзя. |
Коршун и наседка
|
Для игры потребуется как можно больше участников, из числа которых выбирают одну наседку и коршуна.
В задачу коршуна входит поймать цыплят, которых защищает наседка. Цыплята выстраиваются в колонну и крепко держатся друг за друга, а первый цыпленок за курицу. В это время коршун ходит и высматривает последнего цыпленка, именно его требуется поймать. Как только он начинает нападать, курица-наседка должна защищать своего цыпленка, шипеть на обидчика и всячески преграждать ему путь. При поворотах колонна из «цыплят» должна гибко поворачиваться вслед за наседкой. Как только коршун поймал свою добычу, цыпленок выбывает из игры, коршун продолжает свою охоту дальше пока не переловит всех цыплят. После того, как всех птенцов отловили, выбирают нового коршуна. Примечание: курица-наседка не имеет права отталкивать коршуна руками; если кто-то из цыплят случайно отцепился, то коршун может его догонять и ловить. |
Белки, орехи и шишки
|
В этой игре принимает участие любое количество игроков. Проводить игру можно на спортивной площадке, в свободной комнате, или в спортивном зале.
Для проведения игры потребуются 1 ведущий, 1 водящий и дети, которые будут выполнять роль «белок», «шишек» и «орехов». Водящий произносит: белки-шишки-орехи, и дети должны стать по три человека, взять друг друга за руки и замкнуть свой круг. После этого они договариваются между собой, кто в их «беличьем гнезде» будет в роли «белки», «ореха» и «шишки». У водящего «гнезда» нет, и он должен его заполучить. Когда ведущий произносит: «Белки», — те дети, чья роль названа, бросаются бежать из своих гнезд в соседнее, меняясь местами с соседней белкой. Самое главное — успеть занять себе место, потому что водящий нацелен получить место в чужом гнезде. Если кто-то не успел найти себе приюта, а водящий занял чье-то место, то «белка» становится водящим, и будет искать себе место, как только произнесут следующую команду. |
Гуси-лебеди
|
Проводить данную игру лучше всего на просторной площадке, там, где есть какое-либо укрытие (деревья, скамеечки, игровые домики и т.д.). Количество детей не ограничено, интереснее всего играть, когда более 10-12 человек. Среди участников выбирают одного вожака, 1-2 волка, остальные дети будут изображать гусей.
Ход игры: волки прячутся за деревьями, а неподалеку пасутся гуси (волков не видят). Вожак находится на противоположной стороне от гусей и подает им команду: «Гуси-лебеди, домой, волки бродят под горой!» дети начинают перебегать отведенную им площадку, как вдруг выбегают волки и начинают их салить. После нескольких перебежек гусей становится все меньше, и выигрывает тот, кто остался самым последним, а победитель среди волков выбирается путем подсчета наибольшего количества осаленных им гусей. |
У медведя во бору
|
Игру проводят на любой площадке или в парке. Количество детей в игре не ограничено. На одной стороне игрового поля чертят линию, которую называют — «опушка», и круг — «берлога». Среди играющих с помощью считалки выбирают медведя, который будет сидеть в берлоге.
Дети ходят по границе опушки и имитируют сбор ягод и грибов. Медведь сидит в берлоге и делает вид, что спит. Дети подбираются все ближе к медведю и напевают песенку: Я по опушке хожу. Я на мишку гляжу. Грибы ягоды беру. И от мишки убегу! Мишка, мишка косолапый. Сел на шишку своей лапой, Мишка громко заревел. И пошел ловить детей! После последней фразы, медведь выбегает из своей берлоги и старается кого-нибудь поймать. Тот, кого осалил медведь, должен идти к нему в берлогу и сидеть там. Далее игра продолжается так же. После того, как всех детей медведь поймал, его меняет самый первый, кого он поймал. Примечание: держать пойманного ребенка и волочить в «берлогу» не обязательно, он может посидеть на лавочке рядом. |
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков | |
Невод
|
В эту азартную игру можно играть летом в каком-либо имеющем отмели водоеме. Для наибольшей безопасности нужно выбирать места, где нет сильного течения. Лучше, если в игре участвуют много человек, желательно, чтобы их было не меньше, чем 6-8. Все игроки разделяются на две команды — одна команда будет изображать «рыбаков», а вторая — «рыбок». Рыбки могут перемещаться по всей территории, оговоренной для игры. Нельзя заходить только в глубокие места реки. Целью рыбаков является поимка как можно большего количества рыбок. Для этого рыбаки соединяют руки и цепью, напоминающей невод, стараются окружить «добычу». Рыбки могут убегать любым способом — плавая, ныряя, перемещаясь по мелководью. Когда рыбаки замыкают круг и сужают его так, что рыбкам уже некуда деться, команды меняются местами и игра начинается сначала.
По некоторым правилам рыбки могут убегать только до того момента, пока рыбаки не смыкают круг. После этого не успевшие убежать из круга рыбки считаются пойманными, так как убегать, проскальзывая под руками рыбаков, не разрешается. |
Удочка
|
В эту игру можно играть как на площадке, так и на воде. Надувной мячик приматывается на скакалку и раскручивается по кругу, водящий приговаривает:
Я как удочку пущу, Рыбок много наловлю. Наварю ухи вкуснющей, Позову друзей всех лучших. Если играют на площадке, то дети должны перепрыгнуть через «удочку». Если игра проходит на воде, то дети должны успеть поднырнуть так, чтобы мячик не коснулся их. Выигрывает тот, кто останется последним. |
Ручеек
|
Эта игра очень давняя, в нее любили играть наши бабушки и дедушки. Она веселая и задорная.
Из всех участников выбирают водящего, а остальные девушки и юноши, взявшись за руки, становятся парами, после чего выстраиваются в колонну и поднимают сомкнутые руки вверх, над головой. Водящий должен побежать по образовавшемуся «коридору», чтобы взять кого-нибудь себе в пару, и отвести ее в конец колонны. Тот, чья пара разбита, идет в начало ручейка и бежит так же, как первый водящий. Постепенно «ручеек» движется. Чем больше участников, тем интереснее становится эта игра. Ранее, на Руси, эта игра использовалась для того, чтобы познакомиться с понравившейся девушкой или юношей, или же просто в качестве забавы на народных гуляньях. |
Заря-зарница
|
Количество игроков не ограничено. Дополнительно для игры потребуется ленточка. Из всех играющих выбирают водящего, остальные дети становятся в круг и приговаривают:
Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла! Игроки, стоящие в кругу, держат руки за спиной, а водящий ходит по кругу и выбирает того, кому положить ленточку на плечо. После того, как водящий выбрал себе игрока для пары, он кладет ему ленту на плечо, и они оба резко бегут в разные стороны по кругу, тот, кому не достанется свободного места, остается водить. |
Охотники и утки
|
Для игры требуется довольно большая открытая площадка, в центре которой делают разметку — очерчивают большой круг. В качестве инвентаря используется мяч. В игре должно участвовать как можно больше человек, минимальное их количество — около 8-10. Все игроки разделяются на две команды, одна из которых становится «охотниками», а вторая — «утками». Утки должны в течение игры находиться внутри круга, а охотники — за его пределами. Задача команды охотников — кидать мяч в «стаю уток», пытаясь попасть в одну из них. Утки, соответственно, перемещаются внутри круга, стараясь спастись от «пуль охотников». Утка, в которую попали мячом, считается «убитой» и выходит из игры. Охотники не должны заступать внутрь круга, и, делая это, нарушают правила. Бросок охотника, заступившего за линию, не засчитывается. Утки, наоборот, не должны выбегать из круга. За такое нарушение утка покидает игру. Попадание мячом должно быть прямым, без отскока от земли или другого игрока, только в этом случае оно засчитывается. Еще одно правило предусматривает, что охотники не должны целиться в головы игроков команды противника. Если мяч попадает в голову утки, попадание не засчитывается.
Когда все утки внутри круга «убиты», команды меняются местами. Побеждает та команда, которая выбила всех уток быстрее другой, или в течение заранее оговоренного времени выбила большее количество уток. |
Игры на силу и ловкость | |
Бабки
|
Ранее игра «Бабки» была любимой народной игрой. В основном ей увлекалась деревенская молодежь.
Бабками назывались костяшки копытного сустава мелкого рогатого скота. Их обрабатывали, раскрашивали и играли. С помощью этой игры тренировали меткость и ловкость. Играть в бабки можно на земляной или травяной площадке. На игровом поле чертят (размечают) прямоугольник 8×4 м. С двух сторон от края поля чертятся горизонтальные линии в 2 м и 1 м, таким образом, длина внутреннего прямоугольника получается равной в 5 м. С противоположной стороны, равной 1 м, будет находиться черта метания. Для игры потребуются две команды по три человека, в качестве бабок можно использовать любые утяжеленные предметы в количестве 10 штук на каждую команду, в качестве битки — камушек или небольшой мячик (1 шт). Обе команды расставляют бабки на игровом поле, размещая из них две фигуры «забор» и «гусек». «Забор» выставляют вдоль коновой черты (она противоположна черте броска), «гусек» выстраивают перпендикулярно по отношению к первой фигуре. После того как поле выставлено участники начинают игру. Первый бросок выбирается по жребию. Задача игрока выбить как можно больше бабок наименьшим количеством биток, число выбитых бабок за один раз не должно превышать 2 «фишек». Если выбито больше, то бабки расставляются на место, а право на бросок переходит к команде соперника. Чтобы сбить первую фишку «забора», можно начинать с любого конца этой фигуры. Для того чтобы сбить «гусек» нужно начинать с последнего ряда фигуры. Сбитые бабки с поля убираются. Если же игрок переступает черту для броска, то все сбитые бабки возвращаются на место. Примечание: способы броска бабками могут быть различными и чередоваться в определенной последовательности. Например, с места, с разбега, с закрытыми глазами, через плечо, стоя на одном колене. Фигуры по степени сложности тоже можно придумывать разные. |
Городки
|
Игра «Городки» очень старая и известна еще со времен Петра I. Серьезных изменений за несколько столетий эта игра не претерпела, только лишь получила фиксированные правила.
Для проведения этой игры выбирается ровная площадка, на которой чертят квадрат размером 2×2 м, его называют «городок». На лицевой линии выстраивают специальные фигуры: «пушка», «колодец», «стрела», «коленчатый вал», «звезда», «серп», «артиллерия», «часовые», «пулеметное гнездо», «вилка», «тир», «самолет», «ракета», «письмо». Городки представляют собой ровные деревянные цилиндры 20 см в длину и 4,5-5 см в диаметре, которые изготавливаются из липы, березы и бука. Длина биты не менее 1 м. Расстояние от места бросков: «полукон» (ближнее) — 6,5 м, «кон» (дальнее) — 13 м. Играть в городки можно командами по 5 человек или один на один. Первый бросок определяется посредством жеребьевки. После того как место и очередность броска определено игрок делает первый «ход». Для победы следует выбить все фигуры сразу и победить в двух конах, причем затратить как можно меньше бит. Если по итогам игры выходит «ничья», то третий кон переигрывается. Примечание: в каждой партии может быть разное количество фигур, от 5 до 15. В ходе игры можно усложнять правила в зависимости от подготовки участников. |
Пятнашки
|
Пятнашки относятся к подвижным играм и имеют много разновидностей.
Все играющие выбирают пятнашку, который будет в роли водящего. После того как вода известен, все разбегаются от него. В задачу пятнашки входит догнать кого-то из игроков и дотронуться до него (запятнать). После чего осаленный становится пятнашкой и догоняет остальных ребят. Варианты игры. Пятнашки с домиком. По краям площадки рисуется по одному кругу — это «домики», в которые могут спрятаться убегающие дети.
Примечание: более двух ребят в одном «домике» прятаться не могут, причем время их пребывания ограничено счетом до десяти. Пятнашки-ноги от земли. В этом варианте игроки могут спастись от пятнашки, если успеют встать на какой-нибудь предмет (бордюр, пенек, кирпич, бревно и т. д.). Пятнашки-зайки. В этой игре можно салить только бегущих игроков. Как только игрок видит приближающегося пятнашку, он прыгает на двух ногах и изображает зайчика, в этом случае он в безопасности. Пятнашки с именем. В этой игре все участники, кроме пятнашки, должны придумать себе имена из названий цветов, птиц, зверей и т.д. После этого они разбегаются. Спастись от водящего можно быстро назвав свое имя. Круговые пятнашки. Дети становятся по кругу приблизительно на расстояние вытянутой руки друг от друга. Свое место игроки обводят кружком. За пределами круга играют двое водящих, один из которых пятнашка, а другой убегает. Бег происходит по кругу. Выручить уставшего игрока может любой, уступив ему свой круг, но как только он выходит за пределы круга, за ним гонится пятнашка. Самое интересное в этой игре то, что освободившийся кружок может занять сам пятнашка, а не успевший — становится водой. |
Чехарда
|
Чехарда — это подвижная игра, способствующая физическому развитию.
С помощью считалки или жеребьевки среди участников игры выбирают водящего — «козла». Водящий наклоняется вперед и каждый по очереди должен перепрыгнуть через него. Для усложнения игры можно выбирать двух и более «козлов», которые будут стоять цепочкой. Также, после каждого кона, водящий может разгибаться на несколько сантиметров, говоря при этом: «1/4; 1/3; 1/2». Правила игры: 1. Тот, кто не смог перепрыгнуть через водящего, становится на его место, а «козел» идет прыгать вместе с остальными. 2. «Козлу» запрещается намеренно прогибать спину и другими способами мешать прыгающим игрокам. |
Приложение 3
Игры 3 этапа
Славянские игры
Тема | Методические рекомендации |
Водяной
|
Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
Дедушка водяной, Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим. Детали: Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. |
Дедушка-рожок
|
В наше время игра известна под названием «колдунчики». Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке-рожку (колдуну), отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем. Дедушка-рожок из своего дома спрашивает:
— Кто меня боится? — Никто! — отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего: — Дедушка-рожок, на плече дыру прожег! Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут. Пока дедушка-рожок занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому колдуна и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым. Детали. Пойманный колдуном игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: «Чай-чай, выручай!» |
Пахари и жнецы
|
По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой — «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда — Пахари, она становится по одну сторону черты — где «пашня»; другая команда — Жнецы — становится по другую сторону черты — где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, пою
Мы пашенку пахали, Глубокие борозды махали. Борозды — глубокие, Полосы — широкие. А вы жнецы худые — У вас серпы тупые Жнецы отвечают: У вас пахарь Сысой, У него плуг тупой. Он пашню не пахал, На меже лежал, На меже лежал, Ворон считал. А мы жнецы молодые, У нас серпы золотые. Мы жито жали, Во снопочки вязали, На ток вывозили, Цепом молотили, Зерно выбивали — Стали с пирогами! Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой — гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит: «Раз, два, три — на ниву беги!» По этой команде Жнецы бегут ни «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды. |
Иван-косарь и звери
|
По песне-считалке:
Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут — Волки, лисы не найдут, Не найдёт тебя медведь. Выходи, тебе гореть! — Выбирается Иван-косарь. Остальные играющие называют себя Зайцем, Лисой, Волком, Медведем и т. д. Иван-косарь берёт в руки палку — «косу» и делает движения, как при косьбе. С ним переговариваются: — Иван-косарь, что ты делаешь? — Траву кошу. — А зачем трава? — Коров кормить. — А зачем коровы? — Молочко доить. — А зачем молочко? — Сырцы лепить. — А зачем сырцы? — Охотников кормить. — А зачем охотники? — В лесу зверей ловить! После этого ответа ребята разбегаются и прячутся. Иван-косарь бежит искать «зверей» и, если находит одного из спрятавшихся, должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, то пойманный выбывает из игры, а Иван-косарь ищет других спрятавшихся ребят. |
Люлька
|
Играют чаще девочки-подростки, 2-5 человек. Нужна веревка длиной 2-3 м.
Веревку держат двое, держа каждый один из концов. Можно один конец привязать к столбику или дереву, и тогда держать сможет один человек. Веревку не крутят, как в игре «Забегалы», а лишь раскачивают над землей на разной высоте — от 10-20 см до 50 и выше. Участники по одному (или парами) разбегаются и перепрыгивают через раскачиваемую веревку или же начинают прыгать разными способами: с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещенными ногами, с поворотом при прыжке и т. д. Прыгают, пока не совершат ошибки. Допустивший ошибку сменяет одного из качающих веревку. Правило. Ошибкой считается не только не получившийся прыжок, но и любое задевание веревки. Однако если это произошло по вине крутивших веревку, то прыгавший имеет право на повторную попытку. |
Бояре
|
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами:
— Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место: — Дорогие, а мы к вам пришли! Другая повторяет этот маневр со словами: — Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: — Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. — Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то: — Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается: — Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. — Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. — Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. — Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. — Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. — Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. — Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: — Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков. Детали можно изменить слова диалога, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге. |
Птицелов
|
Играющие определяют одного игрока, который становится птицеловом. Оставшиеся выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать и становятся птицами. Птицы встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке. Птички весело поют, Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя пойманного. После чего этот игрок сам становится птицеловом. Если птицелов ошибается – игра продолжается в тех же ролях. Детали. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу. |
Баба-яга
|
По считалке выбирается Баба Яга. Затем рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку-помело и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг круга и дразнят:
Баба Яга, Костяная нога, Печку топила, Кашу варила. С печки упала, Ножку сломала. Пошла на базар — Раздавила самовар. Пошла на улицу — Раздавила курицу. Пошла на лужайку — Испугала зайку. Пошла гулять в сад — Рассмешила всех ребят. Пошла в огород — Рассмешила весь народ! Баба Яга скачет по кругу на одной ноге и старается коснуться ребят «помелом». Кого она запятнает, тот замирает на месте. Кто из играющих приподнимет запятнанного и внесёт в круг, но сам при этом не будет запятнан, тот становится новой Бабой Ягой. |
Ручеёк
|
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разливался родник ключевой, Белый, снеговой: По чистым полям, По синим морям, По мхам, по болотам, По зелёным колодам. Царь едет жениться, Царевна велит воротиться: Сама к тебе буду, Летом — в карете, Зимою — в возочке, Весной — в челночочке! Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснулся воды, из игры выбывает. |
Горелки
|
Игра «Горелки» очень древняя. Своим происхождением обязана славянским народам.
Много веков эта игра была одной из самых любимых, причем нашла свое отражение даже в русской литературе в произведениях таких писателей как Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина и др. Для игры потребуются пары, обычно мальчик с девочкой. Они должны взяться за руки и выстроить колонну (вереница). Впереди, на расстоянии 3-5 м от колонны стоит водящий (горельщик). Дети громко хором нараспев говорят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят. Водящий становится спиной к остальным детям после слов «глянь на небо». Дети продолжают петь песенку, а в это время последняя пара расцепляет руки и идет по направлению к горельщику. Когда пара детей практически поравняется с ним, она останавливается и, дождавшись фразы «колокольчики звенят», бросается бежать вперед водящего. В задачу водящего входит поймать одного из пары. Как только он кого-то осалил, он становится с ним в пару в самое начало колонны, а тот, кого не удалось догнать, становится водящим. Если горельщик не смог поймать себе пару, он водит снова. Правила игры: 1. Нельзя убегать раньше слов «колокольчики звенят». 2. Водящему нельзя подглядывать, какая пара собирается от него убегать, если же он увидел, то пара может поменяться с кем-нибудь очередью, или поменяться местами друг с другом. 3. Горельщики могут салить убегающих до того момента, пока те не объединились в пару. 4. До начала игры определяется место, в пределах которого водящий может осалить игрока, то есть за пределами этого места он не имеет права этого делать. На фоне данной игры появилась еще одна разновидность — «двойные горелки». Дети становятся в две колонны и выбирают двоих водящих. Бегут в такой игре две пары из обеих колонн. Водящие могут ловить любого, но пары не могут меняться между собой, а стараются соединиться со «своей половинкой». В качестве «кричалки» можно использовать следующие слова: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги! В данной «зазывалке» можно менять последнюю строку и называть любую по счету пару. Например: «третья пара, беги!», «пятая пара, беги!» |
12 палочек
|
Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Детали: Водящий подбирает и укладывает палочки обратно на качели строго по одной. |
Салки
|
Cюжет этой игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющих вариантов. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в сторону и кричит: Чай-чай-выручай. Он заколдован. Расколдовать его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен заколдовать всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека. |
Лапта | Лапта — это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.
Эта игра получила широкое распространение по всему миру, хотя и претерпела некоторые изменения. Игра очень подвижная, ее использовали в качестве развлечения на многих праздниках. Особенно яркую характеристику этой игре дал А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места». Игра состоит из двух таймов по 30 минут, между которыми перерыв в 5 минут. Игра должна проводиться на прямоугольной площадке около 30-40 м шириной, где на расстоянии 40-60 м друг от друга проводят горизонтальные линии. С одной стороны поля находится кон, с противоположной — город. Для игры потребуется небольшой мячик и плоская палка длиной около 60 см, именно ее называют лаптой. Ширина лапты 10 см. Игра начинается с разминки. После этого проводят жеребьевку между капитанами команд. Затем, определив право первого броска, игроки занимают свои позиции. Одни идут в город, а вторые — водят. Команда города начинает игру. Тот, кто бьет лаптой, отбрасывает мяч на дальнее расстояние в поле, а сам бежит через площадку на кон и должен успеть вернуться обратно. Те игроки, которые находятся в поле, должны поймать мяч и осалить им бегущего. Если бегущий не успевает вернуться в город, то ждет следующего удобного момента при броске. Если же его осалили, то его команда переходит в поле. Если игрок плохо отбил мяч и бежать опасно, то он остается за чертой «в пригороде». На бросок дается по две попытки. Возможность бежать у ребят, которые остались за коном или в «пригороде» появляется, как только мяч находится далеко в поле. По правилам игры все игроки должны по очереди пробить по мячу и пробежать до кона, только в этом случае игра считается выигранной. По окончании игры команды меняются местами. |
Котел
|
Эта (или очень близкая к ней) игра была широко распространена у русских еще тысячу лет назад. При раскопках Древнего Новгорода уже в слоях X и XI вв. было найдено много деревянных шаров и многочисленные остатки деревянных клюшек — палок с загнутым концом. Известный археолог Б.А. Колчин пришел к выводу, что в X и последующих веках в Новгороде одной из любимых была игра «Шар-мазло» («Котел»). В книге Е.А. Покровского и ряде русских сборников игр XIX в. говорится о широком распространении «Котла» по всей стране. Вытесненная почти везде более современной игрой подобного типа — хоккеем, игра «Котел» все же сохранилась в отдельных местностях России. Играют юноши или мальчики-подростки, обычно 7-10 человек. У каждого клюшка длиной 0,8-1 м (последнее время используются иногда хоккейные клюшки). В середине площадки размером не менее 20 х 20 м выкапывается «котел» — неглубокая ямка диаметром от 15 до 50 см, изредка больше. Вокруг по радиусу 1,5-2 м делают маленькие ямки, называемые в разных местах то «лунками», то «мазлами», то «лучками» и по-другому. Размеры их таковы, что в них свободно может поместиться конец одной клюшки, а для второй уже не остается места. Число лунок равно количеству игроков без водящего. Он выбирается по жребию или путем метания клюшек (кто метнул ближе всех, тот водит).
Описание. Водящий берет деревянный шар диаметром 7-12 см и отходит в сторону, а остальные игроки становятся у лунок, опустив в них концы своих клюшек. Отойдя от круга в любую сторону на оговоренное перед игрой расстояние (обычно 7-10 м), водящий кидает шар, чтобы он катился или летел навесом невысоко над землей и попал в центральную ямку — «котел». Остальные игроки отбивают летящий или катящийся шар своими клюшками. Если он все же попадает в «котел», то все должны поменяться друг с другом лунками. Но в это время водящий нередко успевает подбежать и занять своей клюшкой одну из лунок. Оставшийся без лунки меняется ролью с водящим. Если шар был отбит на лету и не попал в «котел», водящий подбегает к нему и начинает гнать его клюшкой по земле, стараясь любым путем закатить в «котел» и заставить игроков меняться лунками. Однако все игроки стремятся, в свою очередь, не допустить попадания шара в «котел». Для этого они ударяют по шару своими клюшками. Бывает, что один или даже несколько игроков отбегают от своих лунок довольно далеко, угоняя шар подальше от «котла». Но при этом каждый из них должен следить, чтобы водящий, оставив шар, не побежал к лункам и не занял своей клюшкой лунку, оставшуюся без охраны. Тогда бывший владелец лунки становится водящим. Однако любой из оставшихся игроков может тоже подбежать к пустой лунке и занять ее своей клюшкой, опередив водящего. Две клюшки одновременно в одну лунку ставить нельзя. Поэтому опоздавший бежит к другой освободившейся лунке, но если и тут опоздает, то идет водить. Так, с постоянной сменой водящих, игра может продолжаться столько, сколько решат сами участники. Задача каждого игрока, ставшего водящим, — как можно скорее занять одну из лунок. Правила 1. Лунку можно занять только концом клюшки, но не ногой. 2. Уже занятую лунку нельзя пытаться освободить силой. 3. В любом случае, когда шар оказывается в «котле», все должны оставить свои лунки и поменяться ими с другими игроками. 4. Шар можно гнать или останавливать только клюшкой, но не ногой или рукой. Нарушивший это правило становится водящим. |
Снежки
|
Как один из вариантов этого вида игры в войну можно рассматривать игру в «снежки», когда одна команда мальчишек состязалась с другой в кидании друг в друга комками снега. Играть могли до тех пор, пока одна из команд не признавала свое поражение, не выдержав обстрела противника. Либо оговаривались какие-либо дополнительные правила. Например, игрок, пораженный снежком, мог считаться «убитым» или «раненым» и выбывал из дальнейшей игры. Или продолжал в ней участвовать (в случае «ранения»), но с ограничениями. Тяжесть «ранения» определялась местом попадания снежка. Раненый в ногу мог передвигаться теперь, только скача на здоровой ноге и т.д. |
Жабка
|
Выбирается Жабка. Остальные рисуют круг и становятся на черту. Жабка выходит на середину круга, и с ней переговариваются:
— Зачем тебе, Жабка, четыре лапки? — Чтобы скакать по травке, вытянувши лапки. — Покажи, Жабка, как ты прыгаешь-скачешь. — А я этак и вот так! И Жабка показывает, как она прыгает, а дети, стоящие на линии круга, поют: Бода-бода-болабода, Живёт жабка у болота. Выпуча глаза, сидит, Громко-громко говорит: — Ква-квак, ква-квак, А я прыгаю вот так! Жабка прыгает и пытается «осалить» одного из ребят. А дети, увёртываясь, бегают по линии круга. Кого Жабка коснётся, тот становится новой Жабкой. Вариант: После слов: «А я прыгаю вот так!» Жабка показывает какое-нибудь движение, которое все остальные должны повторить. Жабка выбирает того, кто лучше всех задание выполнил и тот становиться новой Жабкой. |
>>>Скачать все материалы публикации