Автор: Суханова Людмила Сергеевна |
In the article the questions of practice of teaching foreign languages are lighted up in a college, systematized and presented in the generalized type of technology of teaching foreign languages, providing the optimum process professionalization of students.
Одной из инновационных составляющих высокого качества профессионального образования является профессиональная компетентность преподавателя. Государственные образовательные стандарты нового поколения обеспечивают развитие приоритетных направлений модернизации системы образования. Они ориентированы на требования инновационной экономики, имеют модульное построение в контексте развития системы образования, позволяют расширить образовательные возможности студентов и индивидуализировать образование за счет формирования компетенций, гибкости программ, активной роли обучаемого, учета его интересов посредством обратной связи, новой (тьюторской) роли преподавателя.
Личность педагога и его творческий потенциал является основополагающими при выборе методов и технологий обучения, а также для реализации стратегической линии обучения творчеству, направленной на формировании готовности студента к постоянному поиску в информационно-образовательном пространстве. Поэтому, педагогическое мастерство преподавателя предполагает наличие у него следующих качеств: профессиональных (глубокие знания в области своей науки и специальности, общей и профессиональной педагогики, высокий уровень общей культуры и др.); специальных (умение ставить педагогические цели и определять задачи учебно-воспитательной деятельности, развивать интерес студентов к своему предмету, устанавливать внутренние связи и отношения между отдельными процессами, фактами, понятиями и явлениями и др.); моральных (порядочность, принципиальность, открытость, простота и др.); мотивационных (убежденность, социальная активность, чувство долга).
Преподавателю необходимо развивать и совершенствовать свое педагогическое мастерство. Наиболее существенными факторами совершенствования педагогического мастерства является: предъявляемые профессиональной школе требования общества; уровень развития современной науки; профессиональная подготовка преподавателей; педагогическая позиция данного коллектива и его творческий потенциал и др.
Для совершенствования педагогического мастерства преподавателю необходимо повышать свою квалификацию, развивая педагогические умения по следующим направлениям: конструктивные (умение выбирать учебный материал и проектировать его в соответствии с конкретными целями обучения, формировать личность студента, находить средства педагогического воздействия, обеспечивающие запланированные результаты), коммуникативные (умения устанавливать правильные взаимоотношения со студентами, а также перестраивать их в ходе практической работы), гностические (умение накапливать и систематизировать знания, пользоваться литературой, изучать передовой опыт, анализировать свой собственный, организаторские (организовывать обучаемых на различные виды деятельности). Особенность нового поколения образовательных программ среднего профессионального образования состоит в реализации идей компетентностного подхода, которому присущ перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход ,центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте»).
Обзор выводов исследователей по данной проблематики позволяет сделать заключение о том, что во всех подходах к определению понятия «компетентность», как и понятия «компетенция», «компетентность», акцентируется опыт деятельности личности, ее активная позиции. В своей работе мы используем личностно-ориентированные технологии. При реализации таких технологий процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей обучающихся, а отношения « педагог — обучающийся » строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Иностранный язык — такой предмет, в котором прослеживается межпредметные связи со многими учебными дисциплинами и специальными предметами, такими как микробиология, биохимия, анатомия, поэтому преподаватель иностранного языка должен обладать широким кругозором и быть компетентным во многих областях.
Перед обучающимися на разных этапах стоят разного вида задачи. Сначала надо научиться решать частные задачи, а затем сложные.
Среди сложных задач можно выделить;
- сквозные задачи, проходящие через весь учебный курс;
- комплексные, охватывающие несколько учебных дисциплин, но выполняемые одновременно, в период соответствующего практикума или учебной практики;
- целевые комплексные задачи, проходящие через несколько предметов, но направленные на достижение конкретной цели, на завершение процесса выполнения трудовой функции.
При обучении социальным и общеобразовательным дисциплинам необходимо использовать репродуктивные творческие методы обучения и воспитания, находить средства, повышающую познавательную и профессионально-ориентированную активность студентов. В этом комплексе применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным. ТРИЗ — педагогика, как научное и технологическое направление, сформировалось в настоящей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Под методом решения изобретательных задач подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ.
ТРИЗ — педагогика строится на основе:
- системы человеческих ценностей;
- заповедей нравственности и идей гуманизма;
- объективных Законов Развития Социальных Систем
предыдущего опыта педагогики, психологии, социального управления, истории развития
человечества;
— Теории Решения Изобретательных Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ).
Обучающиеся могут использовать материал любой учебной программы для изучения ТРИЗ, в свою очередь принятие ТРИЗ для лучшего понимания и условия содержания этой программы, при этом ТРИЗ изучает в интегральном виде одновременно с другими образовательными программами.
Применение ТРИЗ — педагогики на уроках помогает преподавателю:
— использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических,
исследовательских и учебных задач;
выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности каждой личности;
- развивать познавательный интерес обучающихся;
- способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.
Такой деятельностный подход при работе требует от преподавателя интенсивного межличностного взаимодействия, а именно: обладания личностно-профессиональным опытом; терпеливого выслушивания любых точек зрения студента, действительного, а не поддельного интереса к его суждению; умения в ходе обсуждения и принятия решения свободно выражать свое мнение, не подавляя при этом окружающих; спокойного восприятия возможных ошибок в фактах и в логике рассуждения; умения увидеть работу обучающегося, деликатно поддержать, направить к поиску новых результатов; без оценочного принятия личности студента, позволяющего воспринимать ход его мыслей, его пристрастия, чувства.
Если раньше говорилось об использовании преподавателем новых методов, знаний, то теперь он должен уметь преобразовать знания, соотнося их с конкретными целями, условиями, обучающимися. Это работа с достаточного высокой новизной, которая требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов.
Поскольку нельзя снабдить преподавателя готовыми решениями в быстро меняющимся мире, появляется необходимость в преподавателе-исследователе, преподавателе-решателе проблем. ТРИЗ-педагогика становится в этом случае необходимым инструментом в решении таких задач.
Такая работа помогает проявлению интереса к обучению, специальности, способствует осуществлению межпредметных связей, повторению полученных в процессе учебной деятельности профессионально важных знаний. Познавательная потребность становится центральным генератором познавательной активности обучающихся, развивает стремление к самоутверждению, самореализации, связанное с направленностью на удовлетворение профессиональных потребностей, устремлений и интересов.
Список использованных источников:
- Бабанова А.И. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе //Научные исследования в образования в образовании. — 2019- №6- с. 7-9
- Сергеева М.Г. Модернизация образования. — Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование — 2019- №2 — с.4-7
>>>Скачать все материалы публикации