Автор: Павленко Наталья Алексеевна |
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игре присущи черты:
- Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.
- Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.
Функции игры:
- Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
- Коммуникативная
- Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
- Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
- Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.
Выделяют три класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, — самостоятельные игры:
- Игра-экспериментирование:
Структура занятия-экспериментирования
А) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Б) Тренинг внимания, памяти, логики мышления
В) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.
Г) Уточнение плана исследования
Д) Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Е) Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Ж) Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов.
Этапы экспериментально-исследовательской работы:
- Определение и постановка проблемы.
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Непосредственное проведение эксперимента.
- Обобщение полученных данных.
- Вывод.
- Самостоятельные сюжетные игры:
— Сюжетно – отобразительные
— Сюжетно-ролевые
— Режиссерские
— Театрализованные
- Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
- Игры обучающие:
— Дидактические
— Сюжетно-дидактические
— Подвижные
- Досуговые игры:
— Игры-забавы
— Игры-развлечения
— Интеллектуальные
— Празднично-карнавальные
— Театрально-постановочные
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:
- Традиционные или народные
Классификация игр детей дошкольного возраста.
Классы игр. Виды игр. Подвиды игр.
Игры, возникающие по инициативе ребенка
Игры-экспериментирования
- Игры с природными объектами.
- Игры со специальными игрушками для исследования.
- Игры с животными
Сюжетные самодеятельные
- Сюжетно-отобразительные.
- Сюжетно-ролевые.
- Режиссерские.
- Театрализованные
Игры по инициативе взрослого
Обучающие
- Сюжетно-дидактические.
- Подвижные.
- Музыкально-дидактические.
- Учебные
Досуговые
- Интеллектуальные.
- Игры-забавы, развлечения.
- Театрализованные.
- Празднично-карнавальные.
- Компьютерные
Игры народные
Обрядовые
- Семейные.
- Сезонные.
- Культовые
Тренинговые
- Интеллектуальные.
- Сенсомоторные.
- Адаптивные
Досуговые
- Игрища.
- Тихие игры.
- Игры-забавы
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
>>>Скачать все материалы публикации