Игровые технологии в ДОУ

 

Автор: Павленко Наталья Алексеевна
Должность: Воспитатель
Тип: Статья
Тема: «Игровые технологии в ДОУ»
Дата публикации: 08.12.2020

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игре присущи черты:

  • Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.
  • Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.

Функции игры:

  1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
  2. Коммуникативная
  3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
  4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
  5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

Выделяют три класса игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, — самостоятельные игры:
  • Игра-экспериментирование:

Структура занятия-экспериментирования

А) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Б) Тренинг внимания, памяти, логики мышления

В) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.

Г) Уточнение плана исследования

Д) Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Е) Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Ж) Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов.

Этапы экспериментально-исследовательской работы:

  1. Определение и постановка проблемы.
  2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
  3. Непосредственное проведение эксперимента.
  4. Обобщение полученных данных.
  5. Вывод.
  • Самостоятельные сюжетные игры:

— Сюжетно – отобразительные

— Сюжетно-ролевые

— Режиссерские

— Театрализованные

  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
  • Игры обучающие:

— Дидактические

— Сюжетно-дидактические

— Подвижные

  • Досуговые игры:

— Игры-забавы

— Игры-развлечения

— Интеллектуальные

— Празднично-карнавальные

— Театрально-постановочные

  1. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:
  • Традиционные или народные

Классификация игр детей дошкольного возраста.

Классы игр. Виды игр. Подвиды игр.

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспериментирования

  1. Игры с природными объектами.
  2. Игры со специальными игрушками для исследования.
  3. Игры с животными

Сюжетные самодеятельные

  1. Сюжетно-отобразительные.
  2. Сюжетно-ролевые.
  3. Режиссерские.
  4. Театрализованные

Игры по инициативе взрослого

Обучающие

  1. Сюжетно-дидактические.
  2. Подвижные.
  3. Музыкально-дидактические.
  4. Учебные

Досуговые

  1. Интеллектуальные.
  2. Игры-забавы, развлечения.
  3. Театрализованные.
  4. Празднично-карнавальные.
  5. Компьютерные

Игры народные

Обрядовые

  1. Семейные.
  2. Сезонные.
  3. Культовые

Тренинговые

  1. Интеллектуальные.
  2. Сенсомоторные.
  3. Адаптивные

Досуговые

  1. Игрища.
  2. Тихие игры.
  3. Игры-забавы

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

 >>>Скачать все материалы публикации