Автор: Салеидзе Елена Викторовна, Шевчик Наталья Михайловна |
На современном этапе реформирования образовательной системы большое внимание уделяется развитию сильной творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы и находить нестандартные пути их решения. Применение проблемного обучения позволяет подготовить будущих специалистов, способных самостоятельно формулировать и решать множество проблем разного уровня сложности. Эффективность проблемного обучения, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс с использованием технологии проблемного обучения для формирования коммуникативной компетенции студента медицинского профиля.
Предмет исследования: проблемная ситуация в обучении как фактор актуализации возможностей проблемного обучения на занятиях латинского и английского языков.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс проблемных ситуаций в процессе обучения латинскому и английскому языкам на материале обучения иноязычному говорению.
Весь процесс проблемного обучения по Ковалевской может быть представлен с помощью трехступенчатой модели:
- Презентация преподавателем и восприятие студентом познаваемого объекта.
- Принятие студентом познаваемого объекта через создание преподавателем проблемных ситуаций на основе системы проблемных задач.
- Творчество студента и преподавателя в создании новых объектов познания.
В ряду проблемных по своему характеру методов хотелось бы остановиться на методе проектов, дискуссионном методе и методе ролевых игр.
Обращение к методу проектов обусловлено тем, что он дает возможность сосредоточить внимание обучаемого не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный.
Большое место в методе проектов занимают дискуссии. Требования к ведению дискуссии позволяют сформировать определенную культуру речи. Здесь реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых.
Не менее интересной методикой активизации познавательной деятельности обучаемых является методика ролевой игры. Проблемность ролевой игры реализуется через моделирование ситуаций, в которых та или иная проблема может найти определенное решение.
Исследование проходило в три этапа. В двухлетней опытной работе приняли участие студенты группы 2 курса в количестве 14 человек.
На констатирующем и контрольном этапах были проведены:
— анкетирование (цель: выяснить отношение студента к обучению латинскому языку, характер возникающих трудностей в учении, умение самостоятельно находить пути решения проблемы до и после внедрения проблемного обучения, какие изменения произошли по тем же вопросам и характер этих изменений);
— самодиагностика умения ведения диалогического общения;
— опросник (цель: изучить ожидания и потребности студентов, как они реагируют на учебные материалы, методы);
— тестирование (цель: диагностика сформированности умения вести диалог).
На формирующий этапе студентам регулярно предлагались проблемные ситуации по учебным темам с применением вышеперечисленных методов проблемного обучения. При тестировании использовались следующие параметры оценивания: содержание, взаимодействие с собеседником, лексическое оформление речи, грамматическое оформление речи, произношение.
Результаты исследования показали, что студенты научились видеть и воспринимать проблемные ситуации самостоятельно, но ещё нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поведения в проблемной ситуации.
Таким образом, актуальность проблемного подхода к обучению иностранному языку определяется новыми целевыми установками современного образования, направленного как на овладение новыми знаниями аспектов латинского языка, умениями в различных видах речевой деятельности, так и на формирование творческих способностей учащихся. На современном этапе развития методической науки можно говорить не о целостном типе обучения, а лишь о реализации принципа проблемности или проблемного подхода, который является основой для интеграции различных подходов в преподавании латинского и английского языков.
Литература
- Бабичева Т. А. Проблемное обучение в процессе активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2017. — № 6. — С. 12-17.
- Бершадская Е. Комплекс образовательных технологий // Директор школы. — 2009. — N 2. — С. 65-69.
- Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. – 2015. — N 3. — С. 4-17.
>>>Скачать все материалы публикации